Как проверить аккумуляторную батарейки мультиметром на работоспособность, емкость, напряжение

Содержание:

Эти обозначения для цилиндрических батареек следующие: D, С, АА, ААА. Такой порядок соответствует уменьшению размеров.

* Получил широкое распространение и другой международный стандарт обозначений: LR20, LR14, LR6, LR03, 6F22. В ней фигурируют два основных параметра, описывающих размер и форму батарейки, а также электрохимическую систему, на которой построен элемент.

Первая буква в обозначении содержит информацию о химическом строении элемента. Если это буква «L», то перед вами щелочная батарейка, если «S» — то серебряно-цинковая, если «С» — то литиевая, если этой буквы нет — то солевая.

Что нужно помнить во время проведения замеров

Учтите, что мультиметром точно определить заряд аккумулятора невозможно. С помощью тестера можно убедиться в его работоспособности, узнать, в чем его мощность, но это не позволяет делать достоверные выводы о его емкости. В этом тесте используются только аккумуляторные батареи.

Настоятельно не рекомендуется проверять протекающие батареи мультиметром. Этот гальванический элемент не подлежит дальнейшему использованию и подлежит утилизации. Кроме того, поврежденные одноразовые и многоразовые батареи могут быть опасны, поскольку содержат едкие вещества, которые могут повредить кожу и слизистые оболочки.

Измерьте емкость аккумулятора мультиметром в сухом месте. Настоятельно не рекомендуется использовать тестер высокой влажности. Устройство должно стоять на ровной и устойчивой поверхности.

При измерении напряжения в элементе без нагрузки цепь не должна быть замкнута на длительное время. Это может сделать батареи непригодными для использования. В среднем измерение занимает 0,5–1 секунду. Этого достаточно, чтобы снять показания с экрана мультиметра. Также следует отметить, что некоторые типы мультиметров не предназначены для работы с маломощными батареями и батареями. Поэтому перед началом работы необходимо убедиться, что измерительный прибор совместим с определенным типом элемента.

Как замерить силу тока и напряжение

Для начала небольшой ликбез по использованию наиболее популярного и недорогого цифрового мультиметра (само собой, от дядюшки Ляо). С его помощью можно измерить величину постоянного и переменного напряжения, силу тока и сопротивление цепи. Некоторые приборы дополнительно позволяют проверить исправность радиоэлементов — диодов, транзисторов, конденсаторов. Сегодня мы его будем использовать для измерения постоянных напряжения и тока.

Цифровой мультиметр (тестер)

На фото цифрами обозначены:

  1. цифровой дисплей;
  2. секция измерения постоянного напряжения (DCV);
  3. секция измерения сопротивления;
  4. секция измерения переменного напряжения (ACV);
  5. секция измерения постоянного тока (DCA);
  6. переключатель режимов;
  7. гнездо для измерения постоянного тока на пределе 10 А;
  8. гнездо для работы во всех остальных режимах;
  9. общее гнездо.

Для того чтобы провести измерения, подключаем к соответствующим гнёздам щупы, переключателем-крутилкой устанавливаем необходимый режим и предел измерений. Всё просто.

Мнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.Задать вопросВажно! Всё очень просто, но требует внимательности при выборе режима и предела измерения. Стоит ошибиться, выставив, к примеру, режим измерения тока или сопротивления, и замерить напряжение, как прибор будет безвозвратно испорчен

Вроде очевидно, но практически каждый хоть раз, но ошибался.

Попробуем при помощи этого прибора проверить напряжение аккумулятора автомобиля. Вставляем провода со щупами в гнёзда 9 и 8. При этом щуп, установленный в гнездо 9, будет минусовым. Устанавливаем переключатель режимов в секцию 2. Автоматически загорается дисплей. Теперь нужно выбрать диапазон измерений. Точнее, верхний предел измерения. Он должен быть не ниже измеряемого напряжения. АКБ автомобиля выдаёт примерно 12 В, поэтому нас вполне устроит предел 20. На нём мы прибор точно не перегрузим. Устанавливаем крутилку на 20 DCV.

Касаемся щупами клемм батареи и считываем показания с дисплея. При этом полярность подключения щупов можно не соблюдать. Если мы перепутали полярность подключения, перед показаниями на дисплее высветится «-». Это нормальный режим работы мультиметра.

Напряжение на клеммах этой АКБ составляет 12,44 В, щупы подключены в правильной полярности

Для проверки работы генератора был выбран предел 200 В

Как измерить силу тока мультиметром? В качестве примера произведём замер утечки тока во время стоянки автомобиля при выключенном зажигании. Поскольку мы не знаем, насколько велик будет ампераж, устанавливаем прибор в режим измерения максимального тока — 10 А. Секция, естественно, DCA (поз. 5 на первом фото). Измерительный щуп переставляем из гнезда 8 в гнездо 7. Щуп в гнезде 9 оставляем.

Выключаем зажигание, обесточиваем дополнительное нештатное электрооборудование, если оно есть (навигатор, видеорегистратор и т. п.). Сбрасываем с одной из клемм аккумулятора наконечник и в разрыв включаем мультиметр. Закрываем двери, ставим автомобиль на охрану. То есть паркуем его для длительной стоянки. Через некоторое время машина «уснёт», и можно считать показания тока утечки с дисплея тестера. На фото ниже ток составляет 330 мА. Это очень много. Либо мы забыли что-то отключить, либо бортовая сеть автомобиля неисправна.

Ток утечки составляет 330 мА, полярность подключения щупов обратная

Проверка тока

Чтобы понять, как проверить батарею тестером, нужно знать параметры заряда аккумулятора, которыми бывают как батарейки, так и любые переносные аккумуляторы.

Полностью заряженный источник питания должен иметь указанное производителем напряжение на выходных контактах с точностью ± 5% и должен обеспечивать достаточный ток для питания нагрузки источника питания, для которого он предназначен.

Для проверки силы тока батареи важно правильно настроить и подключить тестер. Вы должны выполнить следующие шаги:

Подключите черный провод с щупом к разъему COM мультиметра, а красный провод к разъему с маркировкой 10 А;
Установите режим измерения постоянного тока, предел измерения – 10А;
Кратковременно прикоснитесь тестовыми проводами к клеммам аккумулятора, черный – с минусом, красный – с плюсом

Важно проводить измерения более 2 секунд, чтобы не повредить предмет;
На дисплее отобразится текущее значение.. Если значение тока составляет от 4 до 6 ампер, элемент “свежий” и может использоваться по назначению

При показаниях от 3 до 3,9 А время автономной работы сокращается, но он еще некоторое время проработает. Если ток 1,3 – 2,9 А, то такой элемент может обеспечить только маломощное оборудование. При меньших показаниях батарею лучше заменить, но батарею с такими параметрами нужно заряжать

Если значение тока составляет от 4 до 6 ампер, элемент “свежий” и может использоваться по назначению. При показаниях от 3 до 3,9 А время автономной работы сокращается, но он еще некоторое время проработает. Если ток 1,3 – 2,9 А, то такой элемент может обеспечить только маломощное оборудование. При меньших показаниях батарею лучше заменить, но батарею с такими параметрами нужно заряжать.

Что можно проверить мультиметром

Каждый владелец автомобиля получит пользу от этого измерительного прибора. Его можно использовать в полевых условиях для быстрого и надежного определения многих вещей. Идея заключается в том, чтобы узнать, работает ли батарея правильно или с ней что-то не так.

Заряд

Самые современные автомобильные батареи — это литий-ионные (Li-Ion) батареи. Используя мультиметр, можно легко проверить, заряжен аккумулятор или нет. Это делается следующим образом:

  1. Отсоедините аккумулятор и дайте ему «отдохнуть» в течение 5 — 6 часов.
  2. Мультиметр переходит в режим вольтметра (измерение напряжения).
  3. Литиевые батареи имеют диапазон тока от 12,7 до 13,2 В, поэтому измерительный прибор покажет 20 В. Напряжение будет измеряться от этого значения и ниже.
  4. Подключите мультиметр к батарее: красный — к «плюсу», черный — к «минусу». Если кабели одинакового цвета, обратитесь к маркировке.

На дисплее мультиметра должны появиться цифры. Это хороший индикатор состояния батареи:

  • 12,7 — 13,2 В — питание в норме;
  • 12,1 — 12,4 В — зарядка примерно наполовину, т.е. требуется дозарядка;
  • 11,6 — 12 В — «разряженная» батарея, которая уже вряд ли сможет служить источником питания;
  • до 11 В — разряженная батарея, которую можно отправить на переработку.

Таблица для определения состояния заряда батареи по напряжению.

Проверить батарею с помощью мультиметра и сразу убедиться в ее исправности несложно, но это занимает некоторое время.

Ток утечки

Ток утечки — это показатель количества энергии, используемой для поддержания работы подключенного бортового оборудования. Каждая батарея имеет определенное минимальное значение тока утечки. В среднем этот показатель составляет от 55 до 80 мА.

Именно эти токи «расходуются» на поддержание работы радио, системы впрыска топлива, сигнализации и т.д. Общая утечка не должна превышать 70 мА. При превышении этого значения батарея будет разряжаться быстрее, сокращая срок ее службы.

Проверка тока утечки:

Проверьте ток утечки с помощью мультиметра.

  1. Отключите все потребители электроэнергии.
  2. Снимите минусовую клемму с аккумулятора.
  3. Установите мультиметр на диапазон постоянного тока до 10 A.
  4. Подключите «плюсовой» провод прибора к «плюсу» батареи.
  5. Минусовой вывод тестера подключается к снятому минусовому выводу.
  6. Прочтите прочитанное.

Плотность

Обычно уровень электролита проверяют с помощью специальной стеклянной трубки с градуированной шкалой — ареометра. Но мультиметр также справится с этой задачей. Инструкции:

  1. Переключите тестер в режим «Напряжение», подключите к нему провода с «крокодилами».
  2. Переключатель установлен на 20 вольт — все, что ниже, будет показано.
  3. Черный провод подключаем к «минусу», красный — к «плюсу».
  4. Посмотрите на значение напряжения и сравните со стандартом. Полностью заряженная батарея имеет напряжение 12,7 В. Если 12,1 — 12,4 заряжены наполовину, то плотность не верна.

Рекомендуется проверять плотность электролита каждые 15 — 20 000 км.

Плотность электролита при различных температурах.

Емкость

Емкость можно определить, проверив разряд батареи. Для начала аккумулятор полностью заряжен. Чтобы убедиться, что он полностью заряжен, проверяется напряжение и плотность электролита.

Затем подключается нагрузка, например, лампочка на 24 В, и фиксируется время. Когда напряжение падает до 50%, лампочка выключается. Энергоемкость, измеряемая в ампер-часах (Ah), определяется путем умножения тока в цепи с подключенной нагрузкой на количество часов, затраченных на разрядку теста. Если это значение близко к номинальному, то батарея в порядке.

Напряжение

Напряжение батареи в норме.

Это можно сделать при выключенном двигателе. Напряжение батареи от 13,5 до 14 вольт является нормальным. Батарея с таким напряжением считается находящейся в хорошем состоянии.

Если измерительный прибор показывает более 14,2 В, аккумулятор заряжен не полностью. Генератор переменного тока в это время напряженно работает, чтобы обеспечить питание всех потребителей. Зимой аккумулятор замерзает и разряжается, поэтому тест может не показать правильные значения с первого раза.

Если вы проверяете при работающем двигателе и выключенных потребителях, а прибор показывает менее 13 вольт, генератор работает нестабильно, т.е. не может полностью зарядить аккумулятор.

Как проверить батарейку с помощью мультиметра?

Спустя какое-то время, в каждом доме невольно скапливается некоторое количество батареек. Какие-то из них бывает даже жалко выбрасывать, так как остается еще надежда, что в них еще остался заряд, несмотря на то, что большинство электроприборов на них уже не могут работать. Особенно актуальным вопрос о выбросе элементов становится тогда, когда для работы какого-либо прибора требуется сразу несколько штук.

Все такие элементы соединяются последовательно, поэтому при разряде одного, следует отказ питания целой системы. А как измерить в них напряжение? Как проверить заряд батареек, чтобы отбраковать среди них разряженные?

На первый взгляд, можно предположить, что такая инструкция совершенно проста:

  1. На мультиметре включить режим «измерение постоянного напряжения»;
  2. Предел измерения установить 20 вольт;
  3. Соединить между собой контакты измерительных проводов с проверяемой батарейкой;
  4. Получить готовое показание.

Нормальное напряжение батарейки составляет 1,35 вольт и более. Такие элементы способны работать исправно в любом электроприборе. Если прибор относится к менее требовательному к напряжению (пульт), то будет достаточно заряда и 1,2 вольта. Если заряд батареи составляет менее 1,2 вольта, то ее можно смело выкидывать.

Замеривая заряд батарейки с помощью мультиметра, стоит иметь в виду, что он не способен показать истинную картину. Прибор показывает только разность потенциалов без нагрузки. Его внутреннее сопротивление является столь маленьким, что он никак не способен повлиять на разряд, поэтому сам мультиметр не берется в счет. Элемент необходимо нагружать типичным потребителем. В качестве него можно использовать простую лампочку от карманного фонарика

Но важно отметить, что во время проверки совершенно не допустимо использовать светодиоды, так как:

  • Их сопротивление является очень маленьким для нагрузки;
  • Светодиоды надо уметь правильно подключать, в противном же случае, их можно просто испортить;
  • Напряжение светодиода составляет более 2,5 вольт, а значит, что заряда одной батарейки тут не хватит.

Нагрузочный элемент должен обеспечивать ток в 100-200 мА. Как правило, данное значение является нормальным для большинства приборов со средней мощностью. К таким приборам относятся: плееры, светодиодные фонари и другие.

Тест на напряжение

Менее опасный метод проверки аккумуляторов – это проверка напряжением. При проверке важных портативных источников питания необходимо проверять как напряжение, так и силу тока. Чтобы узнать необходимое напряжение:

  1. Подключите щупы мультиметра к соответствующим гнездам: красный – в отверстие с меткой Ω, U, Hz, черный – в гнездо с меткой COM$
  2. Установите режим измерения постоянного напряжения;
  3. Выберите предел измерения – до 20В;
  4. Подключите измерительные провода к клеммам питания. Полярность на самом деле не имеет значения, так как значения все равно будут отображаться правильно, только с противоположным знаком;

Например, для аккумулятора 18650, если все сделано правильно, счетчик будет отображать значения от 0 до 3,7 В. Если получены числа выше 3,5 В, аккумулятор полностью исправен. При значениях от 3,0 до 3,5 В ресурс элемента небольшой, но его можно разряжать в устройства меньшей мощности. Если напряжение ниже 2,9 В, необходимо зарядить блок питания. Минимально допустимое напряжение для таких аккумуляторов составляет 2,4 В, меньшее значение будет способствовать деградации электролита аккумулятора.

Как узнать рабочая батарейка или нет?

Ниже приведены несколько вариантов от самых безумных до самых практичных.

Метод №1. Самый безумный.

Возьмите 2 батарейки и соедините их последовательно, положительный полюс к отрицательному, а отрицательный к положительному. Дальше смочите палец и приложите к нему минусовой конец батарейки. К плюсовому приложите язык. Если будет щипать значит элемент питания рабочий. Но не стоит этим увлекаться.

Метод №2. Будь те внимательны.

Обратите внимание на внешний вид источника питания. Если на одном из полюсов замечена жидкость или окисление — значит батарея не годна

Лучше всего ее отнести в пункт приема.

Как проверить батарейку стрелочным мультиметром?

Для проверки берем нужный аккумулятор и так же как с цифровым подсоединяем клеймы к положительному и отрицательному полюсу.

Не забудьте перевести прибор в положения измерения батареек!

В принципе проверить батарейку можно и без тестера. Для этого потребуется поставить ее вертикально приподнять на 2 см и отпустить. Если она отскочит значит севшая. Заряженная же сильного отскока не даст.

Проверка батарейки на работоспособность без прибора так же осуществляется и с помощью обычно лампы. Но этот тест покажет лишь то что есть напряжение, вольтаж, и она не разряжена. В общем ее можно использовать. Данный эксперимент можно проводить в домашних условиях.

Работает ли батарейка, можно узнать, тогда, когда вы вставите ее в нужное электронное устройство. Либо же с помощью тестера, то есть мультиметра. Или простым способом, указанным выше. Таким способом можно проверить круглую пальчиковую батарейку и многие другие.

Есть специальная программа проверки емкости батареи для андроида 3C Battery Monitor Widget! Но она поможет определить объем энергии лишь на телефоне.

Теперь вы знаете, как осуществляется проверка мультиметром батареек и выявляется напряжение!

Периодически возникает потребность в проверке батареек. Чаще всего это связано с тем, что от батареи не работает электрическое устройство. Иногда может быть так: Покупаете новый аккумулятор, приходите домой, вставляете в часы, телефон, тот же мультиметр или другое устройство, а ничего не происходит. Возникают две мысли: 1) Работоспособен ли прибор? 2) Не разряжен ли элемент питания?

После этого хочется проверить батарейку. В качестве измерительного прибора чаще всего используют мультиметр. Он может быть любого типа хоть dt 182, dt 830b, dt 832, mas838 и.т.д. Главное что бы показывал напряжение.

В рамках данной статьи будет показано и рассказано как проверить напряжение источника энергии и ее работоспособность.

Как открыть крышку наручных часов

Для замены батарейки нужно снять крышку, которая находится со стороны прилегания часов к руке. Крепится крышка в зависимости от модели часов одним из четырех способов. На винтах, за счет плотной посадки крышки в корпусе часов или на резьбе, нарезанной непосредственно на самой крышке, или с помощью прижимающего ее к корпусу стопорного кольца с внешней резьбой.

Как снять крышку, закрепленную на винтах

Чтобы снять крышку с часов, закрепленную с помощью винтов, достаточно открутить все винты. Сначала с помощью маленькой отвертки с подходящим лезвием для шлица (лучше всего подойдет отвертка из набора отверток для ремонта часов) нужно отпустить попарно диаметрально противоположные винты, как при замене колес на автомобиле. А затем уже выкрутить винты в любой последовательности.

При установке крышки на место все винты следует закрутить до упора и затем с небольшим усилием затянуть накрест.

Как снять защелкивающуюся крышку

Прежде, чем открыть часы с крышкой, изображенной на фотографии, удерживающейся за счет сил трения, необходимо внимательно осмотреть место соприкосновения ее ребра с корпусом часов.

Обычно в районе ушек для крепления браслета или ремешка имеется еле заметная щель, образованная за счет выступа на крышке или углубления в корпусе.

Для снятия крышки необходимо вставить в эту щель тонкое лезвие ножа и, упирая его в корпус и действуя как рычагом, приподнять крышку. Сильно надавливать ножом недопустимо, так как если он сорвется при открытии крышки, можно повредить механизм. При вскрытии часов с защелкивающейся крышкой обычно вопросов не возникает, зачастую возникают трудности при установке крышки на прежнее место.

Как снять крышку, закрепленную с помощью резьбы

В дорогих и водонепроницаемых часах, как правило, крышка крепится с помощью резьбы, нарезанной на ребре крышки или стопорном кольце.

На фотографии вы видите часы, у которых крышка крепится с помощью резьбы, нарезанной на ее ребре.

А на этой фотографии крышка прижата стопорным кольцом с внешней резьбой. Резьбовые способы позволяют плотно прижать крышку через уплотнительную прокладку к корпусу, и тем самым надежно защитить их механизм от попадания пыли и влаги.

В дополнение такая крышка легче снимается и устанавливается, особенно если есть специальный ключ, например, как на этой фотографии. Вращением гайки с насечкой расстояние между штифтами ключа можно изменять для отвинчивания крышек и стопорных колец разных диаметров.

Как открутить крышку с помощью подручных средств

Не у каждого домашнего мастера есть под рукой специальный ключ для откручивания крышек, и если часы встали из-за севшей батарейки, то заказывать и ждать, когда придет ключ не всегда приемлемо. Да и тратить деньги, если можно обойтись подручными средствами, нерационально.

Наиболее распространенным инструментом, который применяют домашние мастера является штангенциркуль с заправленными губками. Достаточно развести губки на ширину пазов в крышке, зафиксировать это положение винтом, и штангенциркуль готов к работе. Концы его губок вставляются в пазы крышки, и с прижимом проворачивают ее против часовой стрелки. Главное – стронуть крышку с места, а дальше она легко отвернется.

Если в наличии нет штангенциркуля, то можно воспользоваться любым пинцетом, придав с помощью наждачной колонки лапкам форму, соответствующую профилю пазов на крышке. Если рукой трудно провернуть пинцет, то можно у поверхности крышки вставить отвертку между лапками пинцета и таким способом, как рычагом, отвинтить крышку.

Еще будет проще и удобнее пинцетом отвинчивать крышку, если придать форму концам его лапок, как на фотографии. Ширину развода лапок пинцета можно зафиксировать, вложив между ними, например, кусок фанерки требуемой толщины и закрепив его изолентой или скотчем. Такая доработка не испортит пинцет, и можно будет дальше использовать его по назначению.

Отвинчивать крышку с часов гораздо проще, если они зафиксированы. Закрепить часы можно в тисках, зажав за ушки. Для исключения царапин необходимо губки тисков покрыть кожей или другим мягким материалом. Зажимать нужно не сильно, лишь бы часы держались, иначе можно деформировать ушки.

Всего просмотров: 44530

Выше видеоролик, демонстрирующий откручивание крышки с кварцевых наручных часов с помощью пинцета.

Как проверить количество заряда под нагрузкой

Отобранные элементы подвергаются повторному тестированию. Необходимо разобраться, как измерить емкость аккумулятора мультиметром под нагрузкой. Порядок действий следующий:

  • соединение щупов прибора с контактами тестируемого элемента;
  • параллельное подсоединение нагрузочного компонента;
  • подождать 30 секунд;
  • отметить полученные значения.

В зависимости от полученных данных батарейки сортируются следующим образом: если результат 1,1 В и меньше, то такие изделия можно смело выбрасывать; когда значение не превышает 1,3В — можно использовать в пультах дистанционного управления. Если у элемента под нагрузкой 1,35 В и больше — он полностью исправен.

Круглые батарейки таблетки

По
такому же принципу проверяется напряжение у плоских таблеток типа CR 2032. Их используют в
брелках, материнских платах, электронных игрушках.

Щупы
прикладываете вот таким образом и смотрите на результат.

3В – хорошая, менее 2,5В – в мусорку.

С плоскими таблетками на 1,5В (LR44, G13, A76, LR357 и т.д.) то же самое.

1,5В – хорошо, менее 1,25В – плохо.

Ошибка!
Внимание, все батарейки вне зависимости от их типоразмера, которые при проверке остаточного напряжения показали хорошие значения, могут быть неисправны при измерениях под нагрузкой!

Фактически вы замерили величину напряжение без нагрузки (ЭДС). Поэтому обязательно проверяйте двумя методами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Раздольная энергия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: