Регулярно чистите клеммы от налета
Клеммы аккумулятора может понадобится очистить от налета электролита. Налет образуется из-за паров жидкости, поднимающихся наружу через микротрещины на корпусе. Микротрещины возникают из-за плохого крепления батареи к корпусу. Что делать? Зачистите клеммы мелкой наждачной бумагой и обработайте раствором нашатырного спирта.
Для восстановления емкости аккумулятора рекомендуется провести десульфатацию. Это достигается с помощью серии циклов разряд-заряд. В результате этих электрохимических реакций крупные сульфаты цинка полностью растворяются. Не советуем выполнять эту операцию новичкам, ведь для ее успешного завершения нужно иметь специальные знания и умения.
Восстановление аккумуляторов
Эффект памяти аккумулятора является обратимым. В том случае, если его проявления были сразу замечены, то может помочь единственный полный цикл заряда и разряда:
- Для разрядки нужно подключить к аккумулятору нагрузку, ток через которую является номинальным для данного типа устройства.
- Зарядить аккумулятор номинальным током до повышения напряжения до необходимого.
- Продолжать заряд до того времени, как начнется повышаться температура корпуса.
- Немедленно отключить батарею от зарядного устройства.
Продолжительная эксплуатация неисправных аккумуляторов приводит к необходимости выполнения нескольких последовательных тренировочных циклов работы и заряда.
Типы аккумуляторов и их особенности
Аккумуляторный электроинструмент комплектуется батареями, выполненными на различной основе. Эти АКБ в эксплуатации и при зарядке ведут себя по-разному, и к ним нужен дифференцированный подход, основанный на знании свойств электрохимических источников питания.
Никель-кадмиевый
Классика жанра для переносного электроинструмента. Многие батареи для шуруповертов напряжением от 12 в до 14 в построены на таких элементах. Недорогие, достаточно емкие аккумуляторы получили широкое распространение, долгое время были единственным бытовым типом источников питания с возможностью возобновления энергии. К их плюсам относят:
- способность работать при низких (до минус 40 град.С) температурах;
- отсутствие склонности к самовозгоранию;
- высокую надежность.
К недостаткам, прежде всего, относят проблемы с утилизацией (кадмий токсичен), а также относительный проигрыш по электрическим параметрам батареям, созданным по более поздним технологиям. Однако есть области, где альтернативы Ni Cd элементам нет, и они еще долго не сойдут со сцены.
Никель-кадмиевая батарея от компании Metabo.
Металлогидридный
Аккумуляторы структуры NiMH разработаны на смену никель-кадмиевым электрохимическим источникам тока. Батареи предыдущего поколения обладают хорошими характеристиками, но содержат кадмий – токсичный элемент, создающий проблемы с утилизацией АКБ. Более новые источники имеют несколько большую удельную емкость, но выдерживают меньшее количество циклов заряда-разряда. Также для них характерна большая токоотдача (до 1,5 крат по сравнению с Ni Cd) и меньший ток саморазряда. Никель-металлогидридные элементы можно хранить на холоде (но не при температурах ниже нуля!) до месяца без необходимости последующей подзарядки. Хранение элементов стало безопасным – авиакомпании принимают Ni-MH батареи к перевозке.
По сравнению с никель-кадмиевыми моделями NiMH батареи имеют полное превосходство почти по всем электрическим параметрам, но при низких температурах они работают плохо. В этой категории устаревшая концепция NiCd конкуренции не имеет.
Никель-металлогидридная батарея 18 вольт.
Литий-ионный
Самый популярный тип аккумуляторов. Считается лучшим и передовым по совокупности свойств. К плюсам таких батарей относят:
- высокую удельную емкость;
- низкий ток саморазряда;
- высокую токоотдачу;
- повышенное напряжение единичного элемента имеет преимущество при построении относительно «высоковольтных» батарей (18 в или 20 в) – так как элементов надо меньше, то при том же геометрическом объеме общая емкость будет выше;
- микроскопический эффект памяти (долгое время считалось, что он отсутствует полностью);
- относительно долгий срок службы.
На практике не все так радужно, и у литий-ионных батарей есть существенные недостатки:
- литий-ионные элементы выходят из строя при перезаряде, требуется тщательный контроль под управлением микропроцессоров;
- выходят из строя при глубокой разрядке;
- теряют свойства при хранении (даже без заряда-разряда);
- плохо работают при низких температурах.
Для контроля глубины разряда под нагрузкой и предотвращения перезаряда литий-ионные батареи часто оснащаются встроенным контроллером. Он помогает правильно зарядить Li-ion аккумулятор шуруповерта В этом случае батарея работает в более благоприятных режимах и срок ее службы увеличивается. Но не все производители устанавливают в свою продукцию такие платы, несмотря на декларации об их наличии.
Литий-ионая АКБ на 20 вольт.
Также недостатком аккумуляторов Li-ion считается их склонность к самовозгоранию и к взрыву. Проблема усугубляется тем, что в результате химических реакций для поддержания горения им не нужен приток кислорода извне. А с водой содержимое АКБ реагирует, выделяя еще больше взрывоопасных газов. Поэтому тушить такие элементы очень трудно. В результате после нескольких инцидентов и даже катастроф при перевозке Li-Ion элементов авиакомпании стали вводить ограничения и запреты на транспортировку таких источников тока. О методах восстановления таких батарей можно почитать здесь.
Для удобства сравнения основные свойства аккумуляторов разных типов сведены в таблицу.
Тип батареи | ЭДС одного элемента, В | Количество циклов заряд/разряд | Эффект памяти |
---|---|---|---|
Li-ion | 2,5..4,2 | до 600 | Незначителен для практических целей |
Ni-Cd | 1,37 | до 1000 | Ярко выражен |
Ni-MH | 1,25 (без нагрузки 1,4 В) | 200-300 | Отсутствует при неглубоком разряде |
Как не допустить эффекта памяти
Эффекта памяти в аккумуляторах наиболее подверженных подобной патологии очень просто не допустить. Для этого достаточно всегда разряжать батарею на 100%, прежде чем установить источник электроэнергии на подзарядку.
Если по тем или иным причинам осуществлять полный расход электроэнергии каждый раз не представляется возможным, то для профилактики рекомендуется полностью израсходовать запас время от времени, а затем полностью зарядить изделие током, рекомендуемым заводом-изготовителем АКБ.
Чтобы снизить вероятность образования эффекта памяти в никель-кадмиевых и никель-металлогидридных аккумуляторах рекомендуется перед эксплуатацией новых изделий «раскачать» их до необходимых значений ёмкости. Для этой цели достаточно полностью зарядить изделие током, которые не превышает значений, установленным заводом-изготовителем.
Затем разрядить устройство через не слишком мощный потребитель электроэнергии. Такая тренировка позволит полностью раскрыть потенциал устройства с самого начала эксплуатации и убрать начальные образования кристаллов на внутренних контактах батареи.
Умное зарядное устройство IMAX B6
Никель-металлгидридный аккумулятор (NiMh)
Никель-металлогидридный аккумулятор Ni-MH представляет собой вторичный химический источник тока. Катодом выступает оксид никеля, анодом — водородный металлогидридный электрод, а электролитом — гидроксид калия.
Читать также: Состав баббита из чего состоит
ЭДС модели составляет 1,25 v. Обладают широкими параметрами диапазона рабочих температур (от -60 до +55 градусов). Номинальная емкость составляет 1400-3000 mah (в зависимости от условий производства).
АКБ AA Ni-Mh
Следует указать на тот факт, что производители указывают, что АКБ может выдержать до тысячи циклов заряда — разряда, на самом деле таких параметров не показывает. Максимум — до 800 циклов. При этом аккумуляторы такого типа имеют высокую степень саморазряда.
АКБ АА с высокой емкостью используют в устройствах, которые требуют высокого и постоянного потребления энергии в течении короткого времени. Их сфера применения в повседневной жизни:
- плееры, радиоприемники;
- радиоуправляемые устройства;
- фотоаппараты и видеокамеры;
- большие ручные фонари;
- навигаторы;
- рации;
- крупные детские игрушки и многое другое.
Также пальчиковые аккумуляторы АА можно встретить в качестве замены гальванического источника питания в дефибрилляторах, электромобилях, системах автономного энергоснабжения, осветительной технике, радиоаппаратуре, медицинском оборудовании и даже ракетно-космической технике.
Независимые каналы заряда позволят контролировать процесс и прекращать его самостоятельно без участия человека. Также плюс зарядного устройства с раздельными каналами — можно заряжать одновременно несколько батарей.
Важная характеристика зарядного устройства— это ток заряда:
- со слабым током — щадящий режим, перегрева не будет, но зарядка может затянуться до суток;
- со средним током — не греются, практически не влияют на срок службы, зарядка длится около 6 часов;
- с сильным током — очень быстрая зарядка за несколько часов, но если батарея некачественная, она может быстро прийти в непригодность.
Также внимание обращают на возможность запоминания. Зарядные устройства с функцией интеллекта подбирают приемлемый режим и время
Никаких особенных манипуляций производить не стоит. Большинство ЗУ питаются от сети переменного тока, поэтому нужно, чтоб напряжение было более-менее стабильным. Аккумуляторы можно заряжать на любом этапе, но желательно доводить цикл зарядки до конца (это уберегает начинку от быстрой порчи). Главное не перепутать полярность.
Особого различия между пальчиковыми аккумуляторами различных производителей нет
Главное — обращать внимание на тип источника питания и разницу в емкости. Хорошим соотношением качества и цены обладают устройства фирм Eneloop, Robiton, Varta, GP, Duracell, Xiaomi, Camelion
АКБ AA NiСd
Обращать внимание в первую очередь необходимо на тип и расшифровку значений. В зависимости от того, для какого устройства подбираются пальчиковые аккумуляторные батарейки AA
Также внимание обратить стоит на:
- силу тока;
- напряжение (от 1,25 до 3,7 Вольт);
- емкость;
- мощность;
- срок службы;
- цикл заряда-разряда;
- температурный диапазон работы.
Правильно подобранное устройство служит до 20 лет. Конечно, этот срок зависит от интенсивности эксплуатации.
Параметры
- Теоретическая энергоёмкость (Вт·ч /кг): 300 Вт·ч/кг .
- Удельная энергоёмкость: около — 60-72 Вт·ч/кг.
- Удельная энергоплотность (Вт·ч/дм ³): около — 150 Вт·ч/дм³.
- ЭДС: 1,25 .
- Рабочая температура: −60…+55 °C .(-40… +55)
- Срок службы: около 300-500 циклов заряда/разряда.
Описание
Никель-металл-гидридные аккумуляторы форм фактора «Крона», как правило- начальным напряжением 8,4 вольта, постепенно снижает напряжение до 7,2 вольт, а затем, когда энергия аккумулятора будет исчерпана, напряжение быстро снижается. Этот тип аккумуляторов разработан для замены никель-кадмиевых аккумуляторов . Никель-металл-гидридные аккумуляторы имеют примерно на 20 % большую емкость при тех же габаритах, но меньший срок службы — от 200 до 300 циклов заряда/разряда. Саморазряд примерно в 1,5-2 раза выше, чем у никель-кадмиевых аккумуляторов.
Недостатком такого типа системы является добавленная сложность и расход зарядного устройства. Когда время является ограниченным ресурсом, и есть хорошая теплоотдача, методы быстрой зарядки — лучший подход. Способы быстрой зарядки будут заряжать батареи через 5 часов или менее. Подобно методу быстрой зарядки, этот метод увеличивает скорость зарядки и требует трех отдельных отключений заряда. Как и в случае быстрой зарядки, преимущества метода быстрой зарядки — это способность безопасно заряжать батареи, находящиеся в любом состоянии заряда в течение короткого периода времени.
NiMH аккумуляторы практически избавлены от «эффекта памяти ». Это означает, что заряжать не полностью разряженный аккумулятор можно, если он не хранился больше нескольких дней в таком состоянии. Если же аккумулятор был частично разряжен, а затем не использовался в течение длительного времени (более 30 дней), то перед зарядом его необходимо разрядить.
Применение никель-металлогидридных аккумуляторов
К недостаткам, опять же, добавлена сложность зарядного устройства и расход. Скорее, этот метод используется для противодействия возникновению саморазряда батареи, когда аккумулятор не используется. Раздел 9 Аккумулятор. Эти шаги помогут понять, что производители чипов зарядного устройства пытались включить в свои чипы.
Перед быстрой или быстрой зарядкой аккумулятора рекомендуется скорость зарядки струйки. Во-первых, для повышения температуры, если батареи холодные, а во-вторых, чтобы убедиться, что нет никаких проблем с батареями или зарядными схемами. Это делается как часть шага зарядки струйки.
Экологически безопасны.
Наиболее благоприятный режим работы: заряд небольшим током, 0,1 номинальной ёмкости, время заряда — 15-16 часов (типичная рекомендация производителя).
Хранение
Аккумуляторы нужно хранить полностью заряженными в холодильнике, но не ниже 0 градусов . При хранении желательно регулярно (раз в 1-2 месяца) проверять напряжение. Оно не должно падать ниже 1,37 . Если же напряжение упало, необходимо зарядить аккумуляторы заново. Единственный вид аккумуляторов, которые могут храниться разряженными, — это Ni-Cd аккумуляторы .
Многие зарядные устройства включают «ингибирование низкой температуры», чтобы аннулировать это событие. Измерение напряжения аккумуляторной батареи также является частью шага зарядки струйки. Измерение напряжения в пачке может использоваться для проверки того, что аккумулятор находится на надлежащем уровне напряжения и для проверки наличия тока для зарядки. Время и напряжение зависят от типа и количества используемых ячеек. Если напряжение батареи не достигнуто в установленное время, заряд прекращается.
Номинальное разрядное напряжение
Быстрые методы зарядки или быстрого заряда требуют трех режимов прекращения. Таблицу 5 Спецификация метода зарядки для информации о скорости зарядки. Зарядка сверху вниз используется только в том случае, если быстрая зарядка или быстрая зарядка не полностью заряжали батареи. Поскольку постоянный ток отключения тока имеет тенденцию к удалению энергии, максимальный заряд лучше всего делать как импульсный заряд.
Зарядка никель─металлогидридных аккумуляторов
Зарядка никель─металлогидридных аккумуляторов бывает капельная и быстрая. Капельная зарядка не рекомендуется производителями из-за того, что при ней возникает сложность с определением прекращения подачи тока на аккумулятор. В результате может идти сильный перезаряд и деградация аккумуляторов. Как правило, заряд Ni─MH аккумуляторов выполняется при помощи быстрого или ускоренного варианта зарядки. При этом КПД зарядки выше, чем при капельной. Ток заряда в этом случае ставится 0,5─1С.
- определение наличия батарейки;
- квалификация аккумулятора;
- предварительная зарядка;
- переход к быстрой зарядке;
- быстрая зарядка;
- дозарядка;
- поддерживающая зарядка.
Факторы, влияющие на срок годности АКБ
На то, какой ресурс эксплуатации аккумулятора, влияют различные факторы и о них должен знать любой автомобилист. Как правило, в среднем служит автомобильный аккумулятор не меньше трех с половиной лет. Но этот показатель может быть снижен, если не будут соблюдаться элементарные условия использования и если устройство не будет постоянно находиться в разряженном состоянии.
К автомобильному оборудованию, потребляющему значительный объем энергии, можно отнести:
- акустику авто, будь то обычная магнитола или мультимедийный центр, а также другие электронные гаджеты, работающие постоянно при запущенном или заглушенном двигателе;
- противоугонные системы, а также различные механизмы, призванные обеспечить безопасность водителя;
- кондиционер или печка;
- бортовой компьютер.
Конструктивные элементы устройства
Во многом эти компоненты определяют срок службы АКБ, так как они питаются от батареи, в некоторых случаях даже тогда, когда машина стоит в гараже или на стоянке. Также следует отметить, что если к электросети подключены нерабочие девайсы или оборудование, это приведет к тому, что АКБ регулярно будет разряжаться. Как показывает практика, многих наших соотечественников не волнует срок эксплуатации аккумуляторных батарей до того момента, пока они не сталкиваются с проблемой невозможности запуска мотора. А она, в свою очередь, зачастую связана именно с тем, что аккумулятор автомобиля разрядился.
Немаловажным фактором, который определяет срок службы автомобильного аккумулятора, являются погодные условия. Если в вашем регионе на протяжении года преобладают отрицательные температуры, эффективность работы АКБ будет снижена. Все потому, что из-за мороза электролитический раствор в банках батареи переходит в более вязкое состояние, соответственно, это приводит к увеличению сопротивления заряда. Более того, если автомобиль постоянно используется в условиях мороза, это также приведет к тому, что ресурс службы батареи будет снижен, и год выпуска не играет роли (автор видео об устранении замыкания в банках — Вадим Бальцанов).
Какие факторы приводят к уменьшению срока службы:
- использование авто в условиях температурных перепадов — замерзание рабочего раствора, а также его периодическое размораживание ни к чему хорошему не приведет;
- деформирование корпуса батареи — если на ней имеются повреждения или трещины, это станет причиной утечки раствора электролита;
- уменьшение значений емкости, что также может быть связано с неправильной эксплуатацией;
- постоянная перезарядка АКБ;
- высокий саморазряд, в результате чего АКБ не может самостоятельно подзаряжаться до нужного уровня, когда авто стоит на стоянке;
- появления коррозии на внутренних компонентах устройства;
- еще один фактор, влияющий на износ — это высокое испарение влаги.
Как известно, в любой бортовой сети основным элементов считается генераторное устройство, так что этот узел также влияет на срок действия батареи. К примеру, если реле регулятора выходит из строя, это может привести к скачкам напряжения в электросети. Соответственно, в конструкции батареи будут перегреваться банки, а это, в свою очередь, способствует выкипанию рабочей жидкости из них. Как вы понимаете, ничем хорошим для устройства это не обернется. Кроме того, если его заряд будет слишком низким, а автомобиль будет эксплуатироваться с батареей в таком состоянии, то пластины устройства начнут сульфатироваться (автор видео о восстановлении и подготовке автомобильной батареи к зиме — канал Дневник Рыбака).
Еще одним фактором, который влияет на износ, является вибрация — при регулярных вибрациях служит аккумулятор значительно меньше. Все потому, что в результате вибраций в конструкции девайса разрушается обмазка пластин, по этой же причине могут возникать повреждения корпуса, в частности, трещины. Также вибрации могут привести к той же сульфатации пластин, образованию короткого замыкания в устройстве, а также перенапряжению в электросети автомобиля.
И последний фактор, который способствует выходу из строя батареи, является манера езды. Если вы ездите на своем авто только в городской черте, с учетом постоянных остановок и передвижения на короткие дистанции, то ресурс службы будет меньше, чем если сравнивать с авто, эксплуатирующимся по трассе. Из-за частых запуском мотора происходит более быстрый разряд, а если поездки не занимают достаточно времени, то устройство будет просто не в состоянии полноценно восполнить свой заряд. Особо остро эта проблема проявляется в период холодов, поскольку кроме стандартного электрооборудования, работает еще и печка, а также оптика, которые еще больше способствуют разряду.
Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля?
1. Правильный выбор
При выборе новой аккумуляторной батареи обратите внимание на ее характеристики: емкость, пусковой ток, размер. Эти параметры указаны в документации на автомобиль
Перед покупкой нужно посмотреть на дату выпуска, чем свежее аккумулятор, тем дольше он прослужит. Проверьте герметичность корпуса, при любых подтеках от покупки нужно отказываться, сколь ни привлекательной будет цена. Токовыводщие контактны и ручка тоже должны быть новыми.
2. Удаление лишних предметов
При продаже батарея запаковывается в целлофан, могут применяться другие материалы. Перед установкой все это обязательно удалите, то же сделайте с защитными колпачками. К примеру, оставшийся полиэтилен накапливает лишнюю влагу и грязь, это приводит к ускоренному саморазряду аккумулятора.
3. Исправность сопутствующего оборудования
Здесь нужно обратить внимание на исправность двух главных узлов, работающих с аккумуляторной батареей – стартера и генератора. Стартер – это первое что включается при запуске двигателя, проворачивая его при помощи электроэнергии
Он берет ее непосредственно от аккумулятора, в летнее время требуется ток 100-200 А, в зависимости от модели и типа двигателя, в зимнее время этот показатель возрастает. Если стартер неисправен, он может брать большие токи, которые не обеспечит батарея. Иногда стартер заклинивает, и водителю кажется, что аккумулятор разрядился. Для проверки состояния стартера применяют токовые клещи для постоянного тока.
После запуска двигателя его потребности в электроэнергии обеспечивает генератор, который одновременно заряжает аккумулятор. При этом нормативное напряжение находится в пределах от 12,2 до 13,2 В. Если напряжение ниже, происходит хронический недозаряд батареи, провоцирующий сульфатацию пластин. В результате снижается токоотдача и емкость, уменьшается срок службы батареи. Если значение напряжения выше, то наблюдается перезарядка, электролит кипит, активная масса начинает оплывать, что резко снижает срок эксплуатации аккумулятора. Напряжение измеряется вольтметром на клеммах аккумуляторной батареи при включенном двигателе. В некоторых моделях в систему интегрированы схемы, снижающие напряжение на аккумуляторе после его полной зарядки, что позволяет снизить его износ.
Важный параметр – утечка тока. Она связана с потребителями, подключенными к электрической системе автомобиля. Например, система сигнализации работает при выключенном двигателе, и если она неисправна, то потребляет ток свыше номинала, что приводит к ускоренному разряду
Особенно осторожно нужно относиться в автозвуку, мощные аудиосистемы быстро разряжают аккумулятор и после такого «концерта» он иногда не способен провернуть двигатель. Чрезмерный частый разряд приводит к сульфатации пластин и снижает срок службы аккумулятора
Чтобы проверить, есть ли утечка, требуется отсоединить минусовую клемму от провода и в разрыв поставить амперметр. Его значение не должно превышать 0,04 А.
4. Периодическая очистка
При активной эксплуатации на аккумулятор попадает пыль, грязь, жидкости, проводящие электрический ток. В результате образуется пленка, способствующая его саморазряду. Особенно это заметно, когда он снимается с машины и все равно быстро разряжается. Чтобы этого не случалось, аккумулятор требуется периодически протирать раствором обычной пищевой соды, которая нейтрализует кислотные частицы на его поверхности.
5. Плохой контакт
Чтобы продлить срок службы аккумулятора машины, требуется следить за состоянием токовыводящих контактов. Поэтому их нужно периодически зачищать, чтобы не требовалось преодолевать излишнее сопротивление. Для этого подойдет металлическая щетка, наждачка или специальный чистик.
6. Своевременное обслуживание
Под обслуживанием аккумулятора понимают периодическую подзарядку и доливку дистиллированной воды. Это нужно делать ежегодно весной и осенью, после сильного разряда, поломки генератора и перед дальними поездками. Плотность электролита применяется при комнатной температуре около 20°С. Если она ниже 1,27 г/см³, требуется срочная подзарядка. При доливке дистиллированной воды нужно быть аккуратным, чтобы в него не попала грязь или пыль
Важно знать, что замена электролита никак не повлияет на увеличение срока службы аккумуляторной батареи. Электролит можно добавлять только при заливке сухозаряженного аккумулятора или в тех случаях, когда он пролился в результате каких-то манипуляций
Порядок восстановления
Разрядник для Ni-Mh АКБ.
При восстановлении Ni-MH аккумулятора важно учитывать последовательность источников питания. Так, работать нужно с каждым отдельным элементом, как при разрядке, так и при зарядке
Для начала аккумулятор разряжают после простоя, но не полностью. Напряжение на контактах должно быть примерно 1 Вольт. Процесс разрядки выполняют в специальных ЗУ, на которых можно выставить силу выходного тока.
При отсутствии такого устройства используют обычную лампочку накаливания с тем же напряжением, что и у аккумулятора. Об окончании разрядки сообщит тусклый свет лампы. Не рекомендуется подключать несколько элементов питания одновременно, так как у них может быть разный уровень емкости.
Зарядку никель-металлогидридного аккумулятора осуществляют для каждой секции в отдельности, контролируя поступающий ток. ЗУ при этом используют с заниженными относительно емкости АКБ параметрами тока. Не стоит подключать устройства, не соответствующие характеристикам батареи, так как они не способны полностью зарядить элементы питания. Рекомендуется использовать ЗУ с функцией регенерации.
Как правильно пользоваться аккумулятором?
Устаревшие аккумуляторы не стоит заряжать выше 90% емкости и разряжать ниже 10% за исключением калибровок — это продлит срок службы батареи.
В литиевых АКБ устанавливается специальный контроллер, который не позволит энергии поступать в полностью заряженный аккумулятор в случаях, когда смартфон поставили на зарядку и оставили надолго (например, на ночь). Также контроллер не позволяет батарее телефона окончательно разрядиться, выключая устройство до полного истощения емкости.
В случае с литиевыми моделями на протяжении длительного использования рекомендуется придерживаться практически аналогичных правил профилактики: оберегайте аккумуляторы от слишком низких и высоких температур. Переохлаждение замедляет химические реакции электролитов, что приводит к снижению отдачи тока — гаджет может выключиться. Перегрев же способен вызвать возгорание батареи. Емкость аккумуляторов в любом случае со временем станет снижаться, а правильная эксплуатация замедлит процесс старения.
Можно ли раскачать АКБ при снижении ёмкости
При снижении ёмкости Ni-Mh — Ni-Cd возможно в значительной степени восстановление этого параметра. Процедура по устранению эффекта памяти осуществляется в такой последовательности:
- Разрядить элемент питания через не слишком мощный потребитель электроэнергии, до наличия на контактах изделия напряжения 0,8 – 1,0 Вольт. Измерить этот показатель можно с помощью мультиметра.
- Установить аккумулятор в зарядное устройств и зарядить его на 100 процентов.
- Повторить процесс заряд-разряда несколько раз.
Если эффект памяти – это последствия «недоразряда», который наблюдался в течение длительного времени, то возможно процесс зарядки потребуется осуществлять с применением более мощных ЗУ.
Если в процессе эксплуатации аккумуляторов эффект памяти явно не проявляется либо изделия хранятся длительное время без подзарядки, то тренировку, описанную выше, рекомендуется проводить в профилактических целях. Особенно хорошо проявляет себя такой подход при эксплуатации Ni-Mh и Ni-Cd батарей.
О чем нужно помнить при эксплуатации Ni-Mh-аккумуляторов
При использовании батареек никель-металлогидридного типа принимают во внимание такие моменты:
-
Увеличенная стоимость.
Такие аккумуляторы в 1,5-2 раза дороже никель-кадмиевых. Внедрение новых технологий позволяет постепенно сравнять стоимости. Подобное характерно для стандартных источников питания типа АА или ААА. -
Наличие эффекта памяти.
При регулярном перестает полностью восстанавливать мощность. В никель-металлогидридных АКБ этот эффект менее выражен, чем в предыдущих моделях. -
Чувствительность к частой зарядке.
Рабочие качества изделий ухудшаются уже после 300 цикла. - Высокая степень саморазряда. никель-металлогидридного типа в 1,5 раза меньше такового у других видов.
-
Необходимость правильного выбора силы тока.
Источник питания подает достаточно высокое напряжение. Однако мощность подаваемого заряда не должна превышать 0,5*С. Несоблюдение этого правила снижает срок эксплуатации никелевых источников электрической энергии. Никель-кадмиевые аккумуляторы менее чувствительны к подаче мощного тока. -
Необходимость использования специального .
Прибор для Ni-MH-батарей можно использовать для зарядки кадмиевых АКБ, но не наоборот.
Какие устройства наиболее подвержены проблеме
Эффект памяти проявляется особенно сильно в портативных устройствах, которые могут использоваться продолжительное время. Например, шуруповёрты, применяемые на неэлектрифицированных объектах заряжают до полного объёма, даже если запас электроэнергии не израсходован.
Это связано, прежде всего, с тем, что в процессе выполнения работ не будет возможности установить прибор на подзарядку. Аналогичная проблема наблюдается, если беспроводное устройство применяется периодически.
Рабочие, при наличии перерывов в использовании прибора, подключают его к сети через адаптер, что приводит к очень быстрому снижению эффективности работы источников питания.
Как не допустить эффекта памяти
Эффекта памяти в аккумуляторах наиболее подверженных подобной патологии очень просто не допустить. Для этого достаточно всегда разряжать батарею на 100%, прежде чем установить источник электроэнергии на подзарядку.
Если по тем или иным причинам осуществлять полный расход электроэнергии каждый раз не представляется возможным, то для профилактики рекомендуется полностью израсходовать запас время от времени, а затем полностью зарядить изделие током, рекомендуемым заводом-изготовителем АКБ.
Чтобы снизить вероятность образования эффекта памяти в никель-кадмиевых и никель-металлогидридных аккумуляторах рекомендуется перед эксплуатацией новых изделий «раскачать» их до необходимых значений ёмкости. Для этой цели достаточно полностью зарядить изделие током, которые не превышает значений, установленным заводом-изготовителем.
Затем разрядить устройство через не слишком мощный потребитель электроэнергии. Такая тренировка позволит полностью раскрыть потенциал устройства с самого начала эксплуатации и убрать начальные образования кристаллов на внутренних контактах батареи.
Умное зарядное устройство IMAX B6