Что такое полярность аккумулятора автомобиля и как ее определить?

Как настроить мультиметр

Рассмотрим, как правильно пользоваться цифровым мультиметром для чайников. После включения прибора переведите селектор ручки в нужный сектор измерений — напряжение, сила тока, омметр, температуру, прозвон или другие. Зная примерные параметры измеряемых величин, устанавливаем большее значение в секторе. При неправильно выбранном значении при замере напряжения в старшем разряде появится 1. Это будет обозначать бесконечное напряжение.

Стрелочный тестер попросту зашкалит и упрется стрелкой в упор. Если заранее не знаем величину измеряемого параметра, то ставим самое большое значение и касаемся щупами. Если значение на экране ниже следующего предела сегмента, то поворачиваем ручку на меньшее значение. В аналоговом этот процесс повторяется, если стрелка реагирует кое-как, почти не отклоняясь от нуля.

Подробная инструкция по пользованию цешкой идет с каждым экземпляром

Важно научиться работать тем прибором, который у вас есть, ведь отличия иногда значительны

Что такое полярность аккумулятора: прямая и обратная полярность акб – Сайт о

АКБ

Полярностью называют схему расположения токовыводов на лицевой крышке батареи. Специалисты выделяют два типа: обратную и прямую. Признаком, по которому их отличают, является нахождение клемм. Аккумулятор устанавливают в посадочную нишу. Положение, в котором его фиксируют, изменить нельзя.

Если клеммы будут подключены неправильно, эксплуатировать АКБ (AGM, гелевую, свинцово-кислотную) невозможно. Решить проблему можно с помощью удлинения проводов. Этот способ сопровождается потерей времени. Гораздо проще обменять или приобрести новый аккумулятор.

Как узнать полярность у аккумулятора

При покупке автомобильного аккумулятора следует обратить внимание на полярность. Если АКБ будет неправильно подключена, то электрика машины может полностью выйти из строя

Что такое полярность аккумулятора

Источник постоянного тока имеет, как положительный, так и отрицательный контакт. К ним подключаются потребители электричества. Узнать полярность батареи не составит большого труда. На корпусе имеются значки плюса и минуса, часто бывают цветовые обозначения.

Кроме того положительный контакт имеет больший размер. У большинства автомобилей положительная клемма 19,5 мм, а отрицательная 17,9 мм. У азиатских машин (Asia) плюсовая клемма 12,7 мм, а минусовая 11,1 мм.

Такие особенности почти полностью исключают вероятность неправильного подключения АКБ. Расположение батареи в автомобиле бывает разным. Под капотом справа или слева. В салоне или багажнике. Поэтому, следует выбрать устройство, которое будет иметь правильное расположение клемм.

Прочие виды полярности

Бывают и более редкие расположения клемм, что может существенно усложнить процедуру опознания. Например, существуют модели, имеющие полярность “6”, которая визуально определяется по наличию плюсовой клеммы справа, но сам корпус устройства имеет практически квадратный вид.

Полярность “9”, она же “5” также встречается не очень часто. Узнать о том, что аккумулятор относится к этой категории можно по расположению клемм ровно посередине АКБ.

Еще бывает полярность “2”, она также встречается на грузовых автомобилях и спецтехники. В этом случае клеммы расположены по диагонали.

Полярность 2 и 9

Как определить прямая или обратная полярность

Определяют принадлежность аккумулятора к той или иной категории, по расположению клемм на корпусе. Если полярность прямая, то плюс расположен слева, при обратной — плюсовая клемма находится справа.

Если аккумулятор старый и надписи стёрты или закрыты под большим количеством отложений, то воспользовавшись стрелочным вольтметром можно точно определить, где находится положительный вывод аккумуляторной батареи.

Что будет если перепутать полярность при подключении

Если при подключении перепутать клеммы, то возможны следующие последствия:

  1. Перегорание предохранителей.
  2. Пожар.
  3. Выход из строя ЭБУ.
  4. Перегорание диодного моста генератора.
  5. Оплавление проводки.
  6. Выход из строя сигнализации.

Самым опасным явлением при переполюсовке является возгорание, поэтому если при подключении клемм возникают искры, то следует прекратить процедуру. Так же может сильно повредиться электропроводка.

Тяговые аккумуляторы для лодочного мотора

Можно ли поменять полярность у аккумулятора

Поменять расположение электрических выводов на корпусе аккумулятора нельзя, но на некоторых автомобилях возможна установка АКБ другого типа. В этом случае достаточно повернуть батарею на 180 градусов, чтобы соответствующие выводы совпали с клеммами.

Этот способ подключения аккумулятора с неподходящим расположением электрических выводов может не подойти только при очень коротких проводах, которые идут от «массы» автомобиля и генератора двигателя.

Если на автомобиле провода, подключаемые к аккумуляторной батареи слишком коротки для установки неподходящей по расположению выводов детали, то достаточно заменить их на более длинный проводник.

При этом диаметр провода не должен быть меньше демонтированного элемента проводки.

Что означает прямая и обратная полярность аккумулятора

Расположение клемм на аккумуляторе происходит всегда в определенной последовательности, по стандарту стран производителей. Клеммы всего две, плюс и минус. Они могут иметь разное положение, но наиболее удобным для обслуживания оказалось вынести клеммы на крышку. При этом они бывают поднятыми или утопленными, отличая европейский и азиатский тип.

Без мультиметра

Есть простой народный способ, как проверить емкость батарейки, если под рукой у вас не нашлось мультиметра. Вертикально сбросьте батарею с высоты 20 см на пол или другое жесткое покрытие (стол, табурет). Следите за изделием. Батарейка при ударе отскочила вверх на несколько сантиметров, значит – разряжена. Если наоборот, упала на бок, не отскочив, – заряжена.

Смысл в том, что гель, содержащийся внутри элемента писания, со временем высыхает. Пока его в батарейке достаточное количество, при падении он смягчает удар, и элемент просто заваливается на бок. У севшего изделия высохший гель гасить кинетическую энергию уже не в состоянии. Способ занимателен, но не всегда срабатывает.

Цвет проводов плюс (+) и минус (-) в сетях постоянного тока

Красный провод это плюс или минус? Такие вопросы возникают при работе с электрическими цепями постоянного тока.

Красный

Чтобы запомнить, какой плюс красный или черный, пользуются названием известной международной организации – «Красный крест». Это словосочетание подсказывает, что красным цветом обозначают плюс.

Черный

Черным цветом обозначают минусовой проводник. Такую маркировку можно увидеть в типичном бытовом оборудовании:

  • источниках питания;
  • аудио-, видео аппаратуре;
  • иных устройствах с электронно-программными блоками управления.

Плюс

Полярность проводников необходимо соблюдать при ремонте штатного электрооборудования автомобилей. В некоторых ситуациях путаница с плюсом и минусом сопровождается нарушением функционального состояния.

Минус

Высокая мощность подключенных потребителей повышает ответственность выполнения ремонтных и наладочных работ. В таких ситуациях необходимо исключить ошибки при определении полярности. Сильный постоянный ток применяют для питания электричеством:

  • складского и муниципального транспорта;
  • подъемных механизмов;
  • датчиков и средств автоматизации.

Проверка заряда без нагрузки

Для выявления полностью дефектных элементов достаточно выполнить несложную проверку:

  • Выберите режим мультиметра, соответствующий измерению постоянного напряжения.
  • Установите предел измерения равным 20 В.
  • Подсоедините щупы прибора к контактам проверяемой батареи и измерьте напряжение.
  • Снимите показания с тестера.

Если показанное при проверке батареи мультиметром напряжение выше 1,35 В, батарея исправна и будет работать в любом электрическом приборе. Если заряд элемента ниже этого уровня, но не ниже 1,2 В, его можно использовать в нетребовательных устройствах. При более низком уровне заряда аккумулятор использовать нельзя, и его необходимо утилизировать.

В качестве зарядного элемента можно использовать обычную лампочку, предназначенную для использования в карманном фонарике. Светодиоды для этого не подходят из-за плохого сопротивления. Объем нагрузки должен составлять от 100 до 200 мА – это наиболее распространенный показатель для большинства современных электротехнических изделий средней мощности.

Однако для отбраковки явно непригодных батарей достаточно холостого теста тестером. Если прибор показывает меньше 1,2В, то проверка под нагрузкой не имеет смысла.

Как определить, где плюс и минус

Определить полярность светодиода можно несколькими способами:

  • визуально (по длине ножки, по внутренней части колбы, по толщине выводов);
  • при помощи измерительного устройства (мультиметра, тестера);
  • путем подключения питания;
  • по технической документации.

Чаще всего применяется визуальный осмотр прибора. Производители стараются указывать маркировку и метки, по которым можно определить, где плюс и минус у светодиода. Все приведенные методы просты, и их может использовать человек без соответствующих знаний.

Определяем зрительно

Визуальный осмотр является самым простым способом определения полярности. Существует несколько видов корпусов светодиодов. Наиболее распространенный – цилиндрический диод с диаметром 3,5 мм и более. Чтобы определить катод и анод у диода, нужно рассмотреть прибор. Через прозрачную поверхность будет видно, что площадь катода (отрицательный контакт) больше, чем у анода (положительный). Если рассмотреть внутреннюю часть невозможно, стоит посмотреть на выводы, они также различаются по размерам. Катод будет больше.

Светодиоды для поверхностного монтажа активно используются в прожекторах, лентах, светильниках. Определить контакты в них можно также зрительно. Они имеют ключ (скос), который указывает на отрицательный электрод.

У некоторых светодиодов может быть метка, указывающая на полярность. Это точка, кольцевая полоса, которая смещена к плюсу. У старых образцов есть заостренная с одной стороны форма, соответствующая положительному электроду.

С помощью подключения питания

Найти соответствующие электроды можно путем подачи напряжения малой величины. С помощью такого способа можно также определить исправность прибора. Потребуется источник постоянного тока (например, батарейка или аккумулятор). Светодиод нужно приложить к контактам. При правильном подключении и поднятии напряжения до 3 В диод будет загораться, а его насыщенность и яркость будет расти. Если подключение произошло неверно и полярность не соблюдена, светодиод не засветится.

Дополнительно можно подключить последовательно токоограничивающий резистор с сопротивлением выше 600 Ом. Это обезопасит светодиод от пробоя.

Применение мультиметра

Мультиметр – профессиональное устройство, помогающее определить не только плюс и минус светодиода, но и найти короткое замыкание в электросети, провести диагностику электронных компонентов, замерить основные параметры. С помощью мультитестера можно также определить цвет свечения у диода и пригодность к применению.

Произвести проверку мультиметром можно тремя способами:

  1. Переключатель мультитестера устанавливается в положение «Проверка сопротивления – 2 кОм». Щупами нужно коснуться электродов светодиода. Когда красный щуп коснется анода, а черный – катода, на дисплее появится число от 1600 до 1800. В ином случае или при неисправности на экране будет высвечена 1. Минус способа – отсутствует засветка кристалла.
  2. Переключатель нужно поставить в «прозвонка, проверка диода». Когда красный щуп коснется анода, а черный катода, светодиод начнет светиться. В ином случае диод никак не отреагирует.
  3. Для последнего способа щупы не потребуются. В большинстве моделей есть два гнезда, около которых есть обозначения Е и С – эмиттер и коллектор соответственно. Они используются для проверки транзисторов, но для светодиода это способ также подходит. Если в отверстие С будет помещен катод, светодиод загорится. Это самый быстрый и эффективный метод.

Определение с помощью технической документации

В документе к светодиоду можно найти достаточное количество информации о производителе, характеристиках, в том числе о полярности. На одно устройство паспорт выдается редко, его можно получить при покупке большой партии компонентов.

Найти информацию можно самостоятельно, если знать марку светодиода. По таблицам с техническими характеристиками данной модели можно найти способ подключения и где плюс, а где минус.

Измерение тока КЗ

Для следующего
способа проверки переключатель мультиметра нужно установить в положение –
измерение постоянного тока (10А).

Также
меняется и положение щупов. Черный остается в разъеме COM, а красный переставляете в
гнездо для замеров тока – 10А MAX.

Для измерения тока черный щуп прикладываете к минусу батарейки, красный – к плюсу.

Фактически при таком измерении вы закорачиваете элемент питания и подключаете его на короткое замыкание.

Чего
делать не рекомендуется. Для нормального замера желательно иметь дополнительное
сопротивление хотя в 10 Ом и более. Провода щупов имеют гораздо меньшее
значение.

Ошибка!
Поэтому при таком способе нельзя измерять большие токи через чур долго.

Даже на дешевой китайской модели есть предупреждающая надпись (не более 10 секунд с перерывом в 15 минут).

Гальванические
элементы подобного обращения не любят. Если батарея уже немного разряжена, то
после нескольких таких “коротких замыканий” ее придется выбросить.

Это как в анекдоте с ежиком и спичками

Идет ёжик по лесу с коробком спичек. Чиркнул одной, она пошипела и не загорелась — не годная (выбрасывает). Чиркнул другой, та тоже пошипела-подымила и не вспыхнула. Тоже не годная (выбрасывает). Чиркает третьей, та загорается. Он ее тут же тушит и говорит: — О, а эта рабочая! (и засовывает обратно в коробок).

Да и мультиметр может выйти из строя при превышении тока на особо емких банках. Чаще всего сгорает встроенный предохранитель.

Для
замера тока достаточно всего пары секунд. После чего убираете щупы и
запоминаете показания на табло.

На
новой исправной батарейке (1,5V) ток должен быть от 4 до 6А.

Показания
от 0 до 3А говорят о том, что батарейка села.

При
значениях от 3 до 4А ее можно поставить в маломощные устройства.

Ошибка!
Не вздумайте таким методом проверять мощные АКБ.

Например,
сборки для аккумуляторного инструмента, батареи эл.самокатов, велосипедов и уж
тем более автомобильные АКБ.

Общая информация про мультиметр

Мультиметр – это специальный прибор, с помощью которого можно проверить состояние различных элементов питания. Такие устройства часто используют в мастерских по ремонту электроприборов и в домашних условиях.

На рынке представлены цифровые и аналоговые виды мультиметров. Первые более дорогие и удобные в использовании, вторые дешевле и позволяют засечь динамику сигнала. Габариты разных моделей измерительных приборов также разнятся. Можно приобрести как крупногабаритные тестеры для регулярных измерений, так и компактные, переносные устройства для разовых проверок.

Для подключения мультиметра к батарейке используют 2 щупа:

  • щуп с красным шнуром, который подключают в разъём прибора «VΩmA» и к положительному электроду элемента питания;
  • щуп с чёрным шнуром, подключается к разъёму «COM» и отрицательному электроду.

Предназначение

Мультиметр предназначен для проверки разных характеристик элементов питания. Прибор используется для измерения таких показателей:

  • постоянное и переменное напряжение;
  • сила тока;
  • сопротивление.

Примеры мультиметров.

Функциональные возможности

Мультиметр – это многофункциональный прибор, который объединяет в себе возможности амперметра, омметра и вольтметра. В домашних условиях измеритель легко выполняет такие задачи:

  • проверка работоспособности электроприборов;
  • тестирование диодов и транзисторов;
  • измерение напряжения в электрических сетях и элементах питания;
  • поиск обрывов в линиях электросети;
  • определение фактической ёмкости АКБ;
  • точное измерение сопротивления.

Что такое полярность аккумулятора?

Токовыводящие элементы аккумулятора располагаются на его лицевой или верхней крышке. Существуют две основных схемы расположения токовыводов – «прямая» и «обратная», если говорить проще, то вся разница в расположении клемм – плюсовая клемма может находиться справа или слева, что и является основным различием аккумуляторов с прямой и обратной полярностью.

1. Особенности прямой полярности автомобильного аккумулятора

Прямая полярность встречается только на автомобилях отечественного производства и как правило маркируется как «1». Чтобы определить полярность, поверните АКБ лицевой частью к себе таким образом, чтобы токовыводящие элементы находились снизу, а этикетка –перед глазами. Если полярность АКБ прямая, плюсовая клемма будет находиться слева, а минусовая – справа.

