Автомобильные аккумуляторы

Свинцово-кислотный аккумулятор

Свинцово-кислотная батарея стала первым изобретенным аккумулятором, увидевшим свет и нашедшим широкое применение в автомобилях и ряде других технических приборов.

Свое название приспособление получило за счет опущенных в воду и серную кислоту пластин из свинца, выполняющих роль электродов, хотя с течением времени водород в устройстве начинает теряться.

Популярность такие приспособления получили неслучайно, а благодаря очевидным достоинствам:

  • отсутствие эффекта памяти;
  • наличие необслуживаемых экземпляров;
  • невысокая цена;
  • несложная конструкция;
  • надежная технология;
  • пониженный авторазряд;
  • потенциал увеличенной токоотдачи.

Хотя, несмотря на немалое количество достоинств, даже у этих моделей есть и свои слабые стороны:

  • невозможность хранения разряженными;
  • чрезмерная чувствительность к температурным изменениям, влияющая на продолжительность функциональности и жизни;
  • ограниченность транспортов и дозволяемых целых циклов разряда;
  • и, разумеется, самый очевидный изъян — пагубное влияние свинца на экологическую среду.

Назначение АКБ в авто

Аккумуляторная батарея — это источник тока химического типа, включающий различные источники электропитания. Несколько элементов, собранных в единую систему, помогают получить большое результирующее напряжение и силу тока. Среди автомобильных аккумуляторных батарей наиболее распространены модели из 6 элементов (банок) с совокупным напряжением в 12,6 В.

С момента своего появления еще в XIX веке аккумуляторы существенно видоизменились и усовершенствовались, но базовый принцип работы остался неизменным. Свинцово-кислотная батарея за небольшой промежуток времени выдаст большой электроток. Это необходимо для стартера, чтобы прокрутить коленвал при запуске силового агрегата. Корпус изготавливают из пластика, стойкого к воздействию кислоты. Электроды выполнены из свинца, легированного разнообразными добавками. Главная беда таких батарей — это свинец и серная кислота, которые потенциально опасны для здоровья человека. Несмотря на вред, замены таким аккумуляторам пока не придумали.

На сегодняшний день на рынке имеется множество видов кислотных батарей, которые отличаются друг от друга внешним видом, материалами изготовления электродов и составом электролита.

Чтобы покупка не разочаровала, необходимо знать, какие АКБ бывают:

  • сурьмянистые;
  • малосурьмянистые;
  • кальциевые;
  • гибридные;
  • гелевые, AGM;
  • щелочные;
  • литий-ионные.

Перед тем как определить тип аккумулятора, который лучше всего приобрести, нужно знать область применения каждого вида и характеристики собственного автомобиля.

Особенности выбора АКБ

При выборе подходящей для личного автомобиля батареи элементов в первую очередь следует обратить внимание на такие моменты, как:

  • Кто является производителем аккумулятора данной модели (определяется обычно по его марке);
  • Ёмкость (в ампер-часах) и его пусковой ток;
  • Характеристики режима зарядки;
  • Габариты и масса в заряженном состоянии;
  • Долговечность изделия.

Для многих пользователей определяющим в этой ситуации может стать такая оценочная характеристика АКБ, как рейтинг лучших аккумуляторов, с завидным постоянством обновляемый основными информационными источниками Интернета. Но наиболее простым и бесхитростным способом выбора этого атрибута считается подход, при котором исходят из рекомендаций, указанных в руководстве по эксплуатации самого автомобиля.

Обратите внимание! В этом случае следует обратиться в специализированные подразделения по продаже этих изделий, где представитель организации поможет подобрать нужный образец АКБ по специальному каталогу. При выборе неизвестного изделия без чётких ориентиров на марку и производителя основное ударение следует делать на рабочие или технические показатели, такие как ёмкость и вес аккумулятора

С последней характеристикой пользователя вынуждает считаться то обстоятельство, что при обслуживании изделия приходится переносить его с места на место и не один раз за день

При выборе неизвестного изделия без чётких ориентиров на марку и производителя основное ударение следует делать на рабочие или технические показатели, такие как ёмкость и вес аккумулятора. С последней характеристикой пользователя вынуждает считаться то обстоятельство, что при обслуживании изделия приходится переносить его с места на место и не один раз за день.

Что касается ёмкости приобретаемого аккумулятора, она выбирается с расчётом того, что её номинальное значение, равное 60Ач, например, означает возможность обеспечивать ток величиной 3 Ампера в течение 20 часов.

Обозначение ёмкости

Ещё одним важным показателем качества и надёжности является пусковой ток, характеризующий способность АКБ развивать максимум мощности в течение 30 секунд (при прокрутке мотора, например). Проще говоря, ёмкость аккумулятора ответственна за длительность непрерывного вращения вала стартера, а сила пускового тока – за то, насколько быстро он будет вращаться.

Небольшая хитрость при выборе новых аккумуляторов для авто состоит в том, чтобы исследовать износившуюся от времени старую наклейку, имевшуюся на пришедшем в негодность изделии. В том случае, если никаких нареканий по его работе ранее не имелось, следует выбирать ту же модель (от того же производителя) с аналогичными характеристиками.

Помимо этого на корпусе прибора обычно имеется маркировка, указывающая на время, в течение которого аккумулятор может работать в режиме «Резервная мощность» (при токе в нагрузке порядка 25 Ампер). Оно составляет обычно 80 или 100 минут и в простейшем случае показывает, насколько долго может проработать автомобиль с остановившимся генератором.

Обозначение основных токовых характеристик

Классификация АКБ

Типы АКБ в зависимости от состояния электролита

Из множества существующих сегодня типов АКБ для легковых машин, микроавтобусов и малотоннажных грузовиков применяют, в основном, три:

  • Свинцово-кислотные с жидким электролитом. Электроды из сплава свинца и сурьмы погружены в водный раствор серной кислоты. Такая батарея не может быть полностью герметичной. Электролит может выплёскиваться, выливаться при кипении и активно испаряться. Правда, его уровень и состав можно восстановить. При слабом заряде и слишком низкой плотности электролита жидкость может замёрзнуть и разрушить пластины и корпус. Обычные свинцово-кислотные батареи дешевле двух других типов.
  • Гелевый, технология GEL. Электролит представляет собой желеобразную массу, загущенную силикагелем. В таком виде электролит не выливается, не кипит, значительно меньше испаряется и обладает более высоким сопротивлением к высоким разрядным токам. Соответственно, электродные пластины подвергаются меньшему износу. Гелевые АКБ безопасны, не боятся тряски и переворачивания, меньше подвержены разрядке на морозе, дольше держат заряд при высоких тяговых нагрузках, менее чувствительны к глубокой разрядке. Недаром этот тип батарей всё больше используется в тяжёлых условиях эксплуатации: в электротранспорте, альтернативной энергетике, промышленности. Абсолютно по всем параметрам они превосходят обычные свинцово-кислотные. Недостаток единственный: автомобильные аккумуляторы лучшие — обычно самые дорогие.
  • АКБ с абсорбированным электролитом, технология AGM. Электролит абсорбирован до практически сухого состояния. По свойствам схожи с гелевыми, но всё же немного им уступают, в том числе по стоимости.

Классификация АКБ в зависимости от габаритов и типа

    • Размер, как правило, не имеет значения. Исключения бывают в некоторых моделях компактных легковушек, где площадка для установки батареи может иметь ограниченные габариты. Также изделия для японского и европейского рынков имеют разную ширину, и не всегда система крепления батареи универсальна.
    • Полярность тоже отличается. На отечественных авто до сих пор плюс располагали слева, минус справа. Такое расположение называют прямым. На европейских и большинстве азиатских наоборот. Это обратная полярность. У «американцев» встречаются оба типа, хотя преобладает обратный.

Клеммы на новых европейских и азиатских машинах отличаются диаметром (тип 1 — Европа, тип 3 — Азия). Причём «+» и «-» имеют разный размер, их не перепутаешь. Азиатские контакты тоньше. На старых иномарках и отечественных авто клеммы одинаковые, нужно быть внимательным, подсоединяя контакты. На японских изделиях, в отличие от европейских, клеммы выступают над корпусом. Общая высота выходит больше. В плотно «набитом» подкапотном пространстве некоторых «европейцев» японская батарея не помещается.

