Расшифровка маркировки аккумуляторных батарей разных производителей

Как узнать дату изготовления аккумулятора

Помимо того что производители аккумуляторов выбирают разные позиции для размещения маркировки, также отличаются способы «прочтения» оставленной ими информации.

Распространенная маркировка батареи

Чаще всего производители батарей используют для их маркировки шифр из 9-10 цифр. Пример: 0000 523445. Рассмотрим, как читать такую маркировку:

  • Первые 4 цифры – это номер партии, из которой «вышел» данный аккумулятор и кодировка линии;
  • Следующая цифра – последняя цифра года, когда выпущен аккумулятор. В рассматриваемом варианте стоит цифра 5 – это значит, что батарея выпущена в 2015 году;
  • Далее – полугодие, когда выпущена батарея. В рассматриваемом примере цифра 2 – это говорит о том, что выпущен аккумулятор в период с июля по декабрь 2015 года;
  • Следующая цифра – месяц в полугодии, когда произведена батарея. У нас в примере 3 – это говорит о том, что батарея выпущена с конвейера в сентябре;
  • Далее – день месяца. Может быть как однозначное число, так и двузначное. В данном случае цифра 4 означает, что батарея выпущена 4 числа месяца;
  • Последняя цифра (может быть двузначной) – это номер бригады, которая ответственна за производство батареи. В примере бригада №45 работала над аккумулятором.

Делаем вывод после прочтения маркировки 0000 523445, что аккумулятор был выпущен 4 сентября 2015 года.

Чаще всего подобную систему маркировки можно встретиться на аккумуляторах таких производителей, как: FireBall, Uno, Dominator, FB, Forse и Курский Аккумулятор.

Маркировка около этикетки

Еще один распространенный способ маркировки, который позволяет очень просто узнать, когда была произведена батарея. Около этикетки производитель ставит код из 6 цифр. Пример: 122011. В данном случае:

  • Первые две цифры – это месяц, когда была произведена батарея;
  • Последние 4 цифры – это год выпуска аккумулятора.

Соответственно, после прочтения маркировки примера 122011 можно сделать вывод, что аккумулятор выпущен в декабре 2011 года.

Такую систему маркировки можно встретиться на батареях моделей: Ямал, Тюменский медведь (Tyumen Batbear или Arctic Batbear).

Явным минусом такого способа маркировки является невозможность определить, в какой конкретно день и какой сменной была создана данная батарея. Соответственно, производителям таких батарей сложнее разбираться, кто именно ответственен за проблему с батареей, если она имеется.

Маркировка аккумуляторов Tubor

Популярные аккумуляторы российского производителя Tubor имеют свою собственную маркировку, состоящую из букв и цифр. Пример: 401S1. Расшифруем данную маркировку:

  • Первая цифра – это день недели, когда выпущен аккумулятор. В нашем случае 4 – это четверг;
  • Вторые две цифры – это порядковый номер недели, когда сделана батарея. Максимально данная цифра может достигать порядкового номера 53. В нашем случае 01 – это первая неделя года;
  • Буква – это год. Производитель на сайте указывает, какой год обозначается какой буквой: Z – 2014; P – 2015; A – 2016; S – 2017; T – 2018; X – 2019; L – 2020. В нашем случае S – это 2017 год;
  • Последняя цифра – номер смены. В нашем варианте смена №1.

Соответственно, из маркировки 401S1 можно сделать вывод, что батарея создана в четверг на первой неделе 2017 года.

Маркировка аккумуляторов Актех

Данный производитель имеет довольно простую маркировку, тем не менее, правило ее прочтения нужно знать. Его маркировка состоит из 4 цифр. Пример: 0117. Расшифровывается это следующим образом:

  • Первые две цифры – месяц;
  • Вторые две цифры – год.

В нашем случае батарея сделана в январе 2017 года.

Обратите внимание: подобная маркировка может встречаться также на некоторых моделях батарей от Ориона и Зверя

Маркировка немецких аккумуляторов (Bosch, Varta)

На батареях некоторых немецких брендов, например, Bosch и Varta, можно встретить маркировку, состоящую из 24 символов. Среди них имеются буквы, цифры, а некоторые моменты выделены цветом

Здесь важно знать, что дата производства аккумулятора – это цифры с 4 по 6

Четвертая цифра при такой маркировке – это год. А пятая и шестая – это месяц. При этом месяц определяется следующим образом:

  • 17-январь;
  • 18 — февраль;
  • 19 — март;
  • 20 — апрель;
  • 53 — май;
  • 54 — июнь;
  • 55 — июль;
  • 56 -август;
  • 57 -сентябрь;
  • 58 — октябрь;
  • 59 — ноябрь;
  • 60-декабрь.

Цветовые кодировки обозначают квартал, когда выпущена батарея.

Маркировка других аккумуляторов

Многие другие производители используют свои собственные маркировки, и выше мы рассмотрели лишь самые распространенные варианты. Лучше информацию о «чтении» маркировок узнавать непосредственно на сайте производителя аккумулятора.

Обратите внимание: Многие производители обозначают дату производства аккумулятора стандартным для потребителя образом – дд.мм.гг

Определение даты производства аккумуляторов по их маркировке

Определение даты выпуска аккумуляторов, которыми комплектуются аккумуляторные картриджи APC, Eaton и других производителей ИБП, необходимо для правильного планирования срока замены аккумуляторов.

Аккумуляторы от разных производителей могут иметь различную маркировку. Кроме того, даже в рамках одного производителя, маркировка аккумуляторов со временем может менять свой вид.

Аккумуляторы Kung Long

Маркировка XX00XX

Общее правило для аккумуляторов с 6-значной буквенно-цифровой маркировкой вида XX00XX таково:

Символы Описание Кодировка
1 символ Код последних двух цифр года L=12, M=13, N=14, O=15, P=16, Q=17, R=18, S=19, T=20 и т.д.
2 символ Код номера месяца в году A=1, B=2, C=3, D=4, E=5, F=6, G=7, H=8, I=9, J=10, K=11, L=12
3 и 4 символы День месяца
5 и 6 символы

Примеры маркировки и её расшифровка:

Пример маркировки Расшифровка примера
Например, расшифруем код SB27AB.S=19, то есть 2019 год.B=2, то есть Февраль. 27 — это день месяца.
Получаем дату 27.02.2019
Другой пример аналогичной маркировки.
Код RH24AB можно расшифровать, как 24.08.2018

Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:

Бренд Модель Описание
Kung Long Long WP5-12 Аккумулятор 12V 5Ah — Kung Long WP5-12, Клеммы Faston F2

Аккумуляторы B.B.Battery

Маркировка XX000000

Общее правило для аккумуляторов с 8-значной буквенно-цифровой маркировкой вида XX000000 таково:

Символы Описание Кодировка
1 и 2 символ
3 и 4 символ Цифровой код последних двух цифр года 18=2018, 19=2019 и т.д.
5 и 6 символ Цифровой код номера месяца в году 01, 02, 03 … 12
7 и 8 символы День месяца 01, 02 … 31

Примеры маркировки и её расшифровка:

Пример маркировки Расшифровка примера
Например, код DC180419 обозначает дату 19.04.2018

Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:

Бренд Модель Описание
B.B.Battery BP5-12 Аккумулятор 12V 5Ah — B.B.Battery BP5-12 VRLA Rechargeable Battery, AGM, 1.75VPC, 25C, Клеммы Faston F2, 1.8kg

Аккумуляторы CSB Battery

Маркировка 000000X..

Правило для аккумуляторов с 6-значной цифровой маркировкой с первых символов ряда с последующими дополнительными буквенно-цифровыми символами (общая длина символьного ряда может быть разной):

Символы Описание Кодировка
1 и 2 символ Цифровой код последних двух цифр года 18=2018, 19=2019 и т.д.
3 и 4 символ Цифровой код номера месяца в году 01, 02, 03 … 12
5 и 6 символы День месяца 01, 02 … 31
7 и последующие

Примеры маркировки и её расшифровка:

Пример маркировки Расшифровка примера
На аккумуляторах CSB Battery маркировка даты производства всегда указана на отдельной жёлтой наклейке. Например, код 191021NV23A обозначает дату 21.10.2019

Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:

Бренд Модель Описание
CSB Battery HR 1234W Аккумулятор CSB HR 1234W F2 12V, 34W/8.5Ah, AGM Cell, 1.67V, 15Min, Клеммы 7mm, 2.5kg

Аккумуляторы Vision

Маркировка XX00…

Правило для аккумуляторов с 4-значной буквенно-цифровой маркировкой (первые два символа — буквенные, третий и четвёртый символ — цифровые) с первых символов ряда с последующими дополнительными буквенно-цифровыми символами (общая длина символьного ряда может быть разной):

Символы Описание Кодировка
1 символ Код года (разные варианты) Вариант 1: A=2001, B=2002, C=2003, D=2004, E=2005, F=2006, G=2007, H=2008, I=2009, J=2010
Вариант 2: A=2011, B=2012, C=2013, D=2014, E=2015, F=2016, G=2017, H=2018, I=2019, J=2020
2 символ Код месяца A=1, B=2, C=3, D=4, E=5, F=6, G=7, H=8, I=9, J=10, K=11, L=12
3 и 4 символы День месяца
5 и далее

Первый вариант кодировки года мог использоваться для старых аккумуляторов, выпущенных в диапазоне с 2001 по 2010 год. Второй вариант кодировки года может использоваться для аккумуляторов, выпущенных в диапазоне с 2011 по 2020 год. Современные модели аккумуляторов помимо буквенно-цифрового кода дополнительно маркируются QR-кодом, в котором также может содержаться информация о дате производства.

Примеры маркировки и её расшифровка:

Пример маркировки Расшифровка примера
Например, расшифруем код IL16….I= 2019 год.L= Декабрь. 16 — это день месяца.
Получаем дату 16.12.2019.
При считывании QR-кода также можно получить информацию о дате производства

Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:

Бренд Модель Описание
Vision CP 1250HC Аккумулятор Vision CP 1250HC Valve Regulated Rechargeable Battery, 5.0Ah, 12V, Клемма F2

Автор первичной редакции:Алексей Максимов
Время публикации: 11.10.2019 14:20

Обслуживаемая или необслуживаемая АКБ?

В настоящее время созданы и выпускаются несколько исполнений стартерных аккумуляторных батарей, которые можно характеризовать термином необслуживаемые (об их особенностях рассказано в
предыдущем разделе).

За последние 20-25 лет АКБ стали легче, мощнее в режиме пуска двигателя, значительно увеличено время полного снижения уровня резервного объема электролита над блоками пластин при нормальной эксплуатации. В результате появились конструкции АКБ, исключающие возможность доливки дистиллированной воды для поддержания уровня электролита над пластинами в ячейках. Однако, во всех типах стартерных свинцово-кислотных АКБ основные электрохимические реакции при заряде, разряде и бездействии сохранились. Хотя интенсивность разложения воды из электролита в газ при зарядно-разрядных процессах в АКБ значительно уменьшилась, интенсивность снижения в эксплуатации уровня электролита над пластинами как зависела, так и зависит от режима работы (суточного пробега) автомобиля и технических показателей его зарядной системы. Следовательно, с первого дня работы плотность электролита в АКБ может повышаться от первоначального значения с интенсивностью, значительно зависящей от условий работы. Стационарный заряд аккумуляторной батареи приводит к более быстрому снижению уровня электролита. У АКБ без доливочных отверстий не указаны ограничительные режимы подзаряда самими владельцами.Поэтому своевременная доливка дистиллированной воды в батарею с пробками позволяет снизить негативное влияние высокой плотности электролита на ее последующий ресурс.

Отсутствие возможности доливать дистиллированную воду для поддержания уровня резервного электролита объективно сокращает возможный ресурс аккумуляторной батареи в широком диапазоне изменения эксплуатационных факторов. Только АКБ, которая работает при минимальном воздействии негативных факторов, может достигать расчетных значений по продолжительности ресурса. Определенное количество батарей (без пробок для доливки) в эксплуатации после устранения дефекта в электрооборудовании оказывается непригодным к дальнейшей работе из-за низкого уровня и высокой концентрации электролита. По этой причине резко снижается отдача энергии. В более выгодных условиях после устранения дефекта в электрооборудовании оказываются АКБ, имеющие отверстия с пробками для доливки дистиллированной воды. В случае отказа аккумуляторной батареи в работе, измерение плотности электролита по ячейкам позволяет быстро и с высокой объективностью установить его причину: дефект в какой-либо ячейке, глубокий разряд или обрыв цепи внутри АКБ. Низкая плотность электролита в одной из ячеек указывает на наличие дефекта в ней (короткое замыкание между пластинами в блоке). Одинаково низкая плотность электролита во всех ячейках связана с глубоким разрядом всей батареи. При обрыве цепи разряда внутри АКБ плотность электролита по ячейкам, практически, одинаковая.Доступность замера плотности электролита в ячейках аккумуляторной батареи позволяет получить объем информации о ее состоянии простейшим способом.

Дата выпуска аккумуляторов различных марок

Все производители наносят маркировку даты и места выпуска автомобильного аккумулятора. Как правило, соответствующие символы выдавлены прямо на корпусе АКБ. Здесь проблема в следующем. Производители наносят маркировку даты выпуска, как говорится «кто во что горазд». Поэтому возникает путаница. Ниже мы рассмотрим маркировку даты выпуска некоторых автомобильных батарей, выпущенных под различными брендами.

Дата выпуска аккумуляторов A-mega, EnergyBox, FireBull, Plazma, Virbac

Образец маркировки: 0491 62-0M7 126/14

Последние два символа – это год 2014. Три знака перед ними – это день с начала года. В нашем случае получается 6 мая 2014.

Дата выпуска аккумуляторов Berga, Bosch, Varta

Образец: С0С453032

Первая буква обозначает расположение завода, где изготовлен автомобильный аккумулятор. Возможные значения представлены ниже:

  • H – Ганновер (Германия);
  • C — Ческа Липа (Чехия);
  • E — Бургос (Испания);
  • G – Гуардамар (Испания);
  • F — Руан (Франция);
  • S – Сарргемин (Франция);
  • Z — Цвикау (Германия).

Дата выпуска аккумуляторов Centra

Образец: KJ4E30

Третья цифра обозначает год – 2014, четвёртая буква – это обозначение месяца. В этом случае май. Месяцы маркируются аналогично аккумуляторам Bost.

Образец: 4BR15

Первый знак обозначает год – 2014, вторая буква – месяц. Здесь февраль Аналогично Bost (см. выше).

Дата выпуска аккумуляторов Fiamm

Образец: 421411

Первая цифра – 2014 год, вторая и третья – это номер недели с начала года, четвёртая – порядковый номер дня недели. В этом случае четверг.

Дата выпуска аккумуляторов Rocket

Образец маркировки: KS4J26

Первые две буквы – информация о расположении предприятия. Третья показывает год – 2014. Четвёртая – месяц (обозначаются буквами латинского алфавита). Последние две – число в месяце. То есть, получается 26 октября 2014.

Какой вид аккумулятора достоин внимания при выборе

По электрическим параметрам модель надо выбирать по максимуму – запас по емкости и токоотдаче еще никому не мешал, особенно в период зимней эксплуатации. Ограничениями могут выступать конструктивные особенности, описанные выше, а также бюджет покупки – источники с высокими характеристиками стоят дороже. Также надо понимать, какие лимиты накладывает технология производства различных видов автомобильных аккумуляторов. Например, модные гелевые батареи имеют пониженную токоотдачу, и желание избежать дополнительных усилий при обслуживании могут привести к проблемам с пуском зимой.

Надежность, качество батарей определяется репутацией производителя

Из отечественных брендов можно обратить внимание на АКБ изготовителей:

  1. АкТех.
  2. «Тюменские аккумуляторы».
  3. Алькор.
  4. «Электроисточник».
  5. Tungstone.

Также в продаже присутствуют и другие отечественные изделия неплохого качества.

АКБ производства «Тюменские аккумуляторы» (Tyumen Battery).

Из зарубежных производителей хорошую репутацию имеют торговые марки, принадлежащие различным компаниям:

  1. Varta.
  2. Bosch.
  3. Mutlu.
  4. Atlas.
  5. Hyunday.

Это не полный список, на рынке автомобильной электрики предлагаются также другие бренды. В среднем импортные батареи дороже отечественных.

Выбор типа АКБ несложен, но к нему надо подходить ответственно. Бездумная покупка не добавит комфорта при эксплуатации машины, а привести к проблемам может легко.

Для чего нужно знать цифры и буквы на зарядке

  1. В первую очередь, это помогает судить о целом ряде параметров: емкость, сила холодного тока, количество батарей и многое другое;
  2. Дата изготовления товара играет важную роль, потому что аккумулятор имеет срок годности;
  3. Батарея для автомобиля – это сложно устройство, поэтому по надписям можно узнать практически все характеристики.

Маркировка на аккумуляторе – это не простой набор различных знаков. Даже человек, который мало разбирается в таком оборудовании, сможет понять его работу

Обратите внимание на представленное фото. Если немного изучить надписи, многое станет понятнее

Как определить полярность аккумулятора?

Автомобильный аккумулятор, как и любой элемент питания, например, «пальчиковая» батарейка, имеет определенную полярность («+» плюс и «-» минус)

Важно при подборе новой аккумуляторной батареи для своего автомобиля правильно определить расположение плюсовой клеммы. Ведь если вы перепутаете полярность стартерного аккумулятора, вам скорее всего не удастся его установить, и впоследствии, возникнут проблемы с заменой уже нового аккумулятора

Немного поразмыслив, вы скажете – «Ничего страшного, я разверну аккумулятор вокруг его оси, и полярность сразу поменяется». Это так, НО…

В настоящее время все стремятся сэкономить, производители автомобилей не исключение… Каждый сантиметр современной иномарки стоит не мало денег, в том числе и токопроводящие элементы (провода).

Конструкторы все просчитали, все в «притирочку», проводки ровно столько, сколько необходимо для предусмотренного аккумулятора. И если вы купили аккумулятор неправильной полярности и предполагаете развернуть его в месте установки, то учитывайте особенности конструкции стартерной аккумуляторной батареи, в частности то, что клеммы расположены по краю крышки корпуса АКБ, и если вы развернете аккумулятор, те самые клеммы окажутся с противоположной стороны.

И вот вы развернули аккумулятор, клеммы соответственно сместились в противоположную сторону, а конструкторы вашего авто на это не рассчитывали, и длинны силовых проводов автомобиля попросту не хватит для подключения аккумулятора.

Раньше конструкторы автомобилей не были такими экономными, и зачастую авто старого образца имеет небольшой запас длины токопроводящих элементов (проводки), поэтому владельцам этих авто подойдут аккумуляторы с любой полярностью.

И все же, у вас современный автомобиль, и вам нужно правильно подобрать аккумулятор с определенной полярностью.

Начнем с простого.

Для того, что бы определить полярность аккумулятора, предусмотренного производителем на ваш автомобиль, достаточно просто правильно посмотреть на него. Итак, вы смотрите на аккумулятор, из-за конструкционных особенностей подкапотного пространства, он на разных машинах может размещаться по-разному.

Смотреть на аккумулятор предпочтительней с верхнего ракурса. На стандартных АКБ плюсовая и минусовая клеммы расположены по длинной стороне корпуса батареи в правом и левом углах.

Осталось дело за малым, расположите аккумуляторную батарею таким образом, чтобы углы, в которых находятся клеммы, были ближе к вашему лицу.

Отличие прямой и обратной полярности автомобильного аккумулятора:

Если смотреть сверху:

Правильно:

«обратная (0) R+» полярность «прямая (1) L+» полярность


​Неправильно:

​​

Вы сразу задумались, как это проблематично отключить от аккумулятора провода, и после этого вертеть тяжелый «свинцовый ящик»… Этого, конечно же, делать не нужно, достаточно просто подойти (расположить себя) с правильной стороны относительно источника питания вашего автомобиля.

И вот мы «ПРАВИЛЬНО» смотрим на аккумулятор, и внимательно изучаем:

1. Если вы не отключали АКБ, и он все еще находится на своем месте, то, как правило, на современных авто, токопроводящие элементы (попросту провода с «наклемниками») имеют разные цвета. Клемма, к которой подключен провод красного цвета, и есть плюсовая.

2. Присмотритесь к тем самым углам крышки аккумулятора, в которых находятся клеммы, в 99% случаях в одном из этих углов вы увидите маркировку «+». Вы нашли плюсовую клемму.


3. Бывают и тяжелые случаи: Вы все тщательно осмотрели и все же не нашли никаких знаков указывающих на полярность аккумулятора. Не отчаивайтесь. Как правило, плюсовая клемма отличается от минусовой по размеру. Можно заметить и невооруженным глазом, что одна из клемм «толще», вот она и есть плюсовая.

Вот и все – вы определили, что плюсовая клемма находится с правой стороны – значит у вас аккумулятор с «обратной (0) R+» полярностью, если же «+» слева – значит АКБ с «прямой (1) L+» полярностью.

Маркировка автомобильных свинцовых стартерных аккумуляторных батарей по ГОСТ 959-2002, DIN, ETN, European Type Number, SAE.

С июля 2003 г. введен в действие новый стандарт ГОСТ 959-2002, который заменил ГОСТ 959-91. Условное обозначение типов автомобильных свинцовых стартерных аккумуляторных батарей, выпускаемых в России, по пункту 5.6. ГОСТ 959-2002:

1 — цифра, указывающая число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (6 или 3) и характеризующая ее номинальное напряжение (12 или 6 В).2 — буквы, характеризующие назначение батареи по функциональному признаку (СТ- стартерная).3 — число, указывающее номинальную емкость батареи в ампер-часах (55).4 — буквы или цифры, дополнительной информации об исполнении батареи (при необходимости) и применяемых для ее изготовления материалах. Например:

А — с общей крышкой.З — залитая и полностью заряженная.«Необслуживаемая» — для батарей, соответствующих требованию ГОСТ по расходу воды.Э — корпус-моноблок из эбонита.Т — моноблок из термопластичной пластмассы.М — сепаратор типа мипласт из поливинилхлорида.П — сепаратор-конверт из полиэтилена.

Условное обозначение «6СТ-55АМ».

Означает, что батарея состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (следовательно, ее напряжение 12 В). Стартерная, номинальной емкостью 55 Ач. Изготовлена в моноблоке с общей крышкой с сепаратором типа мипласт и поставляется сухозаряженной.

Условное обозначение «6СТ-55АМЗ необслуживаемая».

Указывает, что батарея имеет все параметры по напряжению, назначению, емкости и конструктивному исполнению аналогичные вышеупомянутой. Выпускается в необслуживаемом исполнении (с уменьшенными расходом воды и саморазрядом). Поставляется залитая электролитом и полностью заряженная.

После условного обозначения автомобильных свинцовых стартерных аккумуляторных батарей, предназначенных для внутреннего рынка, указывают обозначение нормативной документации на батарею конкретного типа. А батарей, предназначенных на экспорт — обозначение ГОСТ.

— Товарный знак завода-изготовителя. — Знаки полярности «+» и «-». — Дату изготовления. Две цифры месяц. Две цифры — год изготовления. — Массу батареи в состоянии поставки с завода. Если масса составляет 10 кг и более. — Номинальную емкость. В ампер-часах. — Номинальное напряжение в В. — Ток холодной прокрутки в А.

В соответствии с требованиями ГОСТ 959-2002 на батареях должны быть указаны также знаки безопасности и символ переработки. В новом ГОСТ 959-2002 предусмотрено изменение показателей по току холодной прокрутки по аналогии с требованиями EN 60095-1 (EN — European Norm). Поэтому при переходе на новый стандарт в маркировке всех автомобильных свинцовых стартерных аккумуляторных батарей величины токов холодной прокрутки (стартерного разряда) стали больше примерно в 1,7 раза только за счет изменения методики испытаний.

Европейские производители батарей обозначают батареи пятизначными (по DIN) или девятизначными по ETN (ETN — European Type Number) кодами. Первые три цифры в кодах по DIN и ETN содержат информацию о напряжении и емкости батареи.

Для батарей напряжением 6 В первые три цифры (от 001 до 499) соответствуют номинальной емкости батареи при 20-часовом режиме разряда. У батарей на 12 В номинальную емкость можно получить, вычитая из первых трех цифр (от 501 до 799) число 500. Следовательно, для батарей на 12 В первая цифра:

5 — говорит о том, что батарея имеет емкость от 1 до 99 Ач.6 — от 100 до 199 Ач.7 — от 200 до 299 Ач.

Например, обозначение:

— «555 65» (DIN) или «555 065 042» (ETN) говорит о том, что батарея имеет емкость 55 Ач. — «680 32» или «680 032 100» — 180 Ач. — «725 12» или «725 012 115» — 225 Ач.

Последние две цифры в коде по DIN, также как и вторая тройка цифр в коде по ETN указывают вариант исполнения. Характеризующий, например, расположение выводов, конструкцию крепежных элементов или крышки. Тип газоотвода и другие особенности.

При обозначении батареи девятизначным кодом по ETN последние три цифры соответствуют 0,1 тока холодной прокрутки по EN. У автомобильных свинцовых стартерных аккумуляторных батарей, девятизначные коды которых приведены выше, токи холодной прокрутки по EN равны соответственно 420 А, 1000 А и 1150 А. Батарея «562 103 064» имеет емкость 20-часового разряда 62 Ач и ток холодной прокрутки по EN, равный 640 А.

Батареи, изготовленные американскими производителями, маркируются в соответствии с требованиями стандарта SAE (США). Обозначение содержит номер типоразмерной группы и значение тока холодной прокрутки при минус 18 градусах. Например, «А27500»: 27-я группа (306x173x225 мм); ток 500 А.

По материалам справочника «Аккумуляторные батареи».Курзуков Н. И., Ягнятинский В. М.

Эксплуатация аккумуляторных батарей

Эксплуатация батарей при низких температурах осложняется следующим рядом факторов:

  1. При недостаточной плотности возможно замерзание электролита (см. таблицу 2).
  2. Ухудшается процесс заряда (батарею можно зарядить только до 60-70 % от номинальной ёмкости).
  3. В результате повышения вязкости моторного масла и электролита ухудшаются условия запуска двигателя.

Эксплуатация батарей при высоких температурах осложняется по следующим причинам:

  1. Ускоряется разрушение и сульфатация пластин.
  2. Происходит интенсивное испарение воды (требуется проверка уровня электролита).

Хранение автомобильных батарей.

Хранить автомобильные батареи необходимо в неотапливаемом помещении при температуре от 0 до минус 20°С, что способствует снижению саморазряда.

Таблица 2 – Температура замерзания электролита

Напряжение, В Степень заряженности, % Плотность электролита, г/см3 Температура замерзания, °С
12,7 100 1,28 <-50
12,5 80 1,24 — 40
12,3 60 1,21 — 30
12,1 40 1,18 — 20
11,9 20 1,14 — 14
11,7 1,10 — 5

Саморазряд – самопроизвольная потеря заряда отключенной батареи. Бывает нормальным и ускоренным. Интенсивность саморазряда зависит от устройства батареи и температуры окружающей среды.

При нормальном саморазряде батарея теряет 50 % заряженности за 6 месяцев – для обслуживаемых, 18 месяцев – для необслуживаемых.

Рисунок 20 – Интенсивность саморазряда АКБ

Как узнать дату выпуска

Сразу надо оговориться, что есть АКБ, выпущенные до 2014 года и после. Именно в этом году было принято решение изменить принцип маркирования. Рассмотрим оба случая.

АКБ выпущена до 2014 года

Стоило бы подумать, что батарея, изготовленная в этих годах, и так близка к истечению срока службы. Но речь идет о надежной продукции Бош, способной служить десяток лет. Конечно, при условии, что владелец придерживался правил эксплуатации и в целом бережно относился к источнику питания. Маркировка, применяемая до 2014 года, была довольно простой.

1 символ – буква, означающая, на каком заводе выпущена АКБ:

Расшифровка даты выпуска до 2014 года.

  • C – Ческа Липа (Чехия);
  • E – Бургос (Испания);
  • F – Руан (Франция);
  • G – Гуардамар (Испания);
  • H – Ганновер (Германия);
  • S – Сарргемин (Франция);
  • Z – Цвикау (Германия).

2 символ – номер конвейера.

3 символ – предназначение отгрузки:

  • V – для розничной торговли;
  • E – на автомобильный завод;
  • C – сделана по заказу партнера.

4 символ – год выпуска:

  • 0 – 2010;
  • 1 – 2011;
  • 2 – 2012;
  • 3 – 2013 и т.д.

5 и 6 символы – месяц:

  • 01 – январь;
  • 02 – февраль;
  • 03 – март и т.д.

7 и 8 символы – число.

Разберем на примере АКБ с маркировкой C8C8091310474. C – сделана батарея в чешском городе Ческа Липа. 8 – отгружена с конвейерной ленты номер 8. C – изготовлена по заказу партнера. Теперь что до даты. Это цифры 80913, где 8 – 2008 год, 09 – сентябрь, 13 – число.

АКБ выпущена после 2014 года

Принцип маркировки несколько усложнился для рядового пользователя:

  • 1 символ – особенности производства;
  • 2 символ – конвейер;
  • 3 символ – завод (расшифровка как и до 2014 года);
  • 4, 5 и 6 символы – дата изготовления.

Дата закодирована тремя цифрами, и расшифровывается она посредством специальной таблицы.

Определение даты выпуска по таблице.

На корпусе АКБ, помимо этих символов, можно встретить и другую маркировку:

  • SAP (6 символов) – по этому коду производитель отслеживает партии аккумуляторов;
  • FIFI (4 символа) – код для службы логистики, отражающий время активации батареи.

Сколько бы данных ни было зашифровано, пользователей интересует дата – зная ее, проще представить будущие перспективы с элементом питания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Раздольная энергия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: