Лучшие производители EFB аккумуляторов на текущий момент
Наиболее востребованными на российском рынке являются аккумуляторы АКОМ.
Первые версии этих изделий не отличались высоким качеством и не имели двойной ресурс. Более того, среди первых моделей попадались устройства с браком.
Сегодня у производителя появился вариант АКОМ+EFB, который является оптимизированным и имеет лучшие характеристиками. Емкость таких батарей от 55 до 100 А*ч.
Не менее востребованной является продукция от компании Титан EFB и Тюменский медведь EFB. В этих аккумуляторах применяется штампованная пластина, с помощью которой можно уменьшить коррозию и повысить конструктивную жесткость. Стоимость таких батарей в среднем на 10-15% больше, чем у АКОМ.
Отдельно стоит выделить линейку аккумуляторов Ultimatum. Наличие специальных добавок в электролите обеспечивает лучшее прием заряда и повышенный срок службы. Цена таких устройств зависит от размера и емкости.
Если говорить о зарубежных производителях, стоит выделить такие бренды, как Exide (США), Varta и TAB Magic (Словения). Есть и другие не менее популярные производители, такие как Topla или Bosch.
Основные характеристики, параметры
- Емкость (номинальная) — количество электрической энергии, которое могут дать кислотные батареи, измерение происходит в момент разряда, при нагрузке маленьким током потребления, единицы измерения— А*ч.
- Стартерный ток – показывает способность АКБ отдавать большие токи при температуре — 18оС на протяжении половины минуты.
- Емкость(резервная) — показывает временной промежуток, на протяжении которого кислотные батареи отдают ток 25 А до величины напряжения 10,5 В.
- Нижнее значение напряжения разряженной АКБ — 1,75 — 1,8 V.
- Температурный рабочий диапазон — – 40ос — + 40оС.
Заглянем что внутри?
Принципиально конструкция аккумуляторов осталась неизменной со времени их изобретения: свинцовые пластины и кислота. Внутреннее пространство заполнено электролитом, состоящим из 38%-ной серной кислоты и дистиллированной воды. В каждой батарее отрицательные и положительные электроды чередуются. Между пластинами размещаются пластмассовые сепараторы. Все перемычки между элементами и батареями изготовлены из свинца.
Несколько исторических данных
Первым создателем свинцово-кислотной АКБ считается француз Г. Планте. Он был заинтересован в создании такой батареи, которая подавала бы нужный ток и при этом не требовала больших финансовых затрат. Ему удалось создать новую конструкцию, в которую входили свинцовые электроды, погруженные в серную кислоту.
Недостатком такой инновации считалось большое число циклов зарядки-разрядки, пока кислотная батарея не будет заряжена полностью. Надо сказать, что количество таких циклов могло достигать огромных значений. Чтобы достичь полной зарядки, требовался не один год. Причиной стали сепараторы и свинцовые электроды.
Такой срок никого не устраивал. Поэтому многие учёные стремились спроектировать и создать другую конструкцию АКБ. Это удалось в 1900 году. Была спроектирована новая модель. Вместо целых свинцовых пластин использовался только окисел свинца. Он совместно с сурьмой наносился на особые пластины. Позднее в конструкцию была добавлена металлическая решётка, покрытая сурьмой и свинцовыми окислами. В результате:
- Ёмкость АКБ стала больше.
- Появился коммерческий интерес.
- Произошёл эволюционный скачок.
В конце XX века аккумуляторные батареи стали герметизировать. Это стало возможным благодаря замене электролита на специальные гели и усовершенствованные газы. Но добиться полной герметичности не удалось. Во время зарядки начинали образовываться газы, которые должны были покинуть внутреннюю часть батареи.
Li-ion батарея
Литий-ионная АКБ не применяется в автомобилестроении, если речь не идет об электромобилях, но получила широкое распространение в устройствах вроде мобильного телефона.
Устройство бытового литий-ионного аккумулятора, как и кислотного автомобильного, заключается в электродах, помещенных в герметичный корпус. В качестве электролита выступает гелеобразная субстанция с содержанием солей лития. Точный состав субстанции является коммерческой тайной каждого производителя.
Устройство литиевого, или Li-ion аккумулятора тоже основано на переходе химической энергии в электрическую и обратно. Для их заряда выпускаются специальные устройства, многие из которых оборудованы электронными и световыми индикаторами, оповещающими о полном заряде батареи. Подробнее о том, как правильно заряжать Li-ion аккумуляторы →
Какой лучше выбрать
Выбор нужного типа аккумуляторных батарей определяется условиями, в которых будет эксплуатироваться транспортное средство и его особенности. Аккумуляторные батареи бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми.
Первые в процессе работы тратят электролит. Его необходимо периодически доливать. Способны быстро заряжаться. При правильном уходе срок эксплуатации равен 8 годам.
Необслуживаемые не нуждаются в доливке. В первую очередь это относится к гелевому типу аккумуляторов. Срок эксплуатации составляет 4 года.
При выборе вида и характеристик автомобильных аккумуляторов, нужно обратить внимание на следующее:
Размеры и форма клемм
Важно, чтобы батарея удобно размещалась в предназначенной для нее коробке.
Требуется проверить полярность и убедиться, что длины проводов достаточно для правильного подключения.
Производитель устройства. Европейские стандарты строже российских и обеспечивают более высокое качество.
Желательно покупать аккумулятор, который был произведён не раньше, чем за шесть месяцев до покупки.
Проверяется, какой ток даёт аккумулятор
Для этого указывают, какую силу тока он обеспечивает в течение первых 20 часов после зарядки. Нужно выбирать устройство, которое соответствует параметрам старого аккумулятора.
Пусковой ток также должен соответствовать параметрам прежней батареи.
Для подержанных иномарок можно использовать гибридные аккумуляторы. Отечественным подойдут малосурьмянистые или гибридные. Для дорогих марок часто покупают кальциевые.
Разновидности и особенности свинцово кислотных АКБ
На практике сейчас можно встретить самые разные батареи. Это позволяет решать самые разные задачи по энергообеспечению самых разных устройств. Разберем наиболее популярные виды аккумуляторов.
- Lead-Acid. Требуют обслуживания. Считаются классическими автомобильными стартерными батареями. Сюда входят сурьмянистые, малосурьмянистые, гибридные и кислотно-кальциевые аккумуляторы. Обычно используют для двигателей внутреннего сгорания, но это не единственный вариант использования. Бывают варианты на 6v и 12v. Основной недостаток – высокий уровень саморазряда.
- AGM VRLA. Современные необслуживаемые батареи. Могут иметь вольтаж – 2v, 4v, 6v и 12v. Основная отличительная особенность – сепараторы выполнены из стекловолокна. Также обычно используется абсорбированный электролит. Это позволяет увеличить срок эксплуатации АКБ в полтора раза. Использование технологии сепараторов из стекловолокна сделало возможным увеличивать зарядный ток, что ускоряет зарядку. Обычно AGM батареи допускается заряжать током в 25-30% от емкости. Разработано несколько разновидностей, подходящих для разных буферных и циклических режимов.
- VRLA. Необслуживаемые АКБ с герметичным корпусом (необслуживаемые кальциевые и EFB). Могут иметь вольтаж – 2V, 4V, 6V и 12V. Предназначены для эксплуатации в буферном режиме. Не требуют дополнительной вентиляции при использовании в помещениях.
- GEL VLRA. Одна из самых современных модификаций. Тут применяется гелеобразный электролит. Однообразная консистенция, позволяет добиваться наиболее эффективного контакта электролита с электродом, что увеличивает емкость. Также гель позволяет продлить срок службы батареи. Является необслуживаемой батареей. Требует периодической зарядки, для продления срока эксплуатации нужно использовать только высокоточное зарядное устройство, оно должно обеспечивать точный уровень силы тока. Существует несколько разновидностей, отличающихся особенностями электродов. Обозначение каждого из них позволяет определить возможность использования АКБ в определенных условиях. Есть батареи 2v, 4v, 6v, 12v, 24v, 36v и 48v.
- OPzV. Это необслуживаемые АКБ 2V. Имеют трубчатые пластины электродов. Отличаются устойчивостью к глубокому разряду и продолжительностью службы до 22 лет.
Даже базовых разновидностей свинцово-кислотных АКБ достаточно много, также существуют и подвиды. Это позволяет подобрать батарею, идеально подходящую под ваши потребности.
Заряд автомобильных батарей
Аккумуляторные батареи заряжают от источника постоянного тока, напряжение на выводах которого выше напряжения заряжаемой батареи.
Используют следующие методы заряда:
- постоянной силой тока,
- постоянным напряжением,
- комбинированный,
- форсированный,
- контрольнотренировочный цикл.
Заряд при постоянной силе тока.
В этом случае заряжаемые батареи соединяются между собой последовательно и подключаются к зарядному устройству.
Сила зарядного тока в этом режиме не должна превышать:
Iз ≤ 0,1·С20 (5)
Заряд при постоянной силе тока отличается сравнительной простотой и обеспечивает полный заряд батарей.
Недостатками этого способа являются повышение температуры в конце заряда и отрицательное влияние перезаряда вследствие кипения электролита.
Заряд при постоянном напряжении.
При этом способе заряда батареи подключают непосредственно к источнику питания, напряжение которого поддерживается постоянным.
Сила зарядного тока устанавливается автоматически.
Батарею можно зарядить до 90-95 % от номинальной емкости. В этом режиме заряжаются батареи на автомобиле.
Форсированный заряд.
Для быстрого восстановления работоспособности сильно разряженной батареи проводят форсированный заряд силой тока 0,7·С20 в течение 30 минут. Применять форсированный заряд можно в исключительных случаях, так как многократное повторение такого способа заметно сокращает срок службы батареи.
Смешанный режим.
Объединяет достоинства заряда постоянным током и постоянным напряжением: первоначально батарея заряжается первым способом, а затем – вторым. Это позволяет снизить время заряда батареи (по сравнению с чисто вторым способом) и исключить неблагоприятное воздействие перезаряда (свойственное первому способу).
Контрольно-тренировочный цикл.
Данный цикл включает в себя заряд батареи током 0,1·С20, разряд батареи током 0,05·С20 и окончательный заряд силой тока 0,05·С20.
Контрольно-тренировочный цикл проводят для устранения частичной сульфатации и других неисправностей АКБ.
Аккумуляторы в системах автономного энергоснабжения
Характер и режим эксплуатации аккумуляторов в разных системах, выявляют их преимущества и недостатки для конкретных условий. Например, для мобильных устройств, одним из доминирующих требований к батарее, является малый вес и герметичность в любом положении. Для автомобиля, масса устройства не является определяющей, а более важна возможность выдавать сильный ток на морозе (стартерная нагрузка). В системах альтернативного энергоснабжения дома, вес и размеры аккумулятора имеют такое же значение, как поросячий визг при дегустации шашлыка из свинины, а количество циклов зарядки/разрядки ставится во главу угла.
Аналогичный подход следует применять при сопоставлении более актуальных параметров.
Особенности эксплуатации аккумуляторов в энергонезависимом доме
В полноценном жилом доме электричество требуется 24 часа в сутки и 365 дней в году. Разумеется, есть какие-то исключения, но они только подтверждают правила. Этим отличается эксплуатация аккумуляторов в автономных домах.
Ещё одно отличие в цикличности зарядки.
Сам принцип энергонезависимого дома базируется на использовании альтернативных источников энергии: Солнце, ветер, течение воды и частично геотермальные технологии. При этом первые два варианта, занимают около 95% в частном секторе. И именно для них характерна цикличность! Если для ветра она слабо предсказуема, то для солнечного света циклы день/ночь, определены на миллионы лет вперёд.
Другими словами, каждый день аккумулятор будет заряжаться, а ночью отдавать энергию. За один год пройдёт 365 циклов. В идеальных условиях эксплуатации, при скрупулёзном соблюдении глубины и скорости разряда, а также режима зарядки, 1500 циклов для хорошего свинцово-кислотного аккумулятора можно растянуть на 4 года.
Важно отметить, что из блока свинцово-кислотных аккумуляторов нельзя заменять какую-то одну батарею!
Например, в энергонезависимом доме система хранения энергии обеспечена блоком из 4 АКБ по 200 А*ч каждый. В сумме они дают 800 А*ч. Если через полтора – два года эксплуатации один из аккумуляторов выйдет из строя, то заменить его таким же новым невозможно! Ведь за время работы, все аккумуляторы в системе равномерно снижали ёмкость, что влияло на прочие характеристики. Интеллектуальное зарядное устройство подстраивает режим заряда под эти параметры. А у нового элемента характеристики эксплуатации «паспортные», выделяющиеся из общей системы.
Стоимость же всего блока аккумуляторов, при грамотном проектировании, приближается к цене генерирующих элементов, в данном случае солнечных панелей.
Требования к аккумуляторам в системе альтернативного энергоснабжения
Идеальный аккумулятор для домашней системы хранения энергии должен:
- Выдерживать максимально возможное количество циклов зарядки;
- Обладать высокой энергоёмкостью;
- Быть неприхотливым в обслуживании и эксплуатации;
И особенно важно, что эти параметры должны коррелироваться со стоимостью батареи. Например, есть два типа аккумуляторов емкостью 100 А*ч и напряжением 12 V:
- Свинцово-кислотный;
- Литий-железо-фосфатный аккумулятор(LiFePO4).
В идеальной системе при лабораторном соблюдении режима эксплуатации, каждая из батарей сможет выдать:
1 Допустимая глубина разряда 80%, потребитель получает 20% указанной ёмкости. Для вычисления объёма запасённой мощности, умножаем 20 А*ч на среднее напряжение 12 V, и получаем 144 Вт*ч.
Количество циклов 1500, суммарно за время работы батарея выдаст 216 кВт*ч
2 Допустимая глубина разряда 20%, потребитель получает 80% указанной ёмкости. 80 А*ч Х 12 V = 960 Вт*ч.
Количество циклов от 2 до 7 тысяч, возьмём среднее 4500 циклов, и получим: 960 Вт*ч Х 4500 = 4320 кВт*ч
ВАЖНО: для упрощения в описанном сравнении, не принимались в расчёт постепенное снижение ёмкости и скорость разряда!
Разница в объёме накопленной энергии 20 раз. Стоимость LiFePO4 АКБ ёмкость 100 А*ч около 45 т.р., а обычный свинцово-кислотный с такой же ёмкостью обойдётся в 10 т.р.
Но при этом, LiFePO4 АКБ полностью заряжается всего за 1 час, а при отдаче энергии, выходное напряжение остаётся стабильным до полной разрядки. Т.е. в эксплуатации очень неприхотливый.
Общая формула выбора оптимального аккумулятора для энергонезависимого дома выглядит так: Покупная цена ÷ (Полезная емкость × Жизненный цикл).
Лучшие гелевые автомобильные аккумуляторы
Подобные модели отличаются продолжительным сроком эксплуатации и малой потерей емкости. Они могут эксплуатироваться в наиболее сложных климатических условиях в течение длительного времени благодаря непроницаемому корпусу и отсутствию необходимости технического обслуживания.
Optima Yellow Top S 5.5L
5
★★★★★оценка редакции
100%
покупателей рекомендуют этот товар
В полностью заряженном состоянии модель может храниться в течение 12 месяцев без потери уровня заряда. Это обеспечивает комфорт как регулярного, так и сезонного использования. Аккумулятор устанавливается в любом положении и отличается устойчивостью к вибрации, загрязнениям и повышенному уровню влажности.
Емкость устройства 75 А·ч, пусковой ток — 975 А. К другим особенностям прибора следует отнести высокий уровень отдачи энергии в первые секунды после запуска двигателя и при низком уровне заряда, что гарантирует стабильную работу в любых условиях.
Достоинства:
- долговечность;
- стабильная работа;
- низкий уровень саморазряда;
- универсальная полярность;
- большой объем.
Недостатки:
высокая стоимость.
Optima Yellow Top S 5.5L рекомендован к приобретению владельцам автомобилей производства Honda, Toyota, Suzuki. Аккумулятор подойдет для эксплуатации в регионах с неблагоприятным климатом.
Varta Silver Dynamic AGM D52
4.8
★★★★★оценка редакции
88%
покупателей рекомендуют этот товар
К основным особенностям модели следует отнести наличие решетки PowerFrame, предохраняющей основные элементы конструкции от коррозии и обеспечивающей высокий уровень пусковой мощности. Большая сила тока гарантирует быстрое зажигание даже при отрицательной температуре.
Емкость аккумулятора составляет 60 А·ч, полярность — обратная. Поддержка технологии AGM способствует высокой устойчивости прибора к частой смене режимов работы. Это позволяет сохранить максимальную производительность по прошествии множества циклов заряда и разряда.
Достоинства:
- долговечность;
- герметичный корпус;
- стабильная работа;
- сохранение емкости;
- низкая цена.
Недостатки:
неустойчивость к перепадам напряжения.
Varta Silver Dynamic предназначен для установки в автомобили, регулярно подвергаемые интенсивной нагрузке. Отличный выбор при наличии систем Start-Stop или рекуперативного торможения.
Banner Running Bull AGM Start-Stop (57 001)
4.8
★★★★★оценка редакции
87%
покупателей рекомендуют этот товар
Рукоять аккумулятора выполнена из жесткого пластика, что помогает удобной транспортировке и установке прибора. Восемь пазов для креплений обеспечивают надежную фиксацию модели.
Емкость накопителя составляет 70 А·ч, вес — 20,7 кг. Расположенный сбоку газоотвод не подвержен загрязнению и не требует специального обслуживания, а предохранительный клапан гарантирует стабильную работу АКБ и продлевает срок ее службы.
Достоинства:
- удобство переноски;
- долговечность;
- надежное закрепление;
- защита от перегрузки;
- невысокая цена.
Недостатки:
неустойчивость к отрицательной температуре.
Banner Running рассчитан на напряжение 12 В и используется в легковых автомобилях. Доступный и надежный выбор для длительной эксплуатации.
Deka Intimidator AGM 68L 4
4.7
★★★★★оценка редакции
85%
покупателей рекомендуют этот товар
Благодаря наличию предохранительного клапана модель надежно защищена от перегрузок. При чрезмерно высоком уровне внутреннего давления газ выводится без риска попадания внутрь воздуха. Это позволяет не задумываться о частом техническом обслуживании прибора.
Емкость аккумулятора составляет 68 А·ч, габариты — 232x173x200 мм. Удобная рукоять из гибкого пластика облегчает переноску, а вес 18,3 кг не затруднит самостоятельную установку.
Достоинства:
- стабильная работа;
- долгий срок службы;
- большая емкость;
- удобство установки;
- относительно недорогой.
Недостатки:
чувствительность к коротким замыканиям.
Deka Intimidator AGM стоит приобрести владельцам легковых автомобилей. Экономичное и доступное решение для эксплуатации в интенсивном режиме.
Принцип работы автомобильного аккумулятора
Популярность кислотных аккумуляторов основывается на особенностях их работы и эксплуатационных характеристиках. Небольшое внутреннее сопротивление позволяет им выдавать ток на несколько сотен ампер, а именно это требуется стартеру для того, чтобы запустить двигатель внутреннего сгорания. Постоянное совершенствование автомобильного аккумулятора, который был изобретён ещё в 19-м веке, привело к тому, что в настоящее время он широко применяется в различных областях машиностроения.
В основе конструкции такой батареи лежит комплект свинцовых электродов. Все они расположены в одном и том же рабочем корпусе, залитом электролитом. Основу электролита составляет раствор на основе серной кислоты и дистиллированной воды. Для устройства пластин используется губчатый свинец, а также диоксид этого металла. Между пластинами возникает электрический разряд при взаимодействии электродов и жидкости-электролита.
Свинец с диоксидом свинца находятся в водяном растворе серной кислоты и вступают в реакцию друг с другом — на этом основывается принцип работы всех батарей этого типа. Сначала чистый свинец окисляется до сульфата этого металла. В процессе работы АКБ происходит её разряд — в химической реакции это находит своё отражение следующим образом: на аноде диоксид свинца восстанавливается, а на катоде происходит окисление свинца. Как только через электроды начинает проходить ток, химические реакции будут обратно противоположными.
Свинцовокислотный аккумулятор
Свинцово–кислотный аккумулятор – на данный момент, этот тип аккумуляторов считается наиболее распространённым, нашел широкую область применения как автомобильный аккумулятор.
Принцип действия аккумулятора
Принцип действия, как говорилось ранее в статье про аккумуляторы, основан на окислительно-восстановительной электрохимической реакции. В данном случае на реакции свинца с диоксидом свинца, находящихся в сернокислотной среде. Во время использования аккумулятора, происходит разряд – на аноде будет происходить восстановление диоксида свинца, а на катоде – окисление свинца.
Окислительно-восстановительная химическая реакция на аноде:
Окислительно-восстановительная химическая реакция на катоде:
Во время зарядки аккумулятора, будут проходить ровно обратные реакции, с выделением кислорода на положительном электроде, и выделением водорода на отрицательном. Следует учесть, что на критических значениях, когда происходит зарядка и аккумулятор почти заряжен, может начать преобладать реакция электролиза воды, что приведет к её постепенному исчерпанию.
В итоге, можно сказать, что при заряде серная кислота будет выделяться в электролит, что влечет за собой повышение плотности электролита, а при разряде серная кислота будет расходоваться, и плотность будет падать.
Устройство аккумулятора
Свинцово-кислотный аккумулятор состоит из электродов, разделительных сепараторов (ячеек, изоляторов), которые находятся в электролите. Сами электроды на вид – это свинцовые решетки, только с разным активным веществом, положительный электрод имеет активное вещество – диоксид свинца (PbO2), отрицательный электрод – свинец.
Рисунок 1 – Общий вид свинцово-кислотного аккумулятора
Рисунок 2 – Ячейка аккумулятора с положительными и отрицательными электродами, разделёнными сепараторами
На рисунке 1 вы можете видеть в моноблоке отдельные ячейки подробно рассмотренные на рисунке 2 – в которых находятся положительные и отрицательные электроды, разделённые сепараторами.
Эксплуатация свинцово-кислотного аккумулятора при низких температурах
В отличии от других типов аккумуляторов, свинцово-кислотные более-менее устойчивы к холоду, как мы видим в последствии – широкое применение на автотранспорте. Свинцово-кислотный аккумулятор теряет 1% своей ёмкости на каждый градус отличный от +20°C, что говорит о том, что при 0°C ёмкость свинцово-кислотного аккумулятора будет составлять лишь 80% его ёмкости. Это обусловлено увеличением вязкости электролита при низких температурах, из-за чего он не может поступать в нормальной степени к электродам, а тот электролит что поступает, быстро истощается.
Зарядка аккумулятора
Для большинства аккумуляторов ток зарядки должен быть написан на корпусе, примерно, он может находиться в пределах от 0.1 до 0.3 емкости аккумулятора. Вообще, общепринятым считается зарядка аккумулятора 10% током от его ёмкости, на протяжении 10 часов. Максимальное напряжение при зарядке не должно превышать 2.3 ± 0.023 В на каждый из элементов аккумулятора. То есть, можно сказать что для свинцового аккумулятора с напряжением в 12 В, напряжение во время зарядки не должно превышать 13.8 ± 0.15 В.
Хранение свинцово кислотных аккумуляторов
Свинцово-кислотные аккумуляторы хранятся только в заряженном состоянии. Хранение их в разряженном состоянии приводит к потере работоспособности.
Устройство и принцип работы
Конструктивно EFB-аккумуляторы состоят из следующих элементов:
- корпус для защиты от протечек;
- крышка с лабиринтной структурой;
- блок пластин, имеющий среднюю степень сжатия;
- дополнительная защита от вибраций;
- ионопроницаемый конвертор-сепаратор;
- смеситель для защиты от расслоения электролита;
- «минусовая» пластина — 3DX решетка с Carbon Boost0;
- положительная решетка — 3DX-решетка с оптимизированным армирующим стекловолокном, которое находится сверху «массы».
Конструктивно батареи EFB могут немного отличаются в зависимости от производителя.
В сравнении со свинцово-кислотными АКБ новая версия аккумулятора имеет следующие особенности:
- Применение чистого свинца без дополнительных примесей. Такая особенность позволяет уменьшить внутреннее сопротивление и снизить потери во время работы.
- Свинцовые пластины в EFB в два раза толще, чем у конкурентов. В среднем этот параметр больше на 30-50%.
- Плюсовые пластины «спрятаны» в особом микроволоконном материале, способном впитывать и удерживать электролитическую жидкость. Такая особенность предотвращает осыпание активного компонента и уменьшает процесс сульфатации.
- Снижение процентного отношения электролита и превращение АКБ фактически в необслуживаемое устройство. Испарение, если и происходит, то минимально.
- Особая система циркуляции электролита. Осуществляется с помощью особых воронок в корпусе АКБ, которые обеспечивают смешивание за счет естественного движения авто. Электролит поднимается вверх, а потом опускается на дно банки. При этом жидкость сначала поднимается, а потом опускается в нижнюю часть. Рабочий состав остается гомогенным, что повышает срок службы АКБ.
Что касается принципа работы, он такой же, как у классических свинцов-кислотных АКБ. Внутри происходит обратимая реакция на пластинах с преобразованием свинца и оксидов металла в сульфат.
Для электролита применяется все та же серная кислота. Главным отличием являются компоненты и состав элементов.
Классификация свинцово-кислотных АКБ
Как мы уже отмечали, бесконечно улучшать характеристики аккумуляторов невозможно. Изменяя и улучшая одни параметры, приходится мириться с тем, что при этом страдают другие характеристики. Но именно этот принцип послужил основой для создания батарей, обладающих разными свойствами.
Так, в настоящее время все АКБ этого типа подразделяются не негерметичные (обслуживаемые) и герметичные.
У первых благодаря наличию отверстий в пробках может происходить потеря электролита вследствие его испарения, поэтому такие батареи требуют периодической проверки уровня электролитической жидкости и её долива в случае необходимости. Кроме того, негерметичные батареи боятся резких наклонов и тем более переворотов.
Более современная герметичная разновидность лишена этих недостатков, а проблема накопления взрывоопасных газов здесь решается использованием специальной системы их сброса. Но такие аккумуляторы практически не подлежат ремонту и восстановлению, в отличие от обслуживаемых. Впрочем, средний их срок эксплуатации всё равно больше, так что проблема скорее надуманная, чем реальная.
По основным характеристикам свинцово-кислотные батареи подразделяются на следующие типы:
- стартерные. Как следует из названия, предназначены для пуска двигателей, их главной особенностью является способность выдавать большие токи на протяжении короткого периода времени (эта характеристика называется током саморазряда);
- буферные батареи. Используются в качестве аварийного источника питания, их нормальное состояние – постоянно находиться в режиме подзарядки;
- АКБ длительного электроснабжения способны выдавать токи больших номиналов длительное время. Это достаточно массивные и крупные изделия, используемые для аварийного питания в особо важных сферах (например, в реанимационных отделениях).
По конструкции пластин и типу электролита свинцово-кислотные АКБ бывают следующих типов:
- жидкостные, самая распространённая разновидность. Обеспечивают количество циклов заряда-разряда на уровне 260-500;
- батареи EFB обладают в целом лучшими характеристиками, в том числе и ресурсом (до 1000 циклов), но стоят достаточно дорого. Здесь электролит тоже жидкий, но его значительно меньше и пластины имеют другую конструкцию;
- AGM аккумуляторы известны тем, что электроды здесь облачены в стекловолоконные оболочки, препятствующие вытеканию электролита. Их достоинство – возможность быстрой зарядки и больший номинал вырабатываемого тока;
- гелевые аккумуляторы – полностью необслуживаемые, электролит здесь находится в гелеобразном виде, такие батареи можно устанавливать даже вертикально, они не боятся тряски и ударов.
Словом, совершенствование свинцово-кислотной технологии продолжается, пускай и эволюционным путём.
Достоинства малосурьмянистых батарей
В первую очередь их ценят за очень низкую стоимость. По этому показателю малосурьмянистые батареи не имеют аналогов на рынке Украины. Их могут позволить себе абсолютно все автовладельцы. Вторым важным достоинством является стойкость к перепадам напряжения в бортовой электросети автомобиля. Это позволило устанавливать такой автомобильный аккумулятор на отечественные автомобили, где невозможно использовать самые современные гелиевые аккумуляторы.
Малосурьмянистые батареи довольно просты в обслуживании. Водителю нужно только периодически подзаряжать их и контролировать уровень электролита, чтобы он покрывал пластины на 1,5-2,0 сантиметра. В среднем они служат несколько лет, но при правильной эксплуатации этот срок можно продлить. Лучше всего использовать малосурьмянистые аккумуляторы водителям с большим опытом. Из-за низкой цены их подделывают не так часто, как изделия других типов. Это позволяет купить автомобильные аккумуляторы в Днепропетровске оригинального типа.