Как правильно зарядить АКБ без снятия с машины
На практике многие начинающие водители не знают, как решить аварийную проблему
На самом деле, это не так сложно, главное — следовать конкретным инструкциям, не забывая об общих мерах предосторожности
Фольксваген
В качестве яркого примера можно привести алгоритм действий для такого популярного автомобильного бренда, как Volkswagen. Он состоит из следующих этапов:
- Прежде всего, выполните парное соединение между проводами зарядного устройства и клеммами аккумулятора (плюс к плюсу, минус к минусу).
- При необходимости можно даже не снимать крышку аккумулятора, в этом случае вещества, выделяемые в процессе зарядки, будут выходить через вентиляционные отверстия в самой крышке.
- Если в течение двух часов плотность кислоты не увеличивается, аккумулятор полностью заряжен.
Затем он должен автоматически уменьшаться.
Рено
Практически идентичные действия рекомендуются для зарядки без снятия аккумулятора на моделях Renault, хотя опытные водители все же рекомендуют ограничиться одной плюсовой клеммой и снять минусовую клемму. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы зарядные клеммы не соприкасались с кузовом автомобиля.
Пежо 308
Этот малоемкий французский автомобиль можно легко зарядить, не снимая аккумулятор, что еще полезнее для самого автомобиля, если учесть испарение электролита при зарядке в снятом состоянии. Необходимо соблюдать порядок подключения, чтобы избежать перегорания предохранителей в используемом зарядном устройстве.
Напряжение в этом случае должно составлять 14-16 В при постоянном токе с начальным значением 25-30 А. По мере заряда батареи этот показатель будет постепенно уменьшаться, и если вам приходится работать с бустерами, все эти значения довольно легко контролировать.
Форд Куга
Аккумулятор американского кроссовера также заряжается двумя способами: с разборкой и без разборки. В этом случае максимальный уровень напряжения не превышает 15,5 В, так как все, что выше, уже опасно для автомобиля. Кроме того, существует ряд других условий, которые должны быть выполнены. Среди них:
- Подключение к электросети возможно только после подключения зарядного устройства к аккумулятору. Отключение происходит в том же порядке — сначала зарядка от сети, а затем от аккумулятора.
- Во время зарядки нельзя запускать двигатель и другие приводные устройства.
- Сначала подключается плюсовая сторона, а затем минусовая. Отсоединяйте в обратном порядке — сначала минус, а затем плюс.
Советы по уходу за аккумулятором автомобиля
В заключение, давайте рассмотрим профилактические мероприятия, которые помогут избежать проблем при эксплуатации автомобиля. Большинство этих мер не отнимают много времени и позволяют существенно продлить срок службы АКБ. Основные профилактические мероприятия представлены ниже:
- Периодически проводить подзарядку аккумулятора с использованием сетевого ЗУ. В идеале нужно проводить контрольно-тренировочный цикл. КТЦ не рекомендуется для кальциевых аккумуляторов, чувствительных к глубокому разряду. В зимнее время частота зарядок должна быть выше. По возможности зимой нужно избегать кратковременных поездок и частых пусков мотора;
- Содержите в исправном состоянии электрическую проводку, генератор автомобиля и регулятор напряжения авто. Периодически проверяйте напряжение на выводах АКБ при работающем двигателе. Нормальное напряжение 13─14,4 вольта при включённых фарах, музыке и обогреве стёкол;
- Регулярно проверяйте уровень электролита. Это можно делать стеклянной трубочкой. Уровень должен быть на 10─15 миллиметров выше пластин. При необходимости доливайте дистиллированной воды. Это не касается необслуживаемых автомобильных аккумуляторов;
- Следите за чистотой корпуса и клемм аккумулятора. Нужно устранять следы окисления, коррозии, вытирать грязь и подтеки электролита. Это снизит саморазряд АКБ. Клеммы можно покрыть специальным составом против окисления;
- Периодически измеряйте плотность электролита. Нормальное значение на заряженном аккумуляторе 1,27 гр./см3. При необходимости корректируйте плотность. О том, как это сделать, рассказывается в статье под названием «Какая кислота в аккумуляторе автомобиля и для чего нужен электролит»;
- Если вы оставляете автомобиль на стоянке длительный период, то снимайте с него аккумуляторную батарею, заряжайте её и храните отдельно.
Почему нельзя использовать для зарядки аккумулятора авто приборы кустарного производства
Главная причина того, что заряжать АКБ, не отсоединяя контактов электропроводки, можно лишь специально предназначенными для этого автоматическими устройствами – это безопасность авто.
Вся электроника машины имеет определенное рабочее напряжение. В идеале оно должно составлять 12 вольт. Максимально допустимое превышение этого параметра на должно превышать 15 вольт. Критичным значением для электрики автомобиля является значение 16 вольт.
При превышении напряжения появляется высокая вероятность короткого замыкания в проводке. В авто могут перегорать предохранители, лампочки. Может пострадать магнитола, бортовой компьютер или другие устройства, питающиеся от электричества.
Необходимость подзарядки аккумулятора
Во время эксплуатации автомобиля зимой, машиной пользуются реже, чем в теплую погоду, она может подолгу простаивать в холодном гараже или просто на улице. После длительного простоя, величина заряда может упасть до критического уровня, что может привести к нежелательным последствиям. АКБ просто не прокрутит стартер и двигатель не запустится. Но бывает и хуже.
Электролит обязательно должен иметь определенную плотность, исключающую замерзание. Износ и истощение , батареи может привести к тому, что плотность электролита упадёт, что позволит ему замерзнуть. А это приведет к расширению электролита в объеме, к повреждению корпуса батареи и полному выходу ее из строя
Поэтому очень важно постоянно поддерживать её в заряженном состоянии, независимо, работает автомобиль, или стоит в гараже
Случай №9. Замена деталей системы зажигания
Свечи, бронированные высоковольтные провода, катушки и так далее. Отключать ли аккумулятор при замене этих деталей? Мнений, опять же, два. Одни говорят, что надо бы отключить. Другие утверждают, что пока замок зажигания находится в выключенном состоянии, никакое напряжение на детали системы зажигания от не отсоединенной АКБ пойти не может.
И снова обе стороны по-своему правы. Напряжение действительно не пойдет на свечи, катушки и высоковольтные провода, если зажигание выключено. Но кроме того, что замок выключен, он должен быть полностью исправным. Также никто не должен случайно включить зажигание во время замены всего вышеперечисленного. Как ни странно, но такое случается, например, когда один возится со свечами и проводами, а второй, чтобы не терять время, решил наконец-то правильно подключить магнитолу, «запустив» провод ACC через замок зажигания.
Таких примеров можно привести массу. Потому, чтобы не войти в этот список, клеммы лучше, все-таки, снять и в этом случае.
Чем вызвано желание заряжать аккумулятор не снимая клеммы?
Как снимать аккумулятор с автомобиля знает практически любой автолюбитель, который хоть раз открывал капот своего транспортного средства. Не секрет, что первым делом следует снимать минусовую клемму с аккумулятора, чтобы избежать риска возникновения короткого замыкания. Однако полное отключение автомобиля от питания – это испытание для него. При отключении аккумулятора от бортовой системы автомобиля может произойти:
- Сброс настроек бортового управления климатом в салоне автомобиля;
- Обнуление памяти оперативного запоминающего устройства;
- Блокировка «родной» или сторонней акустической системы, с необходимостью ее полной перенастройки.
Устранять данные неисправности при каждом обесточивании автомобиля с целью заряда аккумуляторной батареи не желает ни один автолюбитель. К тому же, электронная система каждого автомобиля ведет себя своим образом при обесточивании, и заранее предугадать последствия, при первом полном отключении питания, довольно сложно.
Как часто нужно заряжать аккумулятор
Частота зарядки аккумулятора определяет срок его эксплуатации. В идеале он должен подключаться к ЗУ не чаще одного раза в год. Но фактически это зависит от множества внешних факторов. При неправильно выбранной периодичности и отсутствии контроля за текущим состоянием батареи будет наблюдаться обратный эффект — быстрое снижение емкости.
Факты, влияющие на частоту зарядки АКБ:
- Температура за бортом. Она не влияет, если показатель более +5С. Как только происходит снижение – емкость батареи может упасть в 1,5-2 раза.
- Возможные неисправности силовой установки. К ним относятся проблемы с компрессией, некорректное функционирование топливной аппаратуры.
- Частота полной нагрузки аккумулятора при выключенном моторе.
Минимальный заряд АКБ для запуска силовой установки индивидуален. Но обычно он не должен быть менее 12,3 Вольт. Если это значение меньше – заряда будет недостаточно, потребуется подключение к ЗУ. В среднем для нормальной работы аккумулятора достаточно 70-75% от максимальной зарядки. Восстанавливать ее до 100% рекомендуется один раз в год, перед началом зимнего периода.
Подзарядка АКБ на карбюраторном и инжекторном моторе
Подзарядка аккумуляторов на старых карбюраторных автомобилях не представляет сложности, при этом снимать батарею не требуется, так как такие автомобили практически не имеют какой-либо встроенной автоматики. А вот с подзарядкой аккумуляторов на автомобиле, в котором используется инжекторный двигатель, не всё так гладко. Существует ошибочное умозаключение о том, что если подключить выпрямитель на аккумулятор с неснятыми клеммами, то это неизменно приведет к выходу из строя электронного блока управления двигателем.
Однако зачастую подобное не всегда верно, так как на большинстве автомобилей, если зажигание в машине выключено, электронный блок управления обесточивается и, подключив выпрямитель для заряда батареи, вывести из строя электронные мозги двигателя будет невозможно. Большинство современных авто имеют отличную защиту от скачков напряжения. Повторимся лишь, что для такой подзарядки без скидывания клемм непосредственно на автомобиле следует выбирать исключительно качественные зарядники, в которых напряжение не превышает 15 Вольт. В подобном случае можно без каких-либо проблем зарядить аккумулятор, и при этом не требуется его демонтировать с автомобиля.
Подведём итоги
При наличии сухого гаража можно выполнять подзарядку аккумулятора, не снимая батарею с машины и не скидывая при этом клеммы. Нужно лишь позаботиться об использовании качественного зарядного устройства, напряжение в котором не превышает 15 Вольт. В подобном случае обеспечивается полная безопасность такой работы, а автовладелец будет уверен, что он не спалит электронный блок управления двигателем и другие дорогостоящие электронные системы или модули в его машине.
10.09.2019
Подзарядка АКБ без снятия клемм
Подзарядка без снятия позволит избежать траты времени на отладку электроники, бортового компьютера автомобиля. Большинство производителей источников питания настоятельно не рекомендует это делать, но если соблюдать правила безопасности, процедура пройдёт быстро и без последствий для электропроводки, АКБ.
Основные нюансы
Если зарядка аккумулятора осуществляется без снятия с автомобиля, водитель должен придерживаться следующих рекомендаций:
Особенности зарядки АКБ без снятия.
- Необходимо соблюдать последовательность подключения, отключения зарядного устройства. Сначала необходимо соединить контактные выходы АКБ с клеммами, только после подавать переменный ток. Когда ёмкость аккумулятора восстановится, в первую очередь необходимо отсоединить контактные клеммы, только затем выдёргивать штепсельную вилку зарядно-восстановительного устройства из розетки. Такая последовательность снижает вероятность резкого скачка напряжения, соответственно, минимизируется вероятность повреждения штатной электроники транспортного средства.
- Подключение зарядно-восстановительного устройства к сети переменного тока осуществляется последовательно, после соединения клемм и контактных штырей АКБ. Во время процедуры необходимо соблюдать и полярность: в первую очередь подключать положительный кабель, только потом отрицательный.
- Соединительные провода, подключаемые к зарядному блоку и клеммам аккумулятора не должны иметь визуальных повреждений. Не рекомендуется допускать изломов проводов. При желании можно проложить кабель через гофрированный рукав на удалении от деталей системы охлаждения, выпускного тракта.
- Во время зарядки не рекомендуется включать бортовые приборы, устройства, подключённые к электросети автомобиля, тем более, запускать двигатель.
- По завершении сначала отсоединяются клеммы, потом вилка зарядки отключается от розетки. Процедура минимизирует возможность резкого перепада напряжения в электросети автомобиля, чреватого повреждением электроники.
Время зарядки
Время зарядки АКБ без снятия клемм зависит от типа восстановительного устройства, температурных условий, модели, технического состояния аккумулятора. Если аккумулятор полностью разряжен, на восстановление в среднем уходит 10-12 часов.
Снимать клеммы или нет
Теперь следует более детально рассмотреть вопрос о том, можно ли на практике заряжать аккумулятор, но не снимая клеммы при этом.
Для этого потребуется запасной аккумулятор на 12 Вольт. Смысл процедуры заключается в следующем:
- берётся запасная батарея с хорошим уровнем заряда;
- с помощью проводов из комплекта выполняется параллельно подключение к клеммам штатной АКБ;
- отключается основная батарея;
- питание при этом продолжает поступать к бортовым потребителям, но уже от запасной АКБ.
Проблема лишь в том, что запасной батареи у многих попросту нет.
Потому вопрос о том, нужно ли снимать обе клеммы в автомобиля при зарядке штатного аккумулятора, является более актуальным. Подключая внешнее зарядное устройство, не отключив АКБ, повышается риск столкнуться с превышением допустимого ограниченного напряжения в бортовой электросети автомобиля. Но датчики на современных машинах рассчитаны на скачки напряжения, составляющие максимум 15,7 В. А это меньше, чем параметры внешних зарядок. Есть и такие зарядки, которые кратковременно могут выдать 17,5-18 В. Поэтому перед подключением стоит тестером проверить пиковые показатели зарядного устройства.
Если под капотом стоит кальциевая старая батарея, при восстановлении заряда на неё требуется подавать напряжение 16-17 В. Таким образом, если не снять клеммы, можно легко навредить электронике машины, поскольку максимально допустимая нагрузка здесь составляет 14,5 В.
Есть разные сценарии, в зависимости от конкретного автомобиля и условий зарядки. Тут следует рассмотреть несколько ситуаций.
- Карбюраторный двигатель. Первый вариант, если карбюратор стоит под капотом. В этом случае вопрос о том, нужно ли при зарядке автомобильного аккумулятора снимать обе клеммы, особо остро не стоит. Если говорить про отечественные авто, здесь электронный блок, отвечающий за напряжение в цепи генератора, на всех машинах одинаковый. Подключив внешний блок зарядки, никакого негативного воздействия ожидать не стоит. Если это импортные карбюраторные машины, где был предусмотрен специальный электронный контроллер, тогда тут придётся действовать по аналогии с инжекторными авто.
- Инжекторы. Другой вопрос, если инжектор предусматривает подзарядку батареи. Здесь ответ на вопрос о том, можно ли будет заряжать АКБ, не снимая при этом с неё клеммы. Такие моторы с распределённым впрыском имеют микропроцессорный блок, который управляет подачей топливовоздушной смеси, ориентируясь на различные датчики. В генераторе предусмотрен выпрямительный блок и регулятор напряжения с высокой точностью настройки питания для бортовой цепи. Контроллер имеет защитные решения, не позволяющие подавать питание с большим напряжением. Но полагаться исключительно на срабатывание предохранителей нельзя. Существует риск того, что произойдёт резкий скачок напряжения, если подключить зарядку без отсоединения клемм. Так делать не стоит. На инжекторах обычно лучше снимать АКБ, и отдельно от авто её заряжать. Тут стоит ознакомиться с руководством от производителя. Есть ситуации, когда демонтировать батарею даже не рекомендуется.
- Работающий мотор. Ещё одна ситуация связана с зарядкой на запущенном двигателе. Запустив мотор, включается в работе генератор. Он подписывает АКБ и заряжает её. Если подать дополнительное напряжение с помощью зарядного устройства, потенциально можно повредить компоненты самого генератора. ЭБУ вряд ли пострадает. Но при работающем ДВС заряжать АКБ запрещено.
- Загрязнения на клеммах. Внимательно изучите состояние компонентов. Если видите грязные клеммы и есть окислы, заряжать батарею не рекомендуется. Сначала нужно избавиться от всех загрязнений.
Как видите, не всегда есть необходимость в том, чтобы обязательно снимать клеммы для зарядки аккумуляторной автомобильной батареи. Но есть и такие случаи, когда делать это необходимо. В противном случае можно спровоцировать возникновение более серьёзных проблем, нежели просто сбитые настройки.
Снимать клеммы или нет
Теперь следует более детально рассмотреть вопрос о том, можно ли на практике заряжать аккумулятор, но не снимая клеммы при этом.
Для этого потребуется запасной аккумулятор на 12 Вольт. Смысл процедуры заключается в следующем:
- берётся запасная батарея с хорошим уровнем заряда;
- с помощью проводов из комплекта выполняется параллельно подключение к клеммам штатной АКБ;
- отключается основная батарея;
- питание при этом продолжает поступать к бортовым потребителям, но уже от запасной АКБ.
Проблема лишь в том, что запасной батареи у многих попросту нет.
Потому вопрос о том, нужно ли снимать обе клеммы в автомобиля при зарядке штатного аккумулятора, является более актуальным. Подключая внешнее зарядное устройство, не отключив АКБ, повышается риск столкнуться с превышением допустимого ограниченного напряжения в бортовой электросети автомобиля. Но датчики на современных машинах рассчитаны на скачки напряжения, составляющие максимум 15,7 В. А это меньше, чем параметры внешних зарядок. Есть и такие зарядки, которые кратковременно могут выдать 17,5-18 В. Поэтому перед подключением стоит тестером проверить пиковые показатели зарядного устройства.
Если под капотом стоит кальциевая старая батарея, при восстановлении заряда на неё требуется подавать напряжение 16-17 В. Таким образом, если не снять клеммы, можно легко навредить электронике машины, поскольку максимально допустимая нагрузка здесь составляет 14,5 В.
Есть разные сценарии, в зависимости от конкретного автомобиля и условий зарядки. Тут следует рассмотреть несколько ситуаций.
- Карбюраторный двигатель. Первый вариант, если карбюратор стоит под капотом. В этом случае вопрос о том, нужно ли при зарядке автомобильного аккумулятора снимать обе клеммы, особо остро не стоит. Если говорить про отечественные авто, здесь электронный блок, отвечающий за напряжение в цепи генератора, на всех машинах одинаковый. Подключив внешний блок зарядки, никакого негативного воздействия ожидать не стоит. Если это импортные карбюраторные машины, где был предусмотрен специальный электронный контроллер, тогда тут придётся действовать по аналогии с инжекторными авто.
- Инжекторы. Другой вопрос, если инжектор предусматривает подзарядку батареи. Здесь ответ на вопрос о том, можно ли будет заряжать АКБ, не снимая при этом с неё клеммы. Такие моторы с распределённым впрыском имеют микропроцессорный блок, который управляет подачей топливовоздушной смеси, ориентируясь на различные датчики. В генераторе предусмотрен выпрямительный блок и регулятор напряжения с высокой точностью настройки питания для бортовой цепи. Контроллер имеет защитные решения, не позволяющие подавать питание с большим напряжением. Но полагаться исключительно на срабатывание предохранителей нельзя. Существует риск того, что произойдёт резкий скачок напряжения, если подключить зарядку без отсоединения клемм. Так делать не стоит. На инжекторах обычно лучше снимать АКБ, и отдельно от авто её заряжать. Тут стоит ознакомиться с руководством от производителя. Есть ситуации, когда демонтировать батарею даже не рекомендуется.
- Работающий мотор. Ещё одна ситуация связана с зарядкой на запущенном двигателе. Запустив мотор, включается в работе генератор. Он подписывает АКБ и заряжает её. Если подать дополнительное напряжение с помощью зарядного устройства, потенциально можно повредить компоненты самого генератора. ЭБУ вряд ли пострадает. Но при работающем ДВС заряжать АКБ запрещено.
- Загрязнения на клеммах. Внимательно изучите состояние компонентов. Если видите грязные клеммы и есть окислы, заряжать батарею не рекомендуется. Сначала нужно избавиться от всех загрязнений.
Можно ли заряжать аккумулятор не снимая клеммы
Подключение ЗУ без снятия клемм
Принципиально зарядка от зарядного устройства без снятия клемм ничем не отличается от зарядки от автомобильного генератора. Но есть определенные нюансы, таящие в себе риски. Зарядное устройство пополняет запас энергии батареи повышенным током, что ускоряет процесс. Но создание повышенного тока требует более высокого напряжения, поэтому на выходе ЗУ напряжение может составлять до 15 вольт или даже выше, а при работе генератора уровень в бортсети не превышает 14,5 вольт.
Особенно высокое напряжение (16 вольт и выше) выдают «специальные ЗУ для зарядки кальциевых аккумуляторов». На самом деле добавление легирующих добавок в виде кальция ничего не меняет в химических реакциях, проходящих в батарее. Ей совершенно не нужно повышенное напряжение, но миф живуч. И производители зарядок следуют запросам пользователей, выпуская «высоковольтные» сетевые зарядники.
Вряд ли электронные устройства не рассчитаны на такое небольшое превышение питающего напряжения. Маловероятно, что избыточные 0,5..1,5 вольта способны вывести из строя бортовую электронику. Тем не менее, в интернете можно найти сообщения о вышедших из строя модулях после такой зарядки, пользователи размещают их описания и фото.
Проблема, скорее всего, в другом. Возможно, что источник зарядного напряжения был импульсным, и среднее напряжение получалось за счет усреднения относительно высоковольтных импульсов. Конечно, аккумулятор служит буферным элементом и сглаживает пики, но и он мог не справиться.
Простейшее самодельное ЗУ не убережет от скачков в сети
Другой вариант – совсем простое ЗУ (самодельное или дешевое промышленное), без стабилизации выходного уровня. В этом случае все колебания в сети вызывают синхронные колебания на выходе источника. При кратковременных повышениях переменного напряжения 220 вольт (и даже при возникновении мощных импульсных помех), в бортсети может возникнуть значительно повышенное напряжение. Это вполне могло привести к выходу полупроводниковых устройств из строя.
Нюансы зарядки для различных типов ДВС
Если двигатель карбюраторный, то для его эксплуатации вообще не требуется электронных устройств. Аккумулятор такой машины можно заряжать, не снимая клемм и не обращая внимания на дополнительные факторы, лишь выключив зажигание. Обмотки генератора, включенные параллельно зарядному устройству, защищены от обратного напряжения диодами.
Если двигатель инжекторный, то от бортовой сети питаются дополнительные электронные устройства. Для них существует риск выхода из строя при нештатном повышении напряжения. Поэтому лучше не применять самодельные или совсем дешевые зарядные устройства безо всяких защит.
При зарядке любого типа двигателя надо выключить фары, другие осветительные приборы, а также, по возможности, отключить прочие устройства, питающиеся от бортовой сети. Это позволит снизить ненужную нагрузку на зарядное устройство, позволит ускорить процесс зарядки, снизит возможные риски повреждения.
Какие типы аккумуляторов можно заряжать не снимая
Так как все автомобильные АКБ относятся к классу свинцово-кислотных, в них происходят одни и те же электрохимические реакции. Поэтому если принципиально принято решение не отключать аккумулятор при пополнении его запаса, то различия между типами отсутствует.
Контроль напряжения в бортсети
Определенное внимание надо обратить на кальциевые АКБ. Некоторые автомобилисты считают признаком окончания процесса заряда кипение электролита
Это и без того небезобидное заблуждение в данном случае еще более опасно – ведь повышенное газообразование вызывается избытком напряжения. Кальциевые батареи заставить кипеть сложнее, напряжение для этого должно быть выше. Это ведет к риску выведения из строя электроники. Поэтому безоглядно повышать выходной уровень ЗУ нельзя.
Какие могут быть последствия
Последствиями неправильной зарядки может быть выход из строя электронных модулей. Но, как показано выше, этого несложно избежать.