2. Особенности обратной полярности автомобильного аккумулятора

За редким исключением аккумуляторы обратной полярности стоят на европейский автомобилях.

Отличия аккумуляторов обратной и прямой полярности минимальны, внешней они практически идентичные (корпус, силы тока, количество банок, этикетка), именно поэтому можно легко перепутать и купить аккумулятор с неправильным положением токовыводов. Именно поэтому, если вы задумались о замене аккумулятора, необходимо точно знать какой АКБ подойдет для вашего автомобиля.

Почему разряжается аккумулятор?

Существует много причин, по которым аккумулятор может потерять свой заряд: непогашенные на длительное время габаритные фонари, длительное прослушивание музыки при выключенном двигателе. Кроме того, на большинстве автомобилей установлены WET-аккумуляторы, которые работают на принципе химической реакции свинцовых пластин с электролитом, в результате чего вырабатывается электрическая энергия. В процессе работы любой аккумулятор подвергается износу и свинцовые пластины постепенно разрушаются, а электролит выкипает, из-за этого снижается емкость аккумуляторной батареи, и устройство может разрядиться в любой момент. Чтобы неприятная ситуация не застала вас врасплох, необходимо знать какой аккумулятор установлен в вашем автомобиле, как произвести подзарядку и правильно подобрать замену.

Сколько заряда осталось в батарейке?

Существует примерная методика расчета процента разряда аккумулятора в зависимости от его напряжения.

Для батарей 1,5 В вычтите 1,1 В из фактического остаточного напряжения и умножьте результат на 200. В результате вы получите приблизительное значение в виде процента от оставшегося заряда.

Например, замеры показали результат 1,45 В. Вычитаем 1,45-1,1 = 0,35 * 200 = 70%.

В аккумуляторе осталось 70% от первоначального заряда.

При значениях 1,35 В будут получены следующие результаты:

1,35–1,1 В = 0,25 * 200 = 50% и т.д.

Для короны из 9 В вычтите 6,6 В и умножьте результат на 33,33. Пример расчета:

Измерить мультиметром = 8,79 В. Итого: 8,79-6,6 = 2,13 * 33,33 = 71%.

Что-то вроде этого. Напоминаем еще раз, что это очень приблизительный расчет и не стоит им руководствоваться.

Разновидности элементов питания

В современных моделях бытовых напольных весов обычно есть дисплей, на котором отображается вся рабочая информация. Некоторые модели дополнены опциями, которые помогут начать вести здоровый образ жизни и избавиться от лишних килограммов.

В бытовых напольных весах, как правило, устанавливаются аккумуляторы трех видов:

  1. Литейные CR 2032/2430. Обычно их называют «таблетками» или «монетками». Они имеют круглую плоскую форму, диаметр элемента 20 или 24,5 мм, рабочее напряжение — три вольта. Подзаряжать их нельзя, только полностью заменить. Купить их не составит труда.

В некоторых моделях напольных весов батарейки идут сразу в комплекте.

Что будет если:

Перед покупкой (а иногда после нее, если приобретена не та модель) у автовладельцев могут возникнуть вопросы. Особенно часто они появляются у начинающих автомобилистов.

Подключить АКБ другой полярности

В теории можно подключить к автомобильной бортсети аккумулятор любой полярности. Они не различаются по физическим и функциональным свойствам, разница лишь в положении выводов. Главное, соблюсти полюсность – плюсовой провод должен быть подключен к плюсовой клемме АКБ, минусовой («масса») – к минусу. Для этого батарею надо развернуть так, чтобы положительная клемма оказалась на стороне положительного провода, минусовая – со стороны провода к «массе».

На практике, скорее всего, придется столкнуться с тем, что длины присоединительных проводов не хватит, чтобы осуществить такое «перекрестное» подключение. Удлинять силовые кабели разъемным или даже болтовым соединением (не говоря уж о скрутке) – плохая идея. Добавочный контакт внесет дополнительную проблемную точку в высокотоковой цепи. Потенциально это еще одна возможность окисления места соединения, повышения переходного сопротивления, как следствие – перегрева и падения части напряжения (особенно при старте двигателя). Этот путь можно использовать только тогда, когда нет иного выхода. Минусовой провод в этом случае проще всего заменить, подключив его к корпусу в ближайшем удобном месте. Можно применить отрезок проводника, применяемого для «прикуривания» — он имеет достаточное сечение и изготовлен из меди. С плюсовым проводом так не получится, проблему придется решать другим способом.

Перепутать полярность и подключить к клеммам авто

Просчитать полные последствия неправильного подключения трудно. Схема бортсети имеет довольно сложную конфигурацию, и пути тока обратного направления неисповедимы. Есть потребители, не чувствительные к полюсности питания (лампы накаливания светосигнального оборудования), а есть весьма требовательные – в основном это бортовая электроника. Если цепи питания электронных устройств имеют защиту от переполюсовки (хотя бы диод на входе), то ничего не должно произойти. Если защиты нет, нарушение полярности приведет к сверхтоку (практически к режиму короткого замыкания), что в лучшем случае вызовет перегорание предохранителя. В худшем – перегрев проводов, оплавление изоляции, выход дорогостоящего прибора из строя.

Также изменение полюсности приведет к изменению направления вращения некоторых двигателей, но не стартера. Схема с последовательным возбуждением не изменяет направление от полярности питания, поэтому двигатель, возможно, запустится (если он карбюраторный в старом автомобиле, где роль электроники сведена к минимуму). Но лучше этого не делать – встречное включение аккумулятора и генератора приведет к выходу из строя одного или сразу обоих источников питания, к оплавлению силовых проводов, а в худшем варианте – к возгоранию.

Особенно важно не перепутать полярность при запуске двигателя методом «прикуривания». В противном случае есть шанс получить два проблемных автомобиля

Поэтому при покупке батареи надо обращать внимание не только на емкость и токоотдачу. Если купить АКБ с неправильной полярностью и попытаться ее все же подключить, денежные потери могут намного превысить стоимость собственно аккумулятора

Можно ли установить другой полярности?

Теоретически можно. Но, как сказано выше, подобное может привести к лишней трате средств и дополнительным хлопотам с постановкой в гнездо, длиной проводов, несоответствием диаметра клемм. Другое дело, если подключить новый АКБ некорректно. Это может привести к тяжелым последствиям. Поэтому, если в технической документации указано, что для авто нужна прямая полярность АКБ, разумнее купить батарею именно прямой полярности.

Какими будет последствия, если перепутать полярность при подключении?

  • поломка генератора;
  • перегрев диодного моста;
  • выход из строя диодов (сопровождается хлопком при разрушении корпуса, запахом);
  • выход из строя бортовой электроники;

Но только не мощные потребители электротока — усилители, магнитолы. В них есть элементы, например, конденсаторы, которые крайне чувствительны к переполюсовке. Их поломка гарантирована из-за нагрева. Первоначально от повышения температуры конденсатор вздуется, а затем взорвется. Процесс будет сопровождаться характерным звуком и запахом.

  • выход из строя реле в проводке;
  • короткие замыкания в сети и пр.

При прикуривании тоже крайне важна обратная и прямая полярность аккумулятора, что это такое описано выше. Некорректное подключение клемм с АКБ донору доставит не меньше проблем. В первую очередь вызовет мгновенное короткое замыкание с напряжением 24 В. В лучшем случае (если провода клемм имеют достаточное сечение — не менее 16 мм2) нагреются и оплавятся соединяющие провода, в худшем — водитель получит ожог рук. Повышение температуры может означать только одно — неправильную постановку зажимов.

Поэтому прикуривание выполняют по следующей схеме:

  • «крокодил» клеммы крепится на положительном выводе прикуриваемого авто;
  • «крокодил» клеммы крепится на положительном выводе АКБ доноре;
  • «крокодил» клеммы крепится на отрицательном выводе АКБ доноре;
  • «крокодил» клеммы устанавливается на отрицательном выводе прикуриваемого авто.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Раздольная энергия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: