Как определить прямую и обратную полярность аккумулятора

Что означает обратная полярность АКБ, чем она отличается от прямой

С потребительской точки зрения полярность обозначает пространственное расположение клеммных выводов, при этом основными видами полярности аккумуляторов применительно к автомобилю являются прямая и обратная.

Давайте разберёмся, что значит прямая полярность аккумулятора, в чём состоят её отличия от обратной полярности и как определить, к какой разновидности относится АКБ.

Сразу отметим, что термины «прямая» и «обратная» полярности – условные. Они не имеют какой-либо физической интерпретации. Просто на советских автомобилях, а позже и на отечественных, плюсовая выводная клемма аккумулятора находилась слева (если смотреть со стороны передней части авто), а минусовая – справа. Поскольку в те времена такой порядок был единственным, полярность и назвали прямой. А на иномарках (на большинстве моделей) порядок расположения клемм прямо противоположный, поэтому такую полярность назвали обратной.

Впрочем, на некоторых иномарках, собираемых в России, могут устанавливаться батареи с прямой полярностью, так что вероятность сделать неправильный выбор действительно есть.

А теперь поговорим о том, почему так важно уметь определять, какая полярность у выбранного вами аккумулятора, прямая или обратная. В большинстве случаев, как мы уже упоминали, провода, идущие к АКБ, настолько короткие, что установка батареи с иной полярностью невозможна – вы просто не сможете подключить такую АКБ

Но если этого не знать (а многие автовладельцы покупают аккумуляторы, ориентируясь только не ёмкость и стоимость), можно запросто приобрести батарею не тех размеров или с другой полярностью. Для «народных умельцев» факт несовпадения размеров или коротких проводов – не преграда, они могут что-то придумать, чтобы обойти подобные препятствия.

Что касается грузовых автомобилей, то там используются аккумуляторы другого форм-фактора: клеммные отводы располагаются на узкой стороне корпуса батареи, при этом принято прямую полярность обозначать цифрой «3», обратную – четвёркой.

В любом случае подключение батареи с перепутанными проводами будет весьма пагубным для вашего автомобиля, а степень этой пагубности будет зависеть от того, насколько быстро вы среагируете на свою ошибку. Ну, и фактор везения тоже присутствует. В лучшем случае вы просто перепугаетесь из-за мощного снопа искр и прервёте установку, но если контакт всё же произошёл, последствия могут быть печальными – от перегорания предохранителей до пожара, погасить который вы можете и не успеть.

Так что торопиться с выбором автомобильного аккумулятора не стоит. Если вы не слишком разбираетесь в этом вопросе, не стесняйтесь спросить консультанта – вопрос не настолько сложный, чтобы вы не получили исчерпывающего ответа. Если такой возможности нет, появление искрения при установке должно остановить вас от дальнейших манипуляций.

Вы должны понимать, чем отличается аккумулятор с прямой полярностью от АКБ с обратным расположением выводов – только взаимным расположением клемм. Но можно ли в случае неправильного выбора использовать эту батарею правильно? Теоретически – да: вам нужно только повернуть её на 180 градусов. Но поскольку выводы чаще всего располагаются ближе к одной из сторон, шансы на успех минимальны. Вам просто не хватит длины проводов, да и геометрия верхней части корпуса может иметь сложный рельеф, когда одна из сторон приподнята и располагается на неком подобии подиума.

В таких случаях единственный способ решения проблемы – удлинение проводов. Операция очень серьёзная, сам провод должен быть такого же диаметра и из такого же материала, а соединение – исключительно надёжным и качественно заизолированным.

Полезные таблицы

Типы аккумуляторных батарей

Типы простых батареек

Тип батарейки — обозначение Плюсы Минусы
Солевые Низкая цена. Быстрый разряд при высоких нагрузках. Идеальны для маломощных приборов (часы, пульты). Быстро теряют емкость на холоде.
Щелочные, алкалиновые —

ALKALINE

Противостоят холоду и высоким нагрузкам. Цена, выпускаются не во всех размерах батареек.
Литиевые — Lithium Повышенная емкость, напряжение. Отлично работают и в мороз и на жаре. Идеальны для маломощных потребителей, используемых на улице, при трудоемких заменах элементов питания. (военная техника, уличные датчики, мед приборы, авто маяки и т.п.) Высокая стоимость, в эту цену лучше рассмотреть аккумуляторы.

Почему разряжается аккумулятор?

Существует много причин, по которым аккумулятор может потерять свой заряд: непогашенные на длительное время габаритные фонари, длительное прослушивание музыки при выключенном двигателе. Кроме того, на большинстве автомобилей установлены WET-аккумуляторы, которые работают на принципе химической реакции свинцовых пластин с электролитом, в результате чего вырабатывается электрическая энергия. В процессе работы любой аккумулятор подвергается износу и свинцовые пластины постепенно разрушаются, а электролит выкипает, из-за этого снижается емкость аккумуляторной батареи, и устройство может разрядиться в любой момент. Чтобы неприятная ситуация не застала вас врасплох, необходимо знать какой аккумулятор установлен в вашем автомобиле, как произвести подзарядку и правильно подобрать замену.

Популярные модели аккумуляторов типа 18650

Среди множества вариантов, которые представлены на рынке, только некоторые пользуются хорошим спросом. Такие изделия отличаются длительным периодом эксплуатации и надежностью.

Аккумуляторы Panasonic NCR18650B

Рассмотрим самые популярные модели батарей и их основные характеристики:

  • Panasonic NCR18650B – обладает емкостью 3400mah. Еще недавно эта батарея удерживала лидерские позиции по показателям объема среди других литиевых видов, имеющихся в свободной продаже. Возникновение среднетоковых и более емких аккумуляторов вытеснило Panasonic с первого места. Однако и сейчас на этот товар есть покупатели. Что касается конструкции данной батарейки, то внутри нее находится анод, скрученный в рулон, а также катод. Между ними производитель расположил сепаратор. Все эти элементы помещены в корпус в форме цилиндра.
  • Samsung INR18650-25R. Емкость элемента составляет 2500mah. Данная батарея предназначена для работы с большой мощностью тока. Если нагрузка непрерывная, то сила тока равняется 20 А, если же она периодичная, то показатель увеличивается до 100 А. Данная батарея прекрасно подойдет в электронную сигарету. Производители рекомендуют применять аккумуляторы Samsung INR18650-25R в приборах, которые имеют встроенную систему защиты, поскольку сами они не обладают этой функцией. В фонарики подобные изделия не подходят, поскольку могут чрезмерно разрядиться, что для них неблагоприятно.

Аккумулятор Samsung INR18650-25R

  • LG 18650 HE2, емкость 2500 mAh. Эта батарея является высокотоковой. При своей емкости выдерживает нагрузку в 8 С и предоставляет силу тока 20 А. За счет таких характеристик и эксплуатационных показателей модель аккумулятора является популярной и востребованной. Кроме этого батарея также обладает массой достоинств. Важнейшим передовым показателем устройства считается новейший химический состав. Он называется NCR или Hybrid IMR. Такое наименование говорит само за себя: это гибрид ICR и IMR аккумуляторов. В составе батарейки имеется кобальтовый катод и покрытие из марганца и никеля. За счет использования такой передовой технологии батарея разряжается до малого напряжения, при этом, не теряя свои эксплуатационные свойства.
  • Samsung ICR18650 емкостью 2600 mAh 26H. Подобная батарея имеет промышленное предназначение и характеризуется отсутствием платы защиты. Аккумулятор отличается высоким показателем емкости, поэтому часто применяется для шуруповертов, ноутбуков и другой бытовой техники. Samsung часто встречаются у компаний-переупаковщиков, которые применяют их для работы своей продукции. Приемлемая цена и реальная большая емкость аккумуляторов сделала их лидерами продажи среди литий-ионных батарей типа 18650. Плюсовый контакт аккумулятора слегка утопленный.

Аккумулятор Samsung ICR18650

KeepPower, емкость 3500mah. Еще одна качественная батарея типа 18650. Японский производитель использовал для создания такого изделия плату, предназначенную для защиты батареи от короткого замыкания и перезаряда. Наибольшая сила тока составляет 5 А, напряжение – 3,7 В.

Заряжать аккумуляторы без вреда для них и сохранения в дальнейшем эксплуатационных свойств вполне реально, зная характеристики и допустимые показатели напряжения и силы тока. Аккумулятор прослужит дольше, если бережно к нему относиться.

Что такое полярность аккумулятора: прямая и обратная полярность акб – Сайт о

АКБ

Полярностью называют схему расположения токовыводов на лицевой крышке батареи. Специалисты выделяют два типа: обратную и прямую. Признаком, по которому их отличают, является нахождение клемм. Аккумулятор устанавливают в посадочную нишу. Положение, в котором его фиксируют, изменить нельзя.

Если клеммы будут подключены неправильно, эксплуатировать АКБ (AGM, гелевую, свинцово-кислотную) невозможно. Решить проблему можно с помощью удлинения проводов. Этот способ сопровождается потерей времени. Гораздо проще обменять или приобрести новый аккумулятор.

Как узнать полярность у аккумулятора

При покупке автомобильного аккумулятора следует обратить внимание на полярность. Если АКБ будет неправильно подключена, то электрика машины может полностью выйти из строя

Что такое полярность аккумулятора

Источник постоянного тока имеет, как положительный, так и отрицательный контакт. К ним подключаются потребители электричества. Узнать полярность батареи не составит большого труда. На корпусе имеются значки плюса и минуса, часто бывают цветовые обозначения.

Кроме того положительный контакт имеет больший размер. У большинства автомобилей положительная клемма 19,5 мм, а отрицательная 17,9 мм. У азиатских машин (Asia) плюсовая клемма 12,7 мм, а минусовая 11,1 мм.

Такие особенности почти полностью исключают вероятность неправильного подключения АКБ. Расположение батареи в автомобиле бывает разным. Под капотом справа или слева. В салоне или багажнике. Поэтому, следует выбрать устройство, которое будет иметь правильное расположение клемм.

Прочие виды полярности

Бывают и более редкие расположения клемм, что может существенно усложнить процедуру опознания. Например, существуют модели, имеющие полярность “6”, которая визуально определяется по наличию плюсовой клеммы справа, но сам корпус устройства имеет практически квадратный вид.

Полярность “9”, она же “5” также встречается не очень часто. Узнать о том, что аккумулятор относится к этой категории можно по расположению клемм ровно посередине АКБ.

Еще бывает полярность “2”, она также встречается на грузовых автомобилях и спецтехники. В этом случае клеммы расположены по диагонали.

Полярность 2 и 9

Как определить прямая или обратная полярность

Определяют принадлежность аккумулятора к той или иной категории, по расположению клемм на корпусе. Если полярность прямая, то плюс расположен слева, при обратной — плюсовая клемма находится справа.

Если аккумулятор старый и надписи стёрты или закрыты под большим количеством отложений, то воспользовавшись стрелочным вольтметром можно точно определить, где находится положительный вывод аккумуляторной батареи.

Что будет если перепутать полярность при подключении

Если при подключении перепутать клеммы, то возможны следующие последствия:

  1. Перегорание предохранителей.
  2. Пожар.
  3. Выход из строя ЭБУ.
  4. Перегорание диодного моста генератора.
  5. Оплавление проводки.
  6. Выход из строя сигнализации.

Самым опасным явлением при переполюсовке является возгорание, поэтому если при подключении клемм возникают искры, то следует прекратить процедуру. Так же может сильно повредиться электропроводка.

Тяговые аккумуляторы для лодочного мотора

Можно ли поменять полярность у аккумулятора

Поменять расположение электрических выводов на корпусе аккумулятора нельзя, но на некоторых автомобилях возможна установка АКБ другого типа. В этом случае достаточно повернуть батарею на 180 градусов, чтобы соответствующие выводы совпали с клеммами.

Этот способ подключения аккумулятора с неподходящим расположением электрических выводов может не подойти только при очень коротких проводах, которые идут от «массы» автомобиля и генератора двигателя.

Если на автомобиле провода, подключаемые к аккумуляторной батареи слишком коротки для установки неподходящей по расположению выводов детали, то достаточно заменить их на более длинный проводник.

При этом диаметр провода не должен быть меньше демонтированного элемента проводки.

Что означает прямая и обратная полярность аккумулятора

Расположение клемм на аккумуляторе происходит всегда в определенной последовательности, по стандарту стран производителей. Клеммы всего две, плюс и минус. Они могут иметь разное положение, но наиболее удобным для обслуживания оказалось вынести клеммы на крышку. При этом они бывают поднятыми или утопленными, отличая европейский и азиатский тип.

Полезные советы и правила ухода за аккумулятором

Правильный уход за аккумулятором повысит его срок эксплуатации и эффективность использования.

  1. Всегда требуется внимательно относиться к соблюдению полярности.
  2. Следить за состоянием электролита в банках.
  3. Не допускать сильного загрязнения устройства.
  4. Производить правильную зарядку, используя качественное зарядное устройство.
  5. Ни в коем случае не допускать короткого замыкания или сульфатации аккумуляторной батареи.
  6. При окончании срока эксплуатации, всегда рекомендуется сдать старую АКБ в специализированный центр по переработке и утилизации устаревших источников питания.

Определение полярности мультиметром

Иногда случается, что в новом электрическом аппарате, который необходимо подключить, отсутствует маркировка полярности или необходимо перепаять проводку поврежденного устройства, а все провода одного цвета

В такой ситуации важно правильно определить полюса проводов или контактов

Но при наличии необходимых приборов возникает закономерный вопрос: как мультиметром определить плюс и минус электроприбора?

Для определения полярности мультиметр необходимо включить в режим замера постоянного напряжения до 20 В. Провод черного щупа подключается в гнездо с маркировкой СОМ (он соответствует отрицательному полюсу), а красный подключается в гнездо с маркером VΩmA (он, соответственно, является плюсом).

После этого щупы подсоединяются к проводам или контактам и прибор, полярность которого необходимо узнать, включается.

Если на дисплее мультиметра отображается значение без дополнительных знаков, то полюса определены правильно, контакт к которому подключен красный щуп – это плюс, а к которому подключен черный щуп будет соответствовать минусу.

В том случае если мультиметр показал значение напряжения со знаком минус – это будет означать, что щупы подключены к устройству неверно и красный щуп будет минусом, а черный – плюсом.

Если мультиметр, которым производится замер, аналоговый (со стрелкой и табло с градациями значений), при правильном подключении полюсов стрелка покажет действительное значение напряжения, а сели полюса перепутаны то стрелка будет отклоняться в противоположную сторону относительно нуля, то есть показывает отрицательное значение напряжения тока.

Сколько заряда осталось в батарейке?

Есть
грубая методика подсчета процента разряда батарейки в зависимости от ее
напряжения.

Для
элементов питания 1,5V нужно отнять от фактического
остаточного напряжения величину в 1,1V и умножить результат на 200. В итоге
вы получите примерную цифру в процентах остаточного заряда.

Например, замеры показали результат 1,45В. Отнимаем 1,45-1,1=0,35*200=70%.

В батарейке осталось 70% заряда от первоначальной величины.

При значениях 1,35В будут следующие результаты:

1,35V-1,1V=0,25*200=50% и т.п.

Для
кроны в 9V нужно отнимать 6,6V и умножать результат на 33,33.
Пример расчета:

Замер мультиметром=8,79В. Итого: 8,79-6,6=2,13*33,33=71%.

Как-то
так. Еще раз напоминаем, что это очень грубый расчет и ориентироваться на него
не стоит.

Выбираем отличную батарею для вейпа

Теперь, когда мы знаем все, что нужно знать о безопасности, поговорим о том, а как из нескольких вариантов аккумуляторов выбрать лучший, по каким критериям мы можем об этом судить.

Важных критериев не так уж много: емкость, предельная сила тока и температура аккумулятора при работе. В идеале нам нужна батарея с высокой емкостью, высоким током, которая работает без сильного нагревания. Но идеала не существует и тут тоже нужно пойти на компромисс.

Емкость батареи — это число, которое стоит рядом с буквами мАч (mAh), По этому параметру можно судить о том, как долго батарея будет работать между зарядами в идеальных условиях. Например, батарея 2000 мАч будет отдавать ток силой 1А непрерывно в течении 2 часов, но так никогда не бывает. Поэтому этот пункт служит больше для сравнения батарей: у какого аккумулятора емкость больше, тот заряжать понадобится реже. Но максимальная емкость обычно накладывает ограничения на предельный ток.

Как мы узнали ранее, это значение говорит нам о том, ток какой силы мы можем извлекать из аккумулятора продолжительное время. В вейпинге очень популярны высокотоковые аккумуляторы 20 — 30А, аккумуляторы с током выше встречаются реже.

Низкая температура аккумулятора

Батареи IMR и INR нагреваются в процессе работы меньше, чем другие виды аккумуляторов. Однако вейперы чаще предпочитают батареи с никелем из-за их высокой выходной мощности при той же безопасности, что и марганцевые.

Определение полярности мультиметром

Иногда случается, что в новом электрическом аппарате, который необходимо подключить, отсутствует маркировка полярности или необходимо перепаять проводку поврежденного устройства, а все провода одного цвета

В такой ситуации важно правильно определить полюса проводов или контактов

Но при наличии необходимых приборов возникает закономерный вопрос: как мультиметром определить плюс и минус электроприбора?

Для определения полярности мультиметр необходимо включить в режим замера постоянного напряжения до 20 В. Провод черного щупа подключается в гнездо с маркировкой СОМ (он соответствует отрицательному полюсу), а красный подключается в гнездо с маркером VΩmA (он, соответственно, является плюсом).

После этого щупы подсоединяются к проводам или контактам и прибор, полярность которого необходимо узнать, включается.

Если на дисплее мультиметра отображается значение без дополнительных знаков, то полюса определены правильно, контакт к которому подключен красный щуп – это плюс, а к которому подключен черный щуп будет соответствовать минусу.

В том случае если мультиметр показал значение напряжения со знаком минус – это будет означать, что щупы подключены к устройству неверно и красный щуп будет минусом, а черный – плюсом.

Если мультиметр, которым производится замер, аналоговый (со стрелкой и табло с градациями значений), при правильном подключении полюсов стрелка покажет действительное значение напряжения, а сели полюса перепутаны то стрелка будет отклоняться в противоположную сторону относительно нуля, то есть показывает отрицательное значение напряжения тока.

Полярность аккумулятора

Если вы впервые покупаете аккумуляторную батарею для своего автомобиля, вас может поставить в тупик вопрос продавца о полярности аккумулятора. Что это вообще такое — полярность? Как ее определить? Что будет, если купить АКБ с не той полярностью? На эти вопросы попытаемся ответить в нашей сегодняшней статье на портале Vodi.su.

Прямая и обратная полярность АКБ

Как известно, аккумуляторная батарея устанавливается в свое строго определенное посадочное место под капотом, которое еще называют гнездом. В верхней части АКБ имеются два токовывода — плюсовой и минусовой, к каждому из них подключается соответствующий провод. Чтобы автолюбители случайно не перепутали клеммы, длина провода позволяет дотянуть его только до соответствующего токовывода на аккумуляторе. Более того, плюсовая клемма толще минусовой, это видно даже на глаз, соответственно, ошибиться при подключении АКБ практически невозможно.

Таким образом, полярность — это одна из характеристик АКБ, которая указывает на расположение токовыводящих электродов. Она бывает нескольких видов, но наибольшее распространение получили только две из них:

  • прямая, «российская», «левый плюс»;
  • обратная «европейская», «правый плюс».

Как определить полярность АКБ?

Самый простой способ — это внимательно посмотреть на наклейку на передней части и разобрать маркировку:

  • если вы видите обозначение типа: 12V 64 Ah 590A (EN), то это европейская полярность;
  • если в скобках EN нет, значит мы имеем дело с обычной батареей с левым плюсом.

Стоит отметить, что полярность указывается обычно только на тех АКБ, которые продаются в России и бывших республиках СССР, на Западе же все аккумуляторы идут с европейской полярностью, поэтому она отдельно не указывается. Правда, в тех же США, Франции, да и в России в том числе, можно увидеть в маркировке обозначения типа «J», «JS», «Asia», но они не имеют к полярности никакого отношения, а лишь говорят, что перед нами АКБ с более тонкими клеммами специально для японских или корейских авто.

Если по маркировке определить полярность не удается, есть другой способ:

  • ставим АКБ к себе передней стороной, то есть той, где расположена наклейка;
  • если плюсовая клемма слева, то это прямая полярность;
  • если плюс справа — европейская.

Если же вы выбираете АКБ типа 6СТ-140 Ач и выше, то он имеет форму вытянутого прямоугольника и токовыводы расположены на одной из его узких сторон. В таком случае разверните его клеммами от себя: «+» справа означает европейскую полярность, «+» слева — российскую.

Ну, и если предположить, что АКБ старая и на ней невозможно разобрать какие-либо отметки, то понять, где плюс, а где минус, можно измерив толщину клемм штангенциркулем:

  • толщина плюсовой составит 19,5 мм;
  • минусовой — 17,9.

В азиатских батареях толщина плюса 12,7 мм, а минуса — 11,1 миллиметра.

Можно ли ставить АКБ с другой полярностью?

Ответ на этот вопрос простой — можно. Но провода нужно подключать правильно. Из собственного опыта скажем, что на большинстве авто, с которыми имели дело, плюсового провода хватает без проблем. Минусовой же придется наращивать. Для этого придется снять изоляцию и дополнительный кусок провода присоединить с помощью клеммы.

На многих же более современных авто свободного пространства под капотом практически нет, поэтому с наращиванием провода могут возникнуть проблемы, его попросту негде будет разместить. В таком случае новый АКБ без повреждений можно вернуть в магазин в течение 14 суток. Ну, или с кем-то поменяться.

Если перепутать клеммы при подключении

Последствия могут быть самые разные. Самое легкое последствие — перегорят предохранители, защищающие бортовую сеть от короткого замыкания. Самое страшное — пожар, который возникнет из-за плавления оплетки провода и искрообразования. Стоит отметить, что для начала пожара нужно, чтобы АКБ находился в неправильно подключенном состоянии длительное время.

«Переполюсовка АКБ» — интересное явление, благодаря которому вашей машине может ничего не грозить, полюса АКБ при неправильном подключении попросту поменяются местами. Однако, для этого нужно, чтобы батарея была новая или хотя бы в хорошем состоянии. Тем не менее переполюсовка вредна для самой АКБ, так как пластины будут быстро осыпаться и этот аккумулятор у вас никто не примет по гарантии.

Если вы следите за техническим состоянием авто, то краткосрочное неправильное подключение АКБ не приведет к каким-то катастрофическим последствиям, так как ЭБУ, генератор, все остальные системы защищены предохранителями.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Раздольная энергия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: