Как рассчитать оптимальную силу тока для зарядки АКБ?
Каков ток зарядки автомобильного аккумулятора? Чтобы определить его, необходимо знать значение емкости. Это основано на номинальной емкости, указанной на этикетке корпуса батареи. Предполагается, что зарядный ток определяется как 10% от номинальной емкости — это его оптимальное значение. Другими словами, если на этикетке батареи указана емкость 55 ампер-часов, уровень зарядного тока составляет 5,5 ампер.
С какой силой тока я должен заряжать аккумулятор? В зависимости от выбранного вами зарядного устройства существует два способа зарядки аккумулятора:
- Метод, основанный на постоянных характеристиках тока при зарядке аккумулятора. Этот метод основан на процентном соотношении электрического тока по отношению к номинальной мощности источника энергии. Во время ручной зарядки необходимо постоянно проверять значение электрического тока, каждые 2-3 часа. Процесс займет не менее 10 часов, но точное время определить невозможно.
- Метод постоянного напряжения. Обычно это используется для зарядки необслуживаемых батарей. Каким должно быть напряжение зарядки автомобильного аккумулятора? На начальном этапе число устанавливается на три единицы выше стандарта, указанного на этикетке (на этикетке корпуса обычно написано 12 вольт, мы устанавливаем около 15 вольт). В свою очередь, текущая стоимость уменьшается вдвое. Когда емкость восстановится, напряжение медленно поднимется примерно до 16,3 В. Когда рост прекращается и значение не меняется в течение 1-2 часов, это подтверждает, что батарея полностью заряжена.
Описанная тактика, безусловно, хороша, если строго придерживаться технологии процесса зарядки, а также достаточно эффективна. Зарядное устройство следует использовать, когда аккумулятор по каким-либо причинам не получает достаточно энергии от генератора. Такая ситуация может возникнуть в следующих случаях:
- Регулярное использование автомобиля на короткие расстояния в городском цикле.
- Нечастое использование автомобиля в холодную погоду — отрицательные температуры окружающей среды влияют на аккумулятор: он очень быстро теряет заряд.
- Проблемы в системе генератор-аккумулятор, когда энергия от аккумулятора не восполняется собственной генераторной установкой автомобиля.
Популярные производители батареек 12v
Для того чтобы максимально продлить работу электронных устройств на одной батарейке, рекомендуется приобрести и установить элемент питания известных производителей. На сегодняшний день наибольшей популярностью у покупателей пользуются следующие фирмы:
- Energizer – является мировым лидером в производстве элементов питания. Батарейки и аккумуляторы этой фирмы работают значительно дольше изделий других производителей, что особенно актуально при эксплуатации устройств, которые потребляют много электроэнергии.
- Duracell – продукция этой фирмы имеет повышенный срок службы. Производитель гарантирует сохранность заряда в течение 5 лет, при правильном хранении.
- Camelion – батареи от этого производителя отличаются хорошим качеством при относительно невысокой стоимости. Благодаря этим качествам элементы питания Camelion могут успешно использоваться в устройствах, потребляющих большое количество электроэнергии.
- Panasonic – элементы питания от этого производителя наиболее часто используются в брелоках сигнализации автомобиля. Также изделие обладает повышенным показателем силы тока и ёмкости, что позволяет запитать устройства, потребляющие большое количество электроэнергии.
- Космос – изделия отечественного производителя не отличаются по качеству от зарубежных аналогов. Продукция этой фирмы имеет очень плавные характеристики снижения напряжения во время эксплуатации, что позволяет пользоваться изделием длительное время, без снижения эффективности прибора.
- GP – двенадцативольтовые батареи этой фирмы стоят недорого, но качество изделий находится на очень достойном уровне. Щелочные элементы питания Gp отлично держат необходимое напряжение даже при значительных нагрузках, при этом, расход электроэнергии происходит плавно.
- Varta – Обладает повышенной ёмкостью. Модель power one p23ga от этого производителя имеет показатель 0,05 Ампер/час. Стоимость изделия немного выше батареек Gp и Космос, но благодаря тому, что при производстве изделия использовались современные материалы и технологии элементы гарантированно прослужат длительное время.
Продукция любого из представленных выше производителей может успешно использоваться в приборах, где необходим источник питания 12 вольт.
Рекомендации
Номинальная емкость аккумулятора означает, что при температуре 25°С полностью заряженную АКБ разряжают током величиной, которая равна 0.05 от номинальной емкости в течении 20 часов до напряжения 10. 5В на выводах аккумулятора.
Следует отметить, что разряд до такого состояния на практике приводит к выходу из строя аккумулятора. Даже разряд до 11.5 В может привести к переполюсовке одной из банок (секций). Дело в том, что секции не разряжаются одновременно.
Это значит, что самая разряженная банка затем начнет брать заряд от соседних. Результат — плюс становится минусом, а минус плюсом. По этой причине не следует разряжать АКБ не только до 10.5 Вольт, но и до 11.5 В. Оптимально разряжать батарею до напряжения 12Вольт. В этом случае новый аккумулятор отдает до 85% емкости, при этом без последствий для самой батареи.
Например, включенные габариты потребляют 35Ватт или 3А, ближний свет и габариты 90 Ватт или 7,5А. При такой нагрузке АКБ на 60Ач сядет до напряжения 12В за 12-13 часов для габаритов. Если же включить ближний свет и габариты, батарея разрядится до 12В за 4-5 часов.
Еще добавим, что емкость аккумулятора также сильно зависит от класса качества самой батареи, возраста, степени заряда, общего износа и т.д. Как правило, если аккумулятору годи или два, имеет место сульфатация АКБ. Если такой аккумулятор дополнительно не заряжали и не обслуживали, тогда батарея 60Ач в реальности имеет емкость не более 4-6 Ач.
По этой причине необходимо периодически обслуживать аккумулятор, контролировать уровень и плотность электролита, выполнять десульфатацию аккумулятора и производить правильную зарядку от внешних зарядных устройств. При таком подходе можно увеличить срок службы АКБ на 20-30%, а также избежать быстрой потери реальной емкости новой батареи уже через 12-18 месяцев активной эксплуатации.
Технические характеристики
Чтобы обеспечить работоспособность электрического прибора в течение длительного времени, необходимо обеспечить полное соответствие электрических параметров батареи основных показателям токовой нагрузки портативного устройства. Изучение следующих характеристик поможет это сделать правильно:
Характеристика | Значение |
---|---|
Форма | Цилиндр |
Вид | Щелочная |
Упаковка | Фирменный блистер |
Особенность | Состоит из 8 элементов LR932 |
Диаметр | 10, мм |
Высота | 28,9 мм |
Емкость батарейки | 40 мАч |
Номинальное напряжение | 12 v |
Рабочая температура | от -30 до +50°С |
Температура хранения | от –40 до +50°С |
Срок годности | 5 лет |
Масса | 8 гр |
Вес элемента питания 23A 12v может незначительно отличаться у различных производителей.
Батарейка из лимона или картофеля
Для того чтобы сделать батарейку из фрукта и подручных материалов, понадобятся следующие компоненты:
- лимон или картофель;
- стальной (цинковый, алюминиевый) предмет;
- медный предмет;
- два изолированных провода.
Прежде чем приступить к созданию простой батарейки, необходимо зачистить стальной и медный предметы. Это можно сделать наждачной бумагой.
Далее необходимо воткнуть их в лимон на расстоянии 3-2 см друг от друга. А к импровизированным контактам присоединить провода. Также их можно аккуратно воткнуть вплотную к контактам. Медный элемент будет выступать в качестве плюса, а стальной минуса.
Самодельная батарейка на основе одного лимона или яблока может выдавать примерно 0.5-0.7 Вольт. Этого недостаточно для заряда простого мобильного или приемника. Если нужно напряжение от 3 до 5 Вольт, то вполне возможно это сделать. Нарастание происходит за счет увеличения количества плодов.
Сетевой блок питания шуруповерта
Аккумуляторный шуруповерт – удобный и необходимый в хозяйстве инструмент. При эксплуатации «от случая к случаю», он может верой и правдой служить многие годы. К сожалению, через 2-3 года, даже при не очень интенсивной эксплуатации, аккумуляторы шуруповерта практически полностью теряют свою емкость. Исправный инструмент, а пользоваться нельзя… Что делать?
Выбросить и купить новый. Самое разумное решение, если Вы эксплуатируете щуруповерт профессионально. А если он бывает нужен всего лишь несколько раз в году – починить забор, повесить полку и т.п. Рука не поднимается выбросить исправный аккумуляторный шуруповерт. Поиск в Интернете показал, что эта проблема волнует многих. Как же предлагают поступить в данной ситуации экономные россияне и жители братских республик.
Первое, самое очевидное решение — использовать внешний аккумулятор для питания шуруповерта. Старый автомобильный или герметичный свинцово-кислотный от ИБП. Но проблема в том, что шуруповерт даже на холостом ходу потребляет 1,5…3 А, а под полной нагрузкой потребляемый ток превышает 10 А. Придется использовать либо толстые, либо короткие соединительные провода. И то и другое неудобно. Разве что работать с аккумулятором в рюкзаке…
Второе решение – сетевой блок питания шуруповерта. Ведь в большинстве случаев работы ведутся в пределах досягаемости электрической розетки. Несколько теряется мобильность, но зато щуруповерт постоянно готов к работе. В качестве блока питания можно использовать обычный трансформатор с выпрямителем. Просто, но тяжело и громоздко. Компьютерный блок питания легче, но проблема с проводами остается. Кроме того, стабилизированный блок питания при работе на коллекторный электродвигатель с резко меняющейся нагрузкой и искрящими щетками может вести себя непредсказуемо.
Самое разумное, на мой взгляд, смонтировать сетевой блок питания в аккумуляторном отсеке шуруповерта. Кабель питания в этом случае может быть небольшого сечения, гибкий и легкий. При необходимости можно использовать стандартный сетевой удлинитель. Сложность в том, что места в аккумуляторном отсеке очень мало. Тем не менее, задача вполне выполнима. Подобная конструкция описана в журнале «Радио» №7 за 2011г. – К. Мороз. Сетевой блок питания для шуруповерта. Эта статья растиражирована на многих сайтах, но практическая проверка описанной в ней конструкции показала, что электронный трансформатор для галогенных ламп, который предлагает использовать автор, – не лучшее, в данном случае решение.
Круглые батарейки таблетки
По
такому же принципу проверяется напряжение у плоских таблеток типа CR 2032. Их используют в
брелках, материнских платах, электронных игрушках.
Щупы
прикладываете вот таким образом и смотрите на результат.
3В – хорошая, менее 2,5В – в мусорку.
С плоскими таблетками на 1,5В (LR44, G13, A76, LR357 и т.д.) то же самое.
1,5В – хорошо, менее 1,25В – плохо.
Ошибка!
Внимание, все батарейки вне зависимости от их типоразмера, которые при проверке остаточного напряжения показали хорошие значения, могут быть неисправны при измерениях под нагрузкой!
Фактически вы замерили величину напряжение без нагрузки (ЭДС). Поэтому обязательно проверяйте двумя методами.
Напряжение АКБ
Для начала разберемся со значением термина «напряжение». По сути, это “давление” заряженных электронов, создаваемое источником тока, через контур (провод). Электроны выполняют полезную работу (питание лампочек, агрегатов и т.д.). Измеряют напряжение в Вольтах.
Измерение напряжение АКБ
Для измерения напряжения аккумулятора можно использовать мультиметр. Контактные щупы прибора прикладываются к клеммам АКБ. Формально считается нормой напряжение в 12В. Фактическое напряжение аккумулятора должно быть в пределах 12,6В -12,7В. Такие показатели у полностью заряженной батареи.
Эти показатели могут меняться в зависимости от условий окружающей среды и времени проверки. Сразу после зарядки прибор может показать 13В – 13,2В. Хотя такие значения также считаются приемлемыми. Чтобы получить правильные данные, нужно подождать час-два после зарядки.
Если напряжение падает ниже 12 Вольт, то это говорит о разряде батареи. Значение напряжения и уровень заряда можно сопоставить по следующей таблице.
Напряжение, Вольт | Степень заряда, % |
12,6 + | 100 |
12,5 | 90 |
12,42 | 80 |
12,32 | 70 |
12,20 | 60 |
12,06 | 50 |
11,9 | 40 |
11,75 | 30 |
11,58 | 20 |
11,31 | 10 |
10,5 |
Как видно из таблицы, напряжение ниже 12В говорит о 50% разряде АКБ. Аккумулятор нуждается в срочной подзарядке. Следует знать, что в процессе разряда происходит процесс сульфатации пластин. Плотность электролита падает. Серная кислота распадается, участвуя в химической реакции. На пластинах образуется сульфат свинца. Своевременная зарядка запускает этот процесс в обратном направлении. Если допустить глубокий разряд, то батарею уже будет трудно реанимировать. Она либо полностью выйдет из строя, либо значительно потеряет в емкости.
Пальчики — мизинчики
Пора бы уже успокоится и перенять «передовой» китайский опыт, питать все свои устройства от трех AAA (батарейки в комплект не входят). Но же решил поискать решение хотя бы с двумя 1.5 вольтовыми батарейками .
Остановился на такой схеме с повышающим стабилизатором NCP1400:
Две последовательно включенные щелочные батареи ААА дают изначально 2.7-3.1В к концу продуктивного периода снижая напряжение до 1-2В
При отключенном NCP1400 (низкий уровень на управляющем входе) питание от батарей сразу поступает на МК через катушку L1 и диод шоттки D1 с минимальным падением напряжения около 0.1В. Если на управляющий вход подать высокий уровень, то запускается стабилизатор NCP1400 и выдает на МК напряжение 3.3В при суммарном напряжении батарей от 0.8В до 3.1В.
Алгоритм работы такой:
- Основное время контроллер находится в PowerDownMode, вся периферия, включая NRF24 отключена или также находится в режиме низкого энергопотребления.
- Выходит МК из режима сна по прерыванию от таймера либо внешнему прерыванию (например в выключателях по прерыванию от кнопки), мерит напряжение питания VCC (встроенная функция AVR контроллеров).
- Если напряжение питания больше 3В (или другого напряжения, достаточного для стабильной работы периферии), то NCP1400 не запускается и вся обработка ведется при этом напряжении питания до следующего цикла сна.
- Если напряжения ниже 3В, то запускается стабилизатор NCP1400, устанавливается напряжения питания 3.3В, выполняются все регулярный обработки устройства включая отправку данных через NRF24
- Далее, если напряжения выше 1.7В (достаточное напряжения для выхода МК из режима сна), то NCP1400 отключается до следующего цикла пробуждения.
- Если напряжение менее 1.7 (минимальное напряжение работы МК), то NCP1400 не отключается до перезагрузки контроллера или до снижения напряжения питания ниже 0.8В (напряжения работы NCP1400)
Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор
Напряжение зарядки аккумулятора различается в зависимости от технологии. Однако существуют общие требования, которые применимы к большинству батарей.
Самый безопасный и подходящий способ зарядки аккумулятора — ограничить напряжение до 14,7 В и силу тока до 1/10 емкости аккумулятора. Предположим, что емкость составляет 70 (Ач), тогда ток зарядки должен быть 7 ампер.
Качество зарядки батареи и сила тока имеют обратную зависимость, т.е. чем меньше сила тока, тем лучше качество батареи и тем медленнее будет происходить зарядка. Если у вас есть время, лучше выбрать силу тока даже ниже, чем 1/20 емкости батареи. Например, для батареи емкостью 70 Ач это будет 3,5 А.
Для необслуживаемых батарей выбирайте силу тока, не превышающую 1/20 емкости батареи. Другими словами, если емкость составляет 60 Ампер*часов, сила тока должна составлять 3 А. Такая низкая сила тока обусловлена конструкцией самой батареи. Поскольку батарея необслуживаемая, выделившемуся газу некуда будет деваться, когда электролит закипит, и батарея может разорваться под давлением газа. Чтобы избежать закипания электролита, выбираются низкие зарядные токи.
По мере зарядки батареи напряжение будет расти до 14,7 В, а ток будет постоянным до достижения этого значения. Когда напряжение достигнет 14,7 В, оно перестанет расти, так как ограничено настройками зарядного устройства. Если зарядка продолжается, напряжение теперь ограничено, и по мере продолжения зарядки ток будет уменьшаться до тех пор, пока не будет достигнут конец зарядки (приблизительно 1-0,5 А). Если через два-три часа ток не падает, значит, батарея полностью заряжена в этом режиме зарядки.
После завершения зарядки отсоедините зарядное устройство и оставьте батарею на несколько минут, чтобы электролит перестал выделять газ. Измерьте плотность.
Если плотность электролита не достигла оптимальных значений 1,27-1,28 г/см3 , можно попытаться увеличить ее путем зарядки при более высоком напряжении. Для этого установите предел напряжения на 16,3 В и предел тока не более 1/20 емкости батареи. Сила тока может быть установлена еще ниже, вплоть до 0,5 А. Это замедлит работу батареи, но уменьшит вероятность закипания электролита и, следовательно, риск деградации пластин батареи. В таком состоянии держите аккумулятор заряженным от одного до четырех часов. Это время зависит от того, как быстро плотность электролита вернется к норме.
Если используется автоматическое зарядное устройство, оно способно заряжать батарею с правильным напряжением и зарядным током.
Внимание! Напряжение до 16 вольт совместимо не со всеми типами батарей. Это напряжение может убить их
Гелиевые и гибридные батареи могут выдерживать напряжение не более 14,4 В! Хорошим эмпирическим правилом является проверка максимального напряжения, указанного на батарее или в ее техническом паспорте. Это будет называться использованием цикла, а максимальная сила тока — максимальным начальным током.
Какое напряжение на аккумуляторе автомобиля вообще считается нормальным
Здесь также имеется в виду напряжение заряженного аккумулятора автомобиля без нагрузки. Это 12,5–13,2 В. Последний вольтаж получается по окончании подзарядки. Какое напряжение должен показывать заряженный аккумулятор автомобиля после 12-часовой выдержки с заглушенным двигателем? Это 12,6–12,8 В. Чтобы получить точные данные, измерения осуществляются где-то через 12 часов после того, как двигатель перестал работать. Это может быть, например, утро, когда машина ночь провела на стоянке или в гараже. Перед измерением одну клемму («массу») снимите с аккумулятора. Удержать свой заряд без изменений новая и заряженная батарея ёмкостью, например, 50 А/ч сможет 141 сутки (при плюсовой температуре воздуха), если она отсоединена от бортовой сети автомобиля. При подключении к ней время сохранения заряда уменьшается в 2 раза. Почему? Даже при заглушенном силовом агрегате и выключенном зажигании потребление тока продолжается: например, из-за подключённой сигнализации утечка составляет от 0,02 до 0,05 А/ч.
Минимальное напряжение
Чтобы избежать глубокого разряда батареи, что чревато необратимыми химическими процессами (сульфатацией), и выхода АКБ из строя, необходимо постоянно контролировать напряжение. Минимальное напряжение автомобильного аккумулятора – 10,5 В (воспользуйтесь ЗУ для восстановления работоспособности изделия). Иное дело U = 9 В. При таком значении нормально зарядить изделие можно только качественным ЗУ. Но даже восстановленная АКБ вряд ли будет полноценно работать. Есть, конечно, специальные схемы по десульфатации батареи, но, стоит повториться, 100%-го эффекта это не даст. Подобная ситуация может говорить о возможном замыкании между пластинами.
Под нагрузкой
Измерение напряжения на клеммах аккумулятора под нагрузкой подразумевает использование специального прибора – нагрузочной вилки. Но не забывайте: посредством устройства определяется всего лишь общая работоспособность батареи и степень её заряженности либо, наоборот, разрядки. Данный аппарат не определит ёмкость АКБ и начавшуюся сульфатацию (если она идёт, конечно). Исходя из этого, очевидно, что показания прибора не позволяют сделать вывод о сроке эксплуатации АКБ. Аппарат состоит:
- из корпуса с мультиметром;
- спирали, выполняющей функцию сопротивления;
- проводов, оканчивающихся зажимами типа «крокодил»;
- включателя.
Всего встречается два типа приборов: аналоговые (со стрелкой) и цифровые. Последние пользуются большей популярностью, так как выдают более точные показания. Практически все вилки предназначены для работы при положительной температуре от +1 до +35 градусов. Но есть и дорогие модели, способные исправно функционировать и в тридцатиградусный мороз. Создаваемый прибором ток колеблется в пределах 100–200 А. В некоторых моделях это значение можно регулировать. Время проверки аккумулятора под нагрузкой – не более 10 сек. Интересно, что по стандартам Евросоюза оно доходит до 20 сек. Нормальное напряжение аккумулятора автомобиля без нагрузки – 12,6–12,7 В.
При работающем двигателе
При заведённом моторе напряжение на аккумуляторе автомобиля из-за генератора будет несколько выше – 13,6–14,2 В. Оговорка: в течение десяти минут после пуска оно выше. Проверку напряжения на аккумуляторе автомобиля при работающем двигателе следует производить после того, как мотор проработает хотя бы 15 минут. Далее включите все потребители энергии в авто:
- стеклоочистители;
- обогреватель заднего стекла;
- отопитель (на максимальном режиме);
- дальний свет;
- магнитолу.
Показания вольтметра должны измениться незначительно – на 0,2–0,3 В. Если напряжение аккумулятора автомобиля при работающем двигателе падает на большее значение, возможны проблемы с генератором. Здесь имеет смысл сделать небольшое отступление. В некоторых машинах (например, ВАЗ2108–2115) на конвейере ставят стандартный родной генератор, выдающий 80 А. Если задействовать потребители, а многие ещё пользуются такими штуками, как сабвуфер, усилитель к магнитоле (особенно если громкость вывернуть на полную мощность), то генератор просто не справляется с нагрузкой, и напряжение на АКБ становится меньше нормы. Решить проблему можно только одним способом: приобрести генератор на 100 А (он подходит по креплениям).
Как замерить силу тока и напряжение
Для начала небольшой ликбез по использованию наиболее популярного и недорогого цифрового мультиметра (само собой, от дядюшки Ляо). С его помощью можно измерить величину постоянного и переменного напряжения, силу тока и сопротивление цепи. Некоторые приборы дополнительно позволяют проверить исправность радиоэлементов — диодов, транзисторов, конденсаторов. Сегодня мы его будем использовать для измерения постоянных напряжения и тока.
Цифровой мультиметр (тестер)
На фото цифрами обозначены:
- цифровой дисплей;
- секция измерения постоянного напряжения (DCV);
- секция измерения сопротивления;
- секция измерения переменного напряжения (ACV);
- секция измерения постоянного тока (DCA);
- переключатель режимов;
- гнездо для измерения постоянного тока на пределе 10 А;
- гнездо для работы во всех остальных режимах;
- общее гнездо.
Для того чтобы провести измерения, подключаем к соответствующим гнёздам щупы, переключателем-крутилкой устанавливаем необходимый режим и предел измерений. Всё просто.
Мнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.Задать вопросВажно! Всё очень просто, но требует внимательности при выборе режима и предела измерения. Стоит ошибиться, выставив, к примеру, режим измерения тока или сопротивления, и замерить напряжение, как прибор будет безвозвратно испорчен
Вроде очевидно, но практически каждый хоть раз, но ошибался.
Попробуем при помощи этого прибора проверить напряжение аккумулятора автомобиля. Вставляем провода со щупами в гнёзда 9 и 8. При этом щуп, установленный в гнездо 9, будет минусовым. Устанавливаем переключатель режимов в секцию 2. Автоматически загорается дисплей. Теперь нужно выбрать диапазон измерений. Точнее, верхний предел измерения. Он должен быть не ниже измеряемого напряжения. АКБ автомобиля выдаёт примерно 12 В, поэтому нас вполне устроит предел 20. На нём мы прибор точно не перегрузим. Устанавливаем крутилку на 20 DCV.
Касаемся щупами клемм батареи и считываем показания с дисплея. При этом полярность подключения щупов можно не соблюдать. Если мы перепутали полярность подключения, перед показаниями на дисплее высветится «-». Это нормальный режим работы мультиметра.
Напряжение на клеммах этой АКБ составляет 12,44 В, щупы подключены в правильной полярности
Для проверки работы генератора был выбран предел 200 В
Как измерить силу тока мультиметром? В качестве примера произведём замер утечки тока во время стоянки автомобиля при выключенном зажигании. Поскольку мы не знаем, насколько велик будет ампераж, устанавливаем прибор в режим измерения максимального тока — 10 А. Секция, естественно, DCA (поз. 5 на первом фото). Измерительный щуп переставляем из гнезда 8 в гнездо 7. Щуп в гнезде 9 оставляем.
Выключаем зажигание, обесточиваем дополнительное нештатное электрооборудование, если оно есть (навигатор, видеорегистратор и т. п.). Сбрасываем с одной из клемм аккумулятора наконечник и в разрыв включаем мультиметр. Закрываем двери, ставим автомобиль на охрану. То есть паркуем его для длительной стоянки. Через некоторое время машина «уснёт», и можно считать показания тока утечки с дисплея тестера. На фото ниже ток составляет 330 мА. Это очень много. Либо мы забыли что-то отключить, либо бортовая сеть автомобиля неисправна.
Ток утечки составляет 330 мА, полярность подключения щупов обратная