Виды чехлов для аккумуляторов
В данное время множество производителей предлагают варианты своих решений для проблемы остывания аккумулятора.
На рынке разные модели, которые подходят не только для отечественных и европейских автомобилей. Но также и для азиатских, нестандартных форм аккумуляторов.
Есть принципиально две разные группы аккумуляторных термокейсов:
- Без функции подогрева (просто бокс) называют «неправильным».
- С функцией подогрева (конструкция вмещает нагревательные элементы) — «правильный».
В свою очередь, вариант с функцией подогрева, где в конструкцию утепления входят специальные нагревательные пластины:
- потребляющие энергию аккумулятора;
- не расходующие энергию аккумулятора.
Рассмотрим подробно каждый вид в отдельности.
Неправильный термокейс
Тёплый аккумулятор всегда лучше крутит двигатель автомобиля и быстрее заряжается. К примеру, вы запускаете свой автомобиль при минус 25 градусов и начинаете ехать. Доезжаете за 20 минут до места назначения.
Аккумулятор не успевает разогреться, и тот ток, который батарея отдала на запуск авто, полностью не восполнился. То же самое может происходить несколько раз в день. Таким образом, у вас получаются постоянные недозаряды.
В случаи когда мы в термобокс установим тёплый аккумулятор, тогда кейс сдержит тепло. Но если аккумулятор холодный (после ночи простоя), и он заключён в термокейс – при запуске автомобиля моторный отсек будет нагревается.
Так АКБ находится внутри термобокса как в холодильнике, который не даёт ему разогреться. В этом случае аккумулятор без термокейса уже бы разогрелся. Но наш АКБ в «шубе» не может это сделать, так как сам кейс не пропускает тепло.
Правильный термокейс
Обязательно имеет в комплекте нагревательные пластины, которые разогревают аккумулятор внутри кейса.
Есть два вида:
- Самый распространённый — пластины разогреваются после включения двигателя и не расходуют энергию аккумулятора.
- Пластины поддерживают тепло АКБ во время простоя машины и подпитываются от аккумулятора.
В конструкции с пластинами стоит электрическое реле, которое видит напряжение в бортовой сети. Когда напряжение выше 13,8, только тогда реле включает пластины, которые начинают разогреваться.
В этом случае аккумулятор очень быстро разогревается и заряжается. Восполняет свои запасы электроэнергии, которые были потрачены на холодный пуск. Соответственно, только конструкция термокейса с нагревательными пластинами имеет смысл.
Термочехлы, которые не расходуют энергию АКБ
По бокам этого кейса для аккумулятора помещаются нагревательные пластины, в некоторых случаях может быть установлена и под сам аккумулятор. Их провода проводятся на клеммы АКБ. При этом батарея должна находится в кейсе компактно, наружу выходит только табло информации со светодиодами. Табло демонстрирует уровень подзарядки АКБ и деятельность нагревательных пластин.
Сам чехол на аккумулятор в данном случае выполняет функции с низкой производительностью. Он не подогревает АКБ, а лишь сохраняет тепло, полученное с помощью пластин. Это тепло способно поддерживать аккумулятор тёплым во время холодной стоянки.
Термокейсы, потребляющие энергию АКБ
Это другой тип кейсов, которые способны подогревать аккумулятор во время стоянки. Терморегулятор такого кейса при опускании температуры ниже заданной, включается и берёт энергию у АКБ. При этом он нагревается и своим теплом подогревает аккумулятор.
В достижении температуры определённых пределов, такие нагревательные элементы выключаются. Тем самым регулируя постоянную тёплую температуру вокруг АКБ.
Преимущество этого вида термокейсов в том, что у вас не будет проблем с запуском двигателя, поскольку аккумулятор будет постоянно тёплый.
Нагревательные элементы
Если вы приобретаете термокейс с подогревом, то вам обязательно предложат к нему систему с нагревательными элементами. Вам не нужно будет докупать её самостоятельно.
Пластины произведены из специального пластика или другого материала. В который встроены нагревательные элементы. Стандартно в комплекте идёт две такие пластины, помещённые на самые крупные стороны аккумулятора.
Есть автовладельцы которые берут с собой из дому небольшие батареи для разогрева основной, но это не очень удобный вариант.
Термокейс для аккумулятора. Правдивый отзыв и можно ли сделать своими руками
Зимний период времени вносит свои изменения в обычные, казалось бы, вещи. Сейчас многие из нас с вами стараются утеплять аккумуляторы автомобилей, для легкого пуска двигателя с утра. Просто бум на так называемые – «термокейсы», причем многие из автомобилистов делают их своими руками! Оправдана ли такая «шуба» для АКБ, стоит ли ее ставить, а также стоит ли делать своими руками. Дочитайте до конца, почерпнете много полезной информации …
Начну, пожалуй, с определения.
Термокейс – это прочный, зачастую даже герметичный мягкий «термос» сделанный из специальной ткани или материала, который не пропускает холод или жару. Должен поддерживать температуру аккумулятора всегда в работоспособном диапазоне, что способствует его правильному заряду и эксплуатации. Если как просто сам чехол, так и версия с подогревом, когда под эту шубу вниз устанавливают слаботочные нагревательные элементы.
Вроде вот оно счастье — купил или сделал своими руками такой «термокейс» и зима вам нипочем! Но в строении этого кейса сразу появляется куча вопросов, которые если разобраться, будут способствовать наоборот выходу батареи из строя. И если задумались над таким девайсом, нужно выбирать или делать его правильно.
Покупать или не покупать термокейс
Термокейсы не являются универсальным решением и необходимость их, по крайней мере, спорна.
Вопрос не просто в стоимости вышеперечисленного устройства.
Давайте пройдемся по заявленным преимуществам термокейса и примерим их к своему автомобилю.
Защищает ли устройство аккумулятор от ударов, грязи, пыли? Несомненно, но стоимость несоразмерна с получаемой выгодой. Потратив час времени и 100-200 рублей, из обычной «брезентухи» можно сшить отличную сумку с ручками, которая будет отвечать всем вашим требованиям.
От агрессивных жидкостей аккумулятор, может быть, и защищен, а вот провода, нагревательные пластины и термореле остались «голыми».
Автовладельцам, живущим в средней полосе России и южнее, не стоит заморачиваться с приобретением термокейса. Проблемы с холодами имеют жители Зауралья, Сибири и Дальнего Востока. Для них данный девайс может иметь практическое применение.
Для защиты от жары можно сшить самодельный чехол, а термоизоляционный материал можно купить в любом строительном магазине.
Обычный кейс без подогрева покупать не стоит – пользы от него никакой. Сам по себе он аккумулятор не нагреет. В морозную погоду вы только усугубите разряд аккумулятора, потому что нагреваться от мотора он не будет.
Для увеличения ресурса работы аккумуляторной батареи необходимо создавать комфортные условия.
Самыми губительными для АКБ являются термоудары, с которыми батареи сталкиваются ежедневно.
Бытует мнение, что для аккумулятора врагом № 1 является мороз. И тут люди очень заблуждаются!
В действительности убийцей аккумулятора является жара, а уж мороз – это «контрольный выстрел»!
Летом при температуре наружного воздуха +10°C под капотом очень жарко. Особенно это касается темных автомобилей, которые нагреваются на порядок быстрее светлых. Даже шутка существует: «Яйца можно жарить на капоте».
Поэтому применение термокейсов актуально как в сильные морозы, так и в знойную жару.
Сколько людей – столько и мнений, решение о покупке, как всегда, остается за Вами!
Посмотрите видео: Обзор термокейса с подогревом аккумулятора?
Информационный сайт о накопителях энергии
Многие автомобилисты начинают готовить машину к зимнему сезону загодя. Купить или сделать своими руками термокейс для аккумулятора? Отличные футляры с подогревом для АКБ можно приобрести в магазинах. Но сколько бы ни стоил термокейс, самодельный лучше. Владелец учитывает свободное пространство, использует подкапотное утепление. Защита аккумулятора от замерзания зимой продлит срок службы устройства, облегчит утренний запуск мотора.
Как правильно выбрать
Если морозы ниже -5 °С бывают только изредка, то эффективность дополнительных финансовых затрат на подогреватель может быть основана только на субъективных впечатлениях.
Если же подолгу держится температура -20 °С и ниже, то утренний запуск двигателя — это как игра в рулетку.
Простые рекомендации по выбору термокейса:
- Изначально между автомобильным источником питания и его креплением должен быть зазор в 1—1,5 см. Иначе в итоге придется это крепление переделывать.
- Аккуратно измерьте АКБ. Высоту клемм тоже надо учесть.
- Посмотрите в интернете подходящие по размеру кейсы.
- Если случаются суровые морозы, то сразу ищите комплексное предложение — вместе с нагревательными пластинами.
- Может быть, придется приобретать нагревающие пластины отдельно, тогда их длина и ширина должны быть на 1—2 см меньше длины и высоты (без учета высоты клемм) аккумулятора.
- Определитесь с подходящей ценовой категорией.
- Теперь отправляйтесь на авторынок, в магазин или сделайте заказ по интернету.
Зачем нужен термокейс для АКБ?
Использование утеплителя позволяет решить следующие задачи:
- Защита мотора от возможного переохлаждения.
- Обеспечение защиты аккумулятора от перегрева летом. Материал, из которого изготовляются термокейсы, не дает выкипать в теплое время года раствору электролита из банок. Благодаря этому также увеличивается ресурс эксплуатации агрегата вне зависимости от того, рассчитано он на 12 или 24 вольта.
- Защита аккумуляторной батареи от загрязнений и оседания пыли. Если мусор случайно попадет в банки батареи, это может стать причиной разрушения пластин.
- Обеспечение защиты от незначительных физических воздействий. Теплоизоляция позволяет не только утеплять и хранить заряд, но и не допустить повреждения корпуса батареи.
В зависимости от производителя, термокейс для аккумулятора автомобиля может быть оборудован специальным контроллером, предупреждающим автовладельца о разряде батареи.
Неправильный термокейс
Давайте откинем все предрассудки и подумаем – а нужно ли это для нашей батареи? Разберу две ситуации, которые были собраны на большом количестве отзывов:
- Если представить теплый аккумулятор, который находился у нас дома в тепле, и мы его «теплый», несем в машину в термокейсе – тогда да, он не будет долго остывать и прекрасно начнет брать зарядку после пуска! То есть смысл такой термошубы есть. Но не так все просто.
- Как правило, аккумуляторы стоят у вас целые сутки на морозе (а в ночное время морозы только усиливаются). АКБ волей или неволей остынет, даже немного заморозится! Вот приходите вы с утра — запускаете свой авто — аккумулятор должен отдать определенный ток и после начать его забирать от генератора (а как мы знаем холодный он практически его не берет) – так вот, прогревается ваш двигатель, а аккумулятор не прогревается, то есть он замерз, и холод не выходит за пределы термокейса, также как и тепло (от двигателя) не может пройти внутрь! Получается эффект «снеговика» — если в теплую погоду на снеговика надеть пуховик, то он будет медленнее таять, чем остальные. Ведь холод внутри будет оставаться как в термосе.
Теперь представьте, приехали вы на работу (скажем 20 минут от вашего дома), батарея так и не прогрелась – не подзарядилась (толком). Вечером, банально, выходя с работы можете не запустить двигатель! Посмотрите небольшое видео для понимания.
Варианты утепления автомобильной АКБ?
Комплексное утепление подкапотного пространства
Многие рекомендуют выполнять комплексное утепление всего подкапотного пространства. Это даёт улучшение по нескольким направлениям. Какие здесь плюсы?
- Вы утепляете двигатель и радиатор, что положительно сказывается на их работе в зимнее время;
- Помимо двигателя прогревается инжектор, масло, воздушный и масляный фильтр. Всё это остывает медленнее и мотор будет легче заводиться;
- Аккумулятор находится рядом с прогретым двигателем и, в свою очередь, утеплён. Поэтому за ночь он не будет глубоко промерзать.
Утепление подкапотного пространства
Для начала лучше всего утеплить радиатор. Если под рукой нет подходящего материала, то это можно сделать при помощи обычного картона
Здесь важно его правильно установить, чтобы он скрывал верхний и нижний патрубки от охлаждения. После этого утепляется мотор
Это делается в комплексе. В продаже можно найти теплоизоляционные одеяла для разных моделей авто. А также можно купить теплоизоляционный материал и вырезать из него кусок по размерам. Им либо накрывают двигатель, либо закрепляют на крышке капота.
Затем из того же материала делается утепление аккумулятора. Со стороны двигателя можно сделать съёмную сторону, чтобы открывать её для прогрева на работающем двигателе.
«Шуба» для аккумулятора из различных материалов
Здесь сразу возникает вопрос, а чем утеплять аккумулятор? Какой материал выбрать? Ниже приведены основные материалы, которые владельцы аккумуляторов используют для их утепления.
Материалы для утепления аккумулятора
Обогрев охлаждающей жидкостью
Некоторые устраивают обогрев АКБ тосолом, который циркулирует в системе охлаждения мотора. В печку салона авто положена аналогичная схема. От печки (или из другого места системы охлаждения) делается ответвление. От него ведётся трубка, которая опоясывает аккумуляторную батарею. Получается эффективное утепление. Мотор прогревается и горячий тосол нагревает аккумулятор.
Но такая схема, конечно, редкость. Ведь здесь нужно делать лишние трубопроводы, которые могут течь. Снимать аккумулятор для обслуживания будет проблематично. К тому же, аккумулятор немудрено перегреть. Тогда электролит закипит, что для него совсем нехорошо. Можно предотвратить перегрев установкой дополнительного теплоизолирующего материала между трубками и стенками АКБ. Но всё равно, решение, на наш взгляд, не очень удобное.
Обогрев АКБ от бортовой сети
Это делается с помощью подключения несколько параллельных цепочек сопротивлений. В каждой цепочке резисторы должны быть собраны последовательно. Номинальное сопротивление зависит от силы тока и требуемой температуры нагрева. При увеличении сопротивлений будет увеличиваться энергопотребление и усиливаться обогрев.
Здесь существенный минус в том, что такая гирлянда сопротивлений легко посадит АКБ за ночь. Поэтому использование такого обогрева имеет смысл на заведённом двигателе в холодном климате, а не на стоянке. Или нужно установить в цепь контроллер, который будет размыкать её при напряжении аккумуляторной батареи ниже 12 В. Тогда с утра у вас останется запас ёмкости АКБ для пуска мотора.
Есть также интересный вариант этой схемы, который не сажает основной аккумулятор. То есть, энергия берётся дополнительный аккумулятор и питание на цепь сопротивлений подаётся от него. Для этих целей вполне подойдёт AGM аккумулятор от источника бесперебойного питания.
AGM аккумулятор от источника бесперебойного питания
Чем обоснована необходимость утепления аккумулятора
Для регионов, находящихся в умеренной климатической зоне, рекомендуемая плотность электролита в аккумуляторных батареях составляет 1,28 г/см3. При такой концентрации раствор серной кислоты не будет замерзать до -65 С. Но означает ли это, что АКБ обеспечит уверенный запуск двигателя в сорокаградусный мороз, если машина простояла около 12-ти часов? На это можно уверенно ответить: — конечно, нет!
Электролит при такой температуре, хоть и частично потеряет плотность, всё же останется в жидком состоянии, и опасности повреждения корпуса батареи из-за его замерзания нет. Но его вязкость значительно увеличится (при -50 С она возрастает в 30 раз), что станет причиной замедления протекания химических реакций. Примечательно то, что резкое увеличение вязкости происходит при температурах, близких к 0 С, то есть взаимосвязь этих величин носит нелинейный характер.
С охлаждением возрастает и сопротивление электролита. В результате аккумулятор при пуске будет выдавать ток меньшей мощности. Если мотор автомобиля всё же запустится, то температура электролита постепенно повысится за счёт протекающих в батарее электрохимических реакций и из-за прогрева воздуха в подкапотном пространстве.
Наиболее чувствительны к отрицательным температурам гелевые аккумуляторы – электролит в них изначально более вязкий из-за добавления в него соединений кремния.
В связи с вышесказанным, поддержание определённого теплового режима для электролита представляется одной из первоочередных задач, которые нужно решить, чтобы обеспечить надёжную работу АКБ в условиях сильных морозов.
Критерии выбора термокейса
Разберёмся далее, на что обращать внимание при покупке чехла с подогревом для автомобильного аккумулятора. Основные факторы, влияющие на удачность приобретения, следующие:
тип термокейса – простой утеплитель в виде чехла или резервуар, оснащённый автономной системой подогрева;
размер устройства – важно, чтобы он поместился на штатной площадке, для этого предварительно измерьте габариты АКБ/, учтите также наличие клеммных зажимов и проследите, чтобы на площадке было свободное место порядка 1.5 сантиметра со всех сторон;
стоимость (без комментариев);
приобретаемое термоустройство должно соответствовать методу крепления аккумулятора.
Поскольку типов и видов термокейсов существует немало, важно разбираться в из маркировке. Ознакомьтесь с неполным выборочным перечнем наиболее употребительных маркировок:
- ТК-А1 – для АКБ небольших габаритов, преимущественно азиатского происхождения;
- ТК-Е3 – для батарей средних габаритов (европейский тип корпуса и размеры);
- Т3Г-1А – термокейс для источников питания грузовиков, последняя буква маркировки указывает на модификацию из 4 компонент;
- Т3Г-4В – устройство для защиты АКБ грузовиков, цифра 4 указывает на размер кейса, символ В – на трёхэлементное исполнение (два термоса для двух батарей и общая крышка);
- Т3Г-3С – для аккумуляторов грузовых ТС (размер 3), символ С указывает на двухкомпонентное исполнение (общий термос и единственная крышка);
- НТА-1/2 — нагревательный элемент, первая цифра указывает на размер терморегулятора, вторая – на количество нагревательных пластин.
Неправильный термокейс
Давайте откинем все предрассудки и подумаем – а нужно ли это для нашей батареи? Разберу две ситуации, которые были собраны на большом количестве отзывов:
- Если представить теплый аккумулятор, который находился у нас дома в тепле, и мы его «теплый», несем в машину в термокейсе – тогда да, он не будет долго остывать и прекрасно начнет брать зарядку после пуска! То есть смысл такой термошубы есть. Но не так все просто.
- Как правило, аккумуляторы стоят у вас целые сутки на морозе (а в ночное время морозы только усиливаются). АКБ волей или неволей остынет, даже немного заморозится! Вот приходите вы с утра — запускаете свой авто — аккумулятор должен отдать определенный ток и после начать его забирать от генератора (а как мы знаем холодный он практически его не берет) – так вот, прогревается ваш двигатель, а аккумулятор не прогревается, то есть он замерз, и холод не выходит за пределы термокейса, также как и тепло (от двигателя) не может пройти внутрь! Получается эффект «снеговика» — если в теплую погоду на снеговика надеть пуховик, то он будет медленнее таять, чем остальные. Ведь холод внутри будет оставаться как в термосе.
Теперь представьте, приехали вы на работу (скажем 20 минут от вашего дома), батарея так и не прогрелась – не подзарядилась (толком). Вечером, банально, выходя с работы можете не запустить двигатель! Посмотрите небольшое видео для понимания.
Способы утепления аккумулятора
Ремонт клеммы аккумулятора автомобиля своими руками
Зачастую можно встретить советы о комплексном утеплении всей «подкапотки», но это экономически не оправдано. К плюсам такого мероприятия относятся:
- Утепленный радиатор, двигатель «поблагодарит» вас во время работы, для него это положительно сказывается на работе.
- Кроме мотора, в нагретом состоянии находится топливная система, стартер, все это довольно медленно и продолжительно остывает, что в последующем сказывается на легкости запуска.
- Аккумулятор за счет единого утепления с мотором, будет меньше промерзать, а значит, повышается вероятность завести автомобиль утром.
Комплексное утепление автомобиля
Автомобиль необходимо утеплять в следующей последовательности:
Первым делом обратите внимание на радиатор, первоначально нужно утеплить именно его. Если нет специального материала, можно сделать утеплитель из обычного картона. Главное правильно установить его, то есть нужно закрыть патрубки от переохлаждения
Затем утепляем двигатель, на сегодня в продаже существует огромное множество всевозможных «одеял», даже под разные моторы и модели. Либо можно просто купить самостоятельно нужный отрезок теплоизоляции и вырезать необходимый кусок. С помощью него либо укрывают мотор, либо крепят к капоту. После этого с такого же материала делается утеплитель для АКБ, одну сторону со стороны двигателя лучше оставить съемной, чтобы можно было прогревать батарею при работающей силовой установке
Главное правильно установить его, то есть нужно закрыть патрубки от переохлаждения. Затем утепляем двигатель, на сегодня в продаже существует огромное множество всевозможных «одеял», даже под разные моторы и модели. Либо можно просто купить самостоятельно нужный отрезок теплоизоляции и вырезать необходимый кусок. С помощью него либо укрывают мотор, либо крепят к капоту. После этого с такого же материала делается утеплитель для АКБ, одну сторону со стороны двигателя лучше оставить съемной, чтобы можно было прогревать батарею при работающей силовой установке.
Всегда ли есть смысл утеплять аккумулятор зимой
Утепление аккумулятора имеет смысл в случае эксплуатации автомобиля в регионах с холодными зимами. Если машина каждый день ездит в местности с умеренным климатом, а температура воздуха не опускается ниже -15оС, то может быть достаточно только защиты от поступления холодного воздуха через радиаторную решетку.
Если авто в зимний период подолгу стоит на морозе, то как бы ни был утеплен источник питания, он все равно остынет. Единственная возможность электролиту нагреться – от внешнего источника (мотор или нагревательные элементы термочехла). Когда транспорт простаивает, эти источники тепла не обеспечивают нагрев стенок батареи.
В зимний период лучше использовать полностью заряженный источник питания. В этом случае даже если он на половину потеряет свою емкость, выполнить запуск мотора намного легче, чем с разряженным аналогом. Когда автомобиль будет ездить, генератор сможет подзарядить батарею для следующего запуска.
Некоторые автомобилисты для зимы приобретают АКБ с увеличенной емкостью, чтобы облегчить запуск ДВС. На лето они меняют источник питания на стандартный.
Если планируется длительная поездка в холодный период, тогда лучше позаботиться об утеплении батареи, потому что потоки холодного воздуха охлаждают ее в процессе движения. При гаражном хранении или возможности занести аккумулятор в дом такая потребность отпадает, так как при комнатной температуре устройство будет функционировать нормально.
Где купить
Сейчас продается достаточное количество разновидностей термокейсов. Отличаются они по качеству, цене, комплектации.
Прежде всего надо тщательно измерить длину, ширину, высоту аккумулятора. Затем определиться в интернете с приемлемой для вас ценовой категорией.
Теперь легко будет найти «шубу» для вашего аккумулятора на рынке, в автомагазине или заказать в интернете. Сам термокейс стоит от 1000 рублей и более. Нагревательные пластины — от 1500 рублей.
Если вы приняли решение изготовить термокейс самостоятельно, то нужно приготовить следующие материалы и инструменты:
- фольгированный пенофенол или изолон — 1 квадратный метр;
- кислотоустойчивая ткань — примерно 1 метр погонный (зависит от ширины рулона);
- липучка — 1 м;
- скотч;
- линейка;
- ножницы;
- иголка с ниткой;
- клей;
- фломастер;
- бумага для раскроя.
Теперь тщательно измерьте свой аккумулятор. Полученные размеры перенесите на бумагу с учетом припуска на швы 1—2 см. По полученному шаблону сделайте раскрой ткани и утеплителя. Утеплитель должен быть сложен вдвое фольгой наружу. Зафиксируйте раскроенную ткань скотчем и прошейте по краям. Затем пришейте липучки к крышке кейса.
Стоимость закупки необходимых материалов обойдется менее чем в 400 рублей.
Как сохранить тепло аккумулятора зимой, если машина долго стоит
Описанные выше способы хорошо работают, если автомобиль не простаивает долго. Дело в том, что у такого рода утепления есть недостатки:
- Сохранить тепло на долгое время не получится. Если оставить машину на ночь, то даже с утеплением аккумулятор все равно остынет. Держит тепло в средним от 4 до 8 часов.
- Из-за такого рода утепления тепло от двигателя автомобиля не поступает. В результате чего аккумулятор все равно замерзнет и разрядится.
Еще раз повторим, утепление аккумулятора различными способами укутывания работает лишь в случае, если автомобиль регулярно и без перерывов используется.
Что тогда делать, и как утеплить аккумулятор на зиму своими руками, если машина ночью простаивает и поездки не частые?
Термоодеяло. Утепление АКБ с двигателем
Многие водители положительно отзываются по поводу такого способа, т.к. он наиболее практичный и действенный. К тому же позволяет сохранить тепло двигателя.
Можно сшить специальный чехол самостоятельно, а можно приобрести его в автомагазине. Он накрывает двигатель и АКБ, из-за чего аккумулятор, находясь рядом с теплым двигателем, не успевает остывать.
Всегда ли есть смысл утеплять аккумулятор зимой
Утепление аккумулятора имеет смысл в случае эксплуатации автомобиля в регионах с холодными зимами. Если машина каждый день ездит в местности с умеренным климатом, а температура воздуха не опускается ниже -15оС, то может быть достаточно только защиты от поступления холодного воздуха через радиаторную решетку.
Если авто в зимний период подолгу стоит на морозе, то как бы ни был утеплен источник питания, он все равно остынет. Единственная возможность электролиту нагреться – от внешнего источника (мотор или нагревательные элементы термочехла). Когда транспорт простаивает, эти источники тепла не обеспечивают нагрев стенок батареи.
В зимний период лучше использовать полностью заряженный источник питания. В этом случае даже если он на половину потеряет свою емкость, выполнить запуск мотора намного легче, чем с разряженным аналогом. Когда автомобиль будет ездить, генератор сможет подзарядить батарею для следующего запуска.
Некоторые автомобилисты для зимы приобретают АКБ с увеличенной емкостью, чтобы облегчить запуск ДВС. На лето они меняют источник питания на стандартный.
Если планируется длительная поездка в холодный период, тогда лучше позаботиться об утеплении батареи, потому что потоки холодного воздуха охлаждают ее в процессе движения. При гаражном хранении или возможности занести аккумулятор в дом такая потребность отпадает, так как при комнатной температуре устройство будет функционировать нормально.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Россия.
ТИП ОБОРУДОВАНИЯ: тепловой аккумулятор.
НАЗНАЧЕНИЕ: предпусковой подогрев двигателя для облегчения холодного старта.
КОМПЛЕКТАЦИЯ: инструкция, тепловой аккумулятор, блок управления, электронасос, хомуты, гидрораспределитель, тройник, соединительные провода.
ХАРАКТЕРИСТИКИ: время подогрева — от 1 до 5 минут, температура эксплуатации — до —35 градусов Цельсия, рабочее напряжение — 12 В (при потребляемом токе 4 А), время эффективного хранения тепла (при температуре —30 градусах Цельсия) — от 36/36/42 ч, тепловая емкость — 0,18/0,23/0,65 кВт/ч, наружный диаметр теплового аккумулятора — 150/150/222 мм, длина — 465/375/405 мм, объем охлаждающей жидкости в тепловом аккумуляторе — 5,1/3,7/3,5 л, масса сухая — 8,2/7,4/19 кг.
Неправильный термокейс
Давайте откинем все предрассудки и подумаем – а нужно ли это для нашей батареи? Разберу две ситуации, которые были собраны на большом количестве отзывов:
- Если представить теплый аккумулятор, который находился у нас дома в тепле, и мы его «теплый», несем в машину в термокейсе – тогда да, он не будет долго остывать и прекрасно начнет брать зарядку после пуска! То есть смысл такой термошубы есть. Но не так все просто.
- Как правило, аккумуляторы стоят у вас целые сутки на морозе (а в ночное время морозы только усиливаются). АКБ волей или неволей остынет, даже немного заморозится! Вот приходите вы с утра — запускаете свой авто — аккумулятор должен отдать определенный ток и после начать его забирать от генератора (а как мы знаем холодный он практически его не берет) – так вот, прогревается ваш двигатель, а аккумулятор не прогревается, то есть он замерз, и холод не выходит за пределы термокейса, также как и тепло (от двигателя) не может пройти внутрь! Получается эффект «снеговика» — если в теплую погоду на снеговика надеть пуховик, то он будет медленнее таять, чем остальные. Ведь холод внутри будет оставаться как в термосе.
Теперь представьте, приехали вы на работу (скажем 20 минут от вашего дома), батарея так и не прогрелась – не подзарядилась (толком). Вечером, банально, выходя с работы можете не запустить двигатель! Посмотрите небольшое видео для понимания.
Критерии выбора термокейса
Чтобы правильно выбрать термокейс для автомобильного аккумулятора, рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
- тип конструкции — устройство может быть выполнено в виде обычного чехла или специального резервуара с механизмом подогрева;
- цена;
- габариты аккумулятора — термокейс может быть предназначен для маленькой, средней или крупногабаритной батареи;
- наличие запаса для установки термокейса в моторном отсеке — в месте расположения аккумулятора должны быть дополнительные 1-1,5 см с обеих сторон;
- габаритные размеры аккумулятора по длине, ширине и высоте с учетом клемм;
- разновидность корпуса батареи — устройство может быть предназначено для использования на территории Азии, Европы или США (в последнем случае АКБ обладает обратной полярностью);
- разница в диаметре клеммных зажимов и их расположение;
- размеры пластин термокейса должны быть не больше габаритов самой батареи.
Описание маркировок для термокейсов:
- ТК-А1 — изделие, использующее для утепления небольших батарей в азиатском корпусе;
- ТК-Е3 — кейсы для аккумуляторов третьего размера в европейском корпусе;
- Т3Г-1А — устройства, предназначенные для грузовиков первого размера, буква А определяет модификацию, состоящую из четырех элементов (2 отдельных изделия и крышка для двух батарей);
- Т3Г-4В — кейсы, использующиеся в грузовиках четвертого размера, буква В указывает на модификацию, включающую в себя три элемента (2 раздельных термоса и одна крышка на две батареи);
- Т3Г-3С — устройства, предназначенные для грузовиков первого размера, буква С определяет модификацию, состоящую из 2 элементов (одно изделие и крышка для двух батарей);
- НТА-1/2 — утеплитель первого размера, оборудованный терморегулятором и двумя нагревательными пластинами.
Таблица: термокейсы для малых аккумуляторов
Название модели устройства | Основные компоненты конструкции | Основные свойства (габариты в мм) | |||
Емкость аккумулятора, А/h | Длина | Ширина | Высота | ||
ТК-А1 | Подогреватели для автомобильного аккумулятора оборудуются корпусами типа AsiaBox. В таких устройствах клеммные зажимы находятся поверх площадки. | 38, 40, 42 (B19) | 185 | 125 | 200 |
ТК-А2 | 45, 50, 55 (B24) | 235 | 125 | 200 | |
ТК-А3 | 60, 65 (D23) | 230 | 170 | 200 | |
ТК-А4 | 70, 75, 80 (D26) | 260 | 170 | 200 | |
ТК-Е3 | Корпус кейса относится к категории EuroBox, в таких устройствах клеммные выходы утоплены и располагаются в углах | 55, 60, 61, 62, 63, 65, 66 | 240 | 175 | 190 |
ТК-Е4 | 74, 75, 76, 77 | 275 | 175 | 190 | |
НТА-1/2 | Термокейс оснащается нагревательной системой класса НТА, которая оборудуется терморегулятором и контроллером для быстрой диагностики напряжения в сети машины | 230 | 150 | 0,5 | |
ИН (Ин-7А) | Термокейс оснащается специальным индикатором напряжения с колодкой, предназначенной для подключения к прикуривателю автомобиля и использующейся для контроля заряда аккумулятора |
Таблица: защита для средних АКБ
Название модели устройства | Основные компоненты конструкции | Основные свойства (габариты в мм) | |||
Емкость аккумулятора, А/h | Длина | Ширина | Высота | ||
ТК-А5 | Термокейсы оборудуются корпусами класса AsiaBox | 90, 95 (D31) | 300 | 170 | 200 |
ТК-А6 | 100, 110, 120 (E41) | 325 | 170 | 200 | |
ТК-Е5 | Корпус устройства относится к категории EuroBox | 90, 92, 95, 100, 110 | 350 | 175 | 190 |
НТА 2/2 | Термокейсы оснащаются нагревательными механизмами НТА, терморегуляторами, двумя нагревательными элементами и системой проверки напряжения в бортовой сети машины | 300 | 150 | 0,5 |
Таблица: сумки для аккумуляторов больших размеров
Название модели устройства | Основные компоненты конструкции | Основные свойства кейсов | |||
Емкость АКБ, А/h | Длина | Ширина | Высота | ||
ТЗГ-1A | Термосумки этих классов оснащаются механизмами термозащиты для грузовых машин, оборудованных двумя и более батареями | 130,132 | 511 | 186 | 205 |
ТЗГ-2A | 190-220 | 520 | 240 | 200 | |
ТЗГ-5A | 225 | 515 | 273 | 210 | |
ТЗГ-3С | 190-220 | 520 | 240 | 210 | |
ТЗГ-4В | 190-220 | 520 | 270 | 210 | |
ТЗГ-3A | 190-220 | 530 | 230 | 210 | |
ТЗГ-6A | 190-220 | 500 | 245 | 230 | |
ТЗГ-7A | 190-220 | 500 | 210 | 215 | |
НТА-3/2 | Кейсы комплектуются механизмами подогрева НТА, терморегуляторами, системами диагностики, а также и двумя нагревательными элементами | 430 | 150 | 0,5 |
Виды термоизоляции АКБ
Из всего кажущегося многообразия термокейсов для аккумулятора на самом деле можно выбрать только четыре вида.
Это:
- Термочехол без подогрева.
- Термокейс аккумулятора с подогревом нерегулируемыми низковольтными пластинами.
- То же, но с автоматической регулировкой обогрева аккумулятора.
- Чехол, изготовленный своими руками.
Термос обычно представляет собой мягкую сумку из кислотоустойчивого материала. Внутрь вшит термоизоляционный материал. Обычно это изолон — вспененный пластик, покрытый тонкой фольгой для улучшения теплосбережения. Изолон сложен вдвое так, чтобы фольга отражала инфракрасное излучение снаружи, предохраняя от перегрева, и изнутри, сохраняя тепло аккумулятора, когда двигатель выключен. Получается многослойная конструкция с крышкой, которая крепится обычно на липучках.
В термочехол вставляются греющие пластины вплотную к стенкам аккумулятора. Производимое ими тепло сохраняется утепляющим материалом. Потребляемая мощность невелика — в среднем 30 Вт.
В термокейсе с регулятором, выведенным в кабину, можно менять интенсивность нагрева от 30 % до 100 %. Автоматизированный термокейс включает обогрев при отрицательной температуре, а потом отключает его при достижении +20 °С. Возможно подключение к компьютеру автомобиля, если там есть функции, связанные с измерением температуры окружающего воздуха. Тогда обогрев аккумулятора будет полностью автоматическим.
Существует еще возможность изготовления термокейса своими руками. Конструкция этой теплой коробки или сумки достаточно проста. При этом стоит посоветоваться со специалистом по нагревательным элементам. Нужно правильно рассчитать их мощность и предусмотреть ее регулировку. Кроме того, надо быть уверенным, что нагрев будет работать зимой только при работающем двигателе. Для этого требуется грамотно подключить провода.