Типы АКБ в зависимости от возможности обслуживания

  • Обслуживаемые — обычные АКБ с доступом к жидкому кислотному электролиту. При нестабильной зарядке склонны к вскипанию и испарению электролита. Его необходимо доливать по мере испарения. Контролировать уровень и плотность электролита положено каждые 45-60 дней.
  • Малообслуживаемые схожи с предыдущим типом. Конструкция электродов снижают величину испарения электролита, но возможность обслуживания сохраняется.
  • Необслуживаемые батареи — неразборные батареи, состояние электролита контролировать невозможно. Нередко встречается утверждение, что необслуживаемые АКБ герметичны. Это не так, небольшие отверстия в них имеются и пары могут выходить наружу. Существует два типа данных устройств.
  1. Первый — батареи с жидким электролитом и пластинами из сплава с низким содержанием сурьмы. Они обладают всеми свойствами и недостатками обслуживаемых аналогов. Строение корпуса, состав сплава, из которых изготовлены пластины минимизирует испарение жидкости. С другой стороны, если от перезарядки электролит всё же выкипит, долить его не получится.
  2. Второй, намного лучший тип — необслуживаемые автомобильные аккумуляторы, что содержат загущенный или абсорбированный электролит. Они безопасны, не взрываются при зарядке, не лопаются на морозе и малочувствительны к тряске и переворачиванию.

Малосурьмянистые аккумуляторы

Конструкторы постоянно пытались улучшить свойства аккумуляторов и свести их недостатки к минимуму. И первой такой попыткой было существенное сокращение количества сурьмы (всего до 5 %) в составе свинцовых пластин АКБ. Стоит сказать, что новый вид автомобильного аккумулятора получился удачным. За счёт уменьшения количества сурьмы испарение электролита также заметно уменьшилось, батареи стали показывать более низкий уровень саморазряда и при этом сохранили свою невысокую стоимость.

И хотя такие проблемы, как сульфатация и достаточно слабый пусковой ток, так и не были решены, но малосурьмянистые АКБ и сегодня пользуются заслуженной популярностью. Одной из её главных причин является устойчивость к перепадам напряжения как при зарядке, так и в электросети автомобиля. Причём батареи с содержанием сурьмы до сих пор являются однозначными лидерами в этом вопросе, даже если речь заходит о самых новых и высокотехнологичных аккумуляторах.

Популярные модели от Energizer и Duracell

Оба американских производителя уже довольно давно известны российским потребителям. В своих отзывах они отдают предпочтение двум наиболее популярным моделям аккумуляторов типа ААА: Duracell Duralock (около 200 рублей) и Energizer Extreme (260 рублей). Их технические показатели одинаковы: емкость 800 мАч, количество циклов перезаряда – 1000. Обе продаются в заряженном состоянии, что говорит об их низком токе саморазряда. И хотя Duracell гарантирует для своего изделия 5 лет бесперебойной работы, скорее всего, при одинаковых условиях эксплуатации Energizer прослужит не меньше. Какие аккумуляторы ААА лучше, окончательно сможет рассудить только собственный опыт их применения, причем с одним и тем же потребителем энергии. В противном случае сравнение получится весьма некорректным.

Диаметр клемм

Единого стандарта для аккумуляторных клемм нет

При подборе батареи для авто надо уделить внимание и этому элементу конструкции

Под зажим

Если в автомобиле для подключения АКБ предусмотрены зажимные терминалы, то существует два варианта клемм:

  • стандарт А (европейский);
  • стандарт B (азиатский).

Размеры клемм стандарта A и B.

В обоих стандартах плюсовой вывод выполнен с увеличенным диаметром. Это позволяет снизить вероятность ошибки при подключении. В России выпускаются АКБ, соответствующие стандарту А.

Резьбовые крепления

Если конструкция автомобиля предусматривает болтовое крепление выводов (что менее удобно, но более надежно), то здесь также существует несколько разновидностей коннекторов:

  • стандарты F и G (применяются в машинах североамериканской разработки) – штырь или отверстие с резьбой соответственно;
  • стандарт Т (российский) – отверстие с резьбой под болт.

Стандарты резьбовых терминалов.

Также существуют менее распространенные стандарты для автомобилей, а также системы подключения для мотоциклов, промышленных систем и т.п.

Тип крепления

Также батареи различаются по типам крепления при установке на штатное место. Отечественные машины и авто азиатских разработчиков крепятся скобой, которая обхватывает корпус АКБ сверху. Конструкции европейских разработчиков автомобилей предусматривают крепление батареи снизу.

Некоторые автомобилисты вообще не обращают внимание на крепление аккумулятора и ездят с незакрепленным. Так делать не следует, так как это может привести к повышенной восприимчивости к толчкам и вибрации при езде

Это может сократить срок службы батареи. К тому же незакрепленный источник питания может послужить поводом к проблемам при прохождении техосмотра машины.

Типы крепления АКБ.

Как узнать дату изготовления аккумулятора

Помимо того что производители аккумуляторов выбирают разные позиции для размещения маркировки, также отличаются способы «прочтения» оставленной ими информации.

Распространенная маркировка батареи

Чаще всего производители батарей используют для их маркировки шифр из 9-10 цифр. Пример: 0000 523445. Рассмотрим, как читать такую маркировку:

  • Первые 4 цифры – это номер партии, из которой «вышел» данный аккумулятор и кодировка линии;
  • Следующая цифра – последняя цифра года, когда выпущен аккумулятор. В рассматриваемом варианте стоит цифра 5 – это значит, что батарея выпущена в 2015 году;
  • Далее – полугодие, когда выпущена батарея. В рассматриваемом примере цифра 2 – это говорит о том, что выпущен аккумулятор в период с июля по декабрь 2015 года;
  • Следующая цифра – месяц в полугодии, когда произведена батарея. У нас в примере 3 – это говорит о том, что батарея выпущена с конвейера в сентябре;
  • Далее – день месяца. Может быть как однозначное число, так и двузначное. В данном случае цифра 4 означает, что батарея выпущена 4 числа месяца;
  • Последняя цифра (может быть двузначной) – это номер бригады, которая ответственна за производство батареи. В примере бригада №45 работала над аккумулятором.

Делаем вывод после прочтения маркировки 0000 523445, что аккумулятор был выпущен 4 сентября 2015 года.

Чаще всего подобную систему маркировки можно встретиться на аккумуляторах таких производителей, как: FireBall, Uno, Dominator, FB, Forse и Курский Аккумулятор.

Маркировка около этикетки

Еще один распространенный способ маркировки, который позволяет очень просто узнать, когда была произведена батарея. Около этикетки производитель ставит код из 6 цифр. Пример: 122011. В данном случае:

  • Первые две цифры – это месяц, когда была произведена батарея;
  • Последние 4 цифры – это год выпуска аккумулятора.

Соответственно, после прочтения маркировки примера 122011 можно сделать вывод, что аккумулятор выпущен в декабре 2011 года.

Такую систему маркировки можно встретиться на батареях моделей: Ямал, Тюменский медведь (Tyumen Batbear или Arctic Batbear).

Явным минусом такого способа маркировки является невозможность определить, в какой конкретно день и какой сменной была создана данная батарея. Соответственно, производителям таких батарей сложнее разбираться, кто именно ответственен за проблему с батареей, если она имеется.

Маркировка аккумуляторов Tubor

Популярные аккумуляторы российского производителя Tubor имеют свою собственную маркировку, состоящую из букв и цифр. Пример: 401S1. Расшифруем данную маркировку:

  • Первая цифра – это день недели, когда выпущен аккумулятор. В нашем случае 4 – это четверг;
  • Вторые две цифры – это порядковый номер недели, когда сделана батарея. Максимально данная цифра может достигать порядкового номера 53. В нашем случае 01 – это первая неделя года;
  • Буква – это год. Производитель на сайте указывает, какой год обозначается какой буквой: Z – 2014; P – 2015; A – 2016; S – 2017; T – 2018; X – 2019; L – 2020. В нашем случае S – это 2017 год;
  • Последняя цифра – номер смены. В нашем варианте смена №1.

Соответственно, из маркировки 401S1 можно сделать вывод, что батарея создана в четверг на первой неделе 2017 года.

Маркировка аккумуляторов Актех

Данный производитель имеет довольно простую маркировку, тем не менее, правило ее прочтения нужно знать. Его маркировка состоит из 4 цифр. Пример: 0117. Расшифровывается это следующим образом:

  • Первые две цифры – месяц;
  • Вторые две цифры – год.

В нашем случае батарея сделана в январе 2017 года.

Обратите внимание: подобная маркировка может встречаться также на некоторых моделях батарей от Ориона и Зверя

Маркировка немецких аккумуляторов (Bosch, Varta)

На батареях некоторых немецких брендов, например, Bosch и Varta, можно встретить маркировку, состоящую из 24 символов. Среди них имеются буквы, цифры, а некоторые моменты выделены цветом

Здесь важно знать, что дата производства аккумулятора – это цифры с 4 по 6

Четвертая цифра при такой маркировке – это год. А пятая и шестая – это месяц. При этом месяц определяется следующим образом:

  • 17-январь;
  • 18 — февраль;
  • 19 — март;
  • 20 — апрель;
  • 53 — май;
  • 54 — июнь;
  • 55 — июль;
  • 56 -август;
  • 57 -сентябрь;
  • 58 — октябрь;
  • 59 — ноябрь;
  • 60-декабрь.

Цветовые кодировки обозначают квартал, когда выпущена батарея.

Маркировка других аккумуляторов

Многие другие производители используют свои собственные маркировки, и выше мы рассмотрели лишь самые распространенные варианты. Лучше информацию о «чтении» маркировок узнавать непосредственно на сайте производителя аккумулятора.

Обратите внимание: Многие производители обозначают дату производства аккумулятора стандартным для потребителя образом – дд.мм.гг

Понятие об АКБ и её функции

Аккумулятор или аккумуляторная батарея (АКБ) выступает как незаменимый компонент современного транспортного средства.

Фактически это источник тока, работа которого основана на протекающих химических процессах внутри. Состоит из нескольких электродов питания. Из-за этого и применяется понятие аккумуляторной батареи.

За счёт объединения нескольких элементов, создаётся большой ток и высокое напряжение. Чаще всего в авто применяются АКБ, имеющие 6 элементов.

Первую подобную батарею разработали более 150 лет назад. Автором проекта выступил французский учёный по имени Гастон Планте. Интересно, что за долгие годы АКБ значительно усовершенствовались, хотя по своей конструкции и принципу работы остались практически неизменными.

Современные АКБ отличаются между собой по материалу, выступающему в качестве электродов, а также по используемому составу электролита.

Это можно объяснить банальным превосходством по энергоёмкости. За короткий промежуток времени АКБ на основе свинцово-кислотных компонентов могут выдавать большой электроток, что и нужно для запуска стартера. Последний вращает коленвал, и это позволяет запустить в итоге двигатель. Достойной альтернативы таким АКБ ещё не существует. И это при том, что серная кислота и свинец считаются очень вредными и опасными компонентами.

При производстве корпуса используется высокопрочный пластик. Его состав разрабатывается так, чтобы пластик не вступал в реакцию с кислотой и не разрушался под её воздействием. Как вы знаете, в АКБ применяют именно серную кислоту, а не соляную, как некоторые склонны думать.

Для создания электродов неизменно используется свинец, как и задумывал Г. Планте. При этом в современных условиях этот металл дополнительно легируется, что позволяет придать ему улучшенные свойства и повысить эксплуатационные характеристики.

В настоящее время существует несколько основных разновидностей автомобильных аккумуляторных батарей.

Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля по его емкости

Обычно чем выше рабочий объем двигателя, тем более мощный аккумулятор ему требуется. Правильно выбрать АКБ можно по приводимой ниже таблице.

Транспортное средство Рабочий объем двигателя, л Рекомендуемая емкость АКБ, А-ч
Легковой автомобиль 1-1,9 55-60
Грузовой автомобиль 1,6-10,9 77-140
Фура, автопоезд 7,2-17 190-200

Ориентировочно требуемую емкость АКБ можно определить, умножив квадратный корень из рабочего объема двигателя на 50.

Если бортовая сеть автомобиля перегружена потребителями, либо двигатель автомобиля дизельный (требующий более мощного стартера), аккумулятор можно взять с запасом по емкости. Запас обеспечит пуск двигателя в холодное время года, когда реальная емкость АКБ уменьшается.

Но не следует эксплуатировать автомобиль с АКБ чрезмерно большой емкости – недостаточно мощный генератор окажется не в состоянии полностью зарядить разряженный аккумулятор, и преимущество в электрической емкости окажется мнимым. Также более мощный аккумулятор заставит более напряженно работать автомобильный стартер, что скажется на сроке его службы.

Тип клемм

Европейские, стандартные

Все отечественные и многие иностранные аккумуляторы имеют клеммы конического типа. Так, «плюс» в европейских изделиях имеет диаметр 19,5 мм, а «минус» — 17,9 мм.

Азиатские, тонкие (JIS)

По своему размеру отличаются от европейских. Клеммы японских аккумулятором могут быть одного из трех типов:

  • Т1 – диаметр плюсовой клеммы составляет 14,7 мм, а минусового – 13 мм. Их форма – усеченный конус. Наиболее узкие, характерно «японские» клеммы, получившие наибольшее распространение на авто, произведенных именно в Японии.
  • Т2 – эти клеммы можно встретить на батареях высокой емкости. Их размеры составляют 19,5 и 17,9мм для плюса и минуса, соответственно.
  • Т3 – клеммы третьего типа представляют собой плоские штыри, имеющие специальные отверстия.

Боковые

Выводы под клеммы находятся на боковой поверхности верхней крышки и имеют «внутреннюю» резьбу. Стандарт для автомобилей производства США.

Винтовые

В виде винтов выступающих из верхней части аккумулятора. Так же являются типом клемм применяемых на американских аккумуляторах.

Конструкция аккумуляторных батарей

Аккумуляторная батарея представляет собой ряд (3,6,12) последовательно соединенных аккумуляторов, помещенных в единый корпус (моноблок), изготовленный из термопластмассы.

Для соединения аккумуляторов служат межэлементные соединения. Сверху моноблок закрывается общей крышкой, образуя неразборную конструкцию. На крышке имеется два полюсных вывода (терминала) для присоединения батареи во внешнюю цепь.

Положительный вывод (терминал) больше отрицательного, для исключения возможности неправильного подключения аккумуляторной батареи.

Полюсные выводы (терминалы) помимо конструктивных отличий могут различаться расположением: прямая и обратная полярность.

Рисунок 7 – Размеры полюсных выводов

Рисунок 8 – Конструкция аккумуляторной батареи: 1 – крышка корпуса, 2 – корпус (моноблок), 3 – аккумулятор, 4 – полюсный вывод (терминал), 5 – заливная пробка, 6 – перемычка, 7 – ручка для переноски, 8 — индикатор

Рисунок 9 – Типы полюсных выводов (терминалов)

Индикатор позволяет оценить степень заряженности батареи и уровень электролита в батарее.

Рисунок 10 – Полярность аккумуляторных батарей

Зеленый цвет индикатора свидетельствует о достаточной степени заряженности батареи (>65 %) и ее исправности.

Черный цвет свидетельствует о недостаточной степени заряженности батареи (<65 %) и необходимости ее подзаряда.

Бесцветный глазок свидетельствует о слишком низком уровне электролита и необходимости замены батареи.

Рисунок 11 – Индикатор степени заряженности батареи Батареи с жидким электролитом.

Батареи с жидким электролитом оснащаются заливными пробками, имеющими вентиляционные отверстия. К достоинствам можно отнести невысокую стоимость, большое количество моделей на рынке, пригодность для установки в моторном отсеке, возможность долива электролита.

К недостаткам таких батарей относят возможность выливания электролита и повышенный расход воды.

Батареи типа VRLA (Valve Regulated Lead Acid Battery).

Пробки ячеек не выворачиваются. Образующиеся при перезаряде водород и кислород обычно ячейки батареи не покидают и реагируют между собой с образованием воды. Подобные батареи не требуют обслуживания и пригодны для установки в моторном отсеке. К недостаткам таких батарей относят повышенную стоимость, отсутствие возможности долива электролита, высокие требования к зарядному напряжению (не более 14,4 В).

Батареи с гелеобразным электролитом.

В электролит этих батарей добавлена кремниевая кислота, превращающая его в гель. Добавление фосфорной кислоты существенно повышает их циклическую стойкость и способность к восстановлению после глубокого разряда.

К достоинствам можно отнести отсутствие необходимости обслуживания, высокую циклическая стойкость, невозможность выливания электролита. Недостатками таких батарей считают высокую стоимость, непереносимость высоких температур, ухудшенные пусковые свойства при низких температурах, ограниченное количество моделей на рынке.

Рисунок 12 – Центральная система вентиляции

Батареи типа AGM.

Так называют батареи, у которых электролит впитывается и удерживается стекломатами. Стекломаты представляют собой микропористый нетканый материал из переплетающихся между собой ультратонких стекловолокон. Стекломаты выполняют функции сепараторов. В батарею заливается только то количество электролита, которое могут впитать стекломаты. Достоинства — не требуют обслуживания, высокая циклическая стойкость, нет возможности выливания электролита, хорошие пусковые свойства. Недостатки — высокая стоимость и ограниченное количество моделей на рынке.

Рисунок 13 – Устройство батареи типа AGM

Батареи OPTIMA

Основное отличие заключается в применении технологии Optima Spiralcell Technology: вместо пластин, используемых в обычных аккумуляторах, в батареях OPTIMA применяются «рулонные элементы» — две свитые в рулон тонкие свинцовые ленты с сепаратором из стекловолокна, содержащим кислоту.

Такая технология позволяет значительно снизить толщину свинцовых лент и на 50-100 % увеличить их активную площадь в сравнении с обычными пластинами.

Рисунок 14 – Устройство батареи OPTIMA

Достоинства — не требуют обслуживания, высокая циклическая стойкость, нет возможности выливания электролита, очень хорошие пусковые свойства, сохраняют пусковые качества даже после года хранения без подзарядки. Недостатки — высокая стоимость и большая масса.

Типы автомобильных аккумуляторов — плюсы и минусы

Мокрые

Стандартные мокрые батареи предназначены для:

  • Включения стартера;
  • Быстрого запуска двигателя;
  • Обеспечения электропитания электрических компонентов, пока мотор не работает.

Их называют влажными или затопленными, потому что электролит в них свободно покрывает свинцовые пластины. Влажные батареи делятся на два основных типа: SLI (стартерные батареи) и глубокий цикл.

SLI

Батарея стартера (SLI) является типичной автомобильной батареей. Она обеспечивает короткие, быстрые выбросы мощной энергии для запуска двигателя автомобиля и запуска систем.

Преимущества батареи SLI:

  • Низкая цена;
  • Надежная пусковая мощность;
  • Относительно долгая жизнь.

Минусы:

  • Больший вес;
  • Чувствительность к холоду и низким температурам.

Батареи глубокого цикла

Батареи с глубоким циклом предназначены для обеспечения постоянного количества энергии в течение более длительного периода времени. Такие аккумуляторы можно многократно заряжать и разряжать, не повреждая и не сокращая срок их службы.

Они подходят для питания электроники, моторных лодок, тележек для гольфа и других. Они не очень подходят для питания автомобилей.

Аккумуляторы VRLA сконструированы таким образом, что они не требуют обслуживания и, следовательно, не требуют регулярного добавления воды в емкость батареи. Поскольку они не нуждаются в техническом обслуживании, они опечатаны на заводе, что на практике означает, что они не могут пролиться при случайном переворачивании. Однако заводская пломба также означает, что они не могут быть обслужены и должны быть заменены новыми после окончания срока эксплуатации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Раздольная энергия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: