Методика восстановления герметичных гелевых АКБ
Гораздо хуже обстоят дела, если батарея перезаряжена. В этом случае АКБ может спасти только хирургическое вмешательство. Дело в том, что при перезарядке гелеобразная масса закипает и отслаивается от свинцовых пластин. Это необратимый процесс, однако в том случае, когда батарея имеет неразборный корпус. Во-первых, сложность заключается в том, что никто толком не знает состав геля, поскольку каждый производитель вносит в него свои патентованные коррективы. Во-вторых, не каждая герметичная батарея позволит безболезненно себя вскрыть. Это тоже нужно учитывать и внимательно осматривать корпус.
Если же осмотр показал, что вскрытие возможно без нанесения непоправимых повреждение корпусу, есть шанс, что при добавлении обычного жидкого электролита в каждую из банок в количестве 1-1,5 мл сможет разбавить гель и после этого можно попробовать начать заряд. Естественно, что никаких гарантий на восстановление АКБ нет и все попытки носят исключительно экспериментальный характер.
Тем не менее, попытка — не пытка, и мы надеемся, что ваша батарея получит вторую жизнь. Удачных экспериментов и стабильной емкости батарей!
Восстановить гелевый аккумулятор
Первое, что необходимо сделать – залить дистиллированную воду. Приобрести её лучше всего в аптеке, т.к. некоторые магазины продают обычную воду под видом очищенной. Несмотря на то, что их считают «сухими» батаерями, в них обязательно присутствует влага, в которой и находится электролит. Воду принято рассматривать как расходуемый материал, т.к. происходит распад на гидроксильную группу (OH) и водород. Он выходит в окружающую среду через резиновые заглушки, расположенные под внешней крышкой, которая зачастую приклеена. На них еще можно встретить предупреждение «Don’t open». Отсюда следует вывод, что в потерявший емкость источник, необходимо добавить дистиллированной воды.
Для восстановления гелевого аккумулятора, необходимо снять или содрать верхнюю крышку, и снять все заглушки, залить воду в банки батареи. Достаточно будет шприца емкостью 2 мл. Вода впитается в гель, примерно через 30 минут нужно проверить остаток воды в каждой банке АКБ. Пластины аккумулятора должны быть покрыты водой, лишнюю жидкость нужно выкачать обратно, тем же шприцем.
Недостатки гелевого аккумулятора
К сожалению, при всех очевидных достоинствах гелевые аккумуляторы не лишены некоторых недостатков:
- высокая чувствительность к напряжению заряда;
- гелевые АКБ плохо переносят короткое замыкание в электрической цепи;
- стоимость.
Несмотря на то,что они отличаются высокой устойчивостью к морозам и некоторым механическим повреждениям, их нужно правильно заряжать. Для этого следует использовать только специально предназначенные для гелевых аккумуляторов приспособления. В противном случае не избежать порчи гелевого аккумулятора, а вопрос о том, как восстановить его, отпадет сам собой. Ибо восстанавливать будет нечего.
Напряжение при зарядке не должно превышать значения 14,2-14,4 В, в противном случае потеря работоспособности гарантирована. А вот по току ограничений нет, поскольку такие АКБ отличаются низким внутренним сопротивлением.
Могут ли современные гелевые аккумуляторы выйти из строя? Это вполне возможно. Если, к примеру, полностью разрядить батарею и оставить ее в таком состоянии на длительный период, то впоследствии при необходимости она вряд ли захочет заряжаться. Поэтому лучше своевременно заряжать АКБ. Также не стоит для зарядки использовать автомобильные устройства.
К счастью, недостатков у гелевого аккумулятора немного. Впрочем, в нашем мире еще пока нет такого предмета или устройства, которое было бы полностью лишено всех минусов и содержало бы одни только плюсы. Этакий идеал! Хотя, может быть, это просто вопрос времени?!
Методы и необходимые компоненты к ним
Для восстановления аккумулятора оборудования ИБП были испробованы многие способы, некоторые из них оказались достаточно эффективными. Чтобы АКБ в источнике бесперебойного питания проработала еще какое-то время, можно попробовать следующие методы:
- Восстановление дистиллированной водой;
- Восстановление путем долгой зарядки аккумулятора;
- Циклическая зарядка.
Восстановление водой
- Необходимо аккуратно снять верхнюю крышку АКБ, прикрывающую колпачки банок;
- Откручиваются колпачки, которые дополнительно выполняют функцию клапанов для сброса избыточного давления при нагревании устройства;
- В шприц набирается примерно 2 мл дистиллированной воды;
- Жидкость медленно выдавливается по 2 мл в каждую банку.
Вода впитывается примерно полчаса, и пластины должны быть немного влажными.
Если в первый раз не было улучшения, то процедуру можно повторить.
Долгая зарядка
Метод долгой зарядки аккумуляторной батареи – эффективный способ восстановления первоначальных показателей тока и напряжения, а также мощности ИБП. Он используется чаще других, потому что при нем не нужно разбирать корпус оборудования.
Схема выполнения достаточно простая:
- Корпус аккумулятора должен быть обязательно накрыт крышкой и придавлен небольшим грузом, чтобы колпачки не разлетелись в стороны под воздействием избыточного давления;
- Заряжать можно от домашней электросети или трансформатора;
- Минимальное напряжение сети – 15 В;
- Зарядка может длиться долгое время. Например, для аккумулятора зачастую требуется около пятнадцати часов только на то, чтобы батарея начала брать электрический ток. Если она все же не начала заряжаться за данный промежуток времени, то нужно поднять напряжение до 20 В;
- Исправность проверяется использованием программы Digitemp.
Циклическая зарядка
- Для восстановления первоначальных свойств сервера ИБП рекомендуется использовать высокое напряжение – до 30 В;
- Каждый последующий цикл должен проходить при ступенчатом снижении напряжения до 14 В;
- Разрядка аккумулятора выполняется с помощью маленькой лампы на 5-10 Вт;
- В процессе разрядки следует контролировать напряжение, чтобы не произошла просадка ниже 10,5 В;
- Обычно проводится пять циклов.
Другие методы
Существуют и другие способы восстановления рабочих функций АКБ, о некоторых из них можно узнать на форуме lissyara 2006.
Из наиболее кардинальных методов можно попробовать следующие:
- Из АКБ сливается весь электролит, банки промываются обычной горячей водой, а затем на двадцать минут их заливают горячим раствором соды (на 100 мл жидкости 3 ч. л. соды). В конце внутренние детали промываются и заполняются новым электролитом. После выполнения этих манипуляций батарею заряжают в течение суток, а потом каждый день по шесть часов при напряжении 14-16 В.
- Обратная зарядка с помощью мощного источника напряжения – 20 В. Необходимо сделать переполюсовку и минут тридцать «кипятить» батарею с родным электролитом, после чего он сливается, а внутренние части промываются горячей водой. Новый электролит нужно заливать, соблюдая новую полярность. Потом аккумулятор заряжается сутки током 10-15 А.
- Применение специальных химических средств. Электролит сливается, банки несколько раз промываются теплой водой и заполняются аммиачным раствором трилона Б. Десульфатация пластинок обычно занимает около часа. По окончании данной процедуры емкость промывается дистиллированной водой и заполняется новым электролитом.
- Использование водного раствора серной кислоты, который содержит сернокислые соли алюминия, магния, аммония и натрия, а также медный купорос и калиевые квасцы. Его нужно залить вместо старого электролита после тщательной промывки банок дистиллированной водой.
Однако если были использованы все рекомендуемые методы, а положительного результата получить не удалось, то необходимо заменить аккумуляторную батарею в ИБП.
Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов
От свинцово-кислотных аналогов такие АКБ отличаются рядом технических характеристик и составом электролита. Связующим раствором в нем служит дистиллированная вода с добавлением силикагеля, который наглухо запечатывает содержимое корпуса.
Это позволяет избежать испарений химических веществ, что сказывается на уровне экологичности устройства — его можно устанавливать не только в салоне машины, но и в жилых помещениях. Кроме того, благодаря отсутствию выброса газов обеспечивается их повторное участие в рабочем процессе и увеличивается срок службы изделия.
Еще одним преимуществом АКБ является возможность размещать ее в любом положении — на боку или вверх дном, в то время как кислотные батареи нуждаются в строго вертикальной фиксации.
Аккумуляторы с гелевым электролитом не требуют глубокой подзарядки, быстро заряжаются и сохраняют ресурс в режиме ожидания в течение 2 лет.
Из-за увеличения количества циклов заряда-разряда возможно более интенсивное использование таких изделий.
Среди негативных особенностей подобных батарей отмечают:
- Неустойчивость к низкой температуре. При -50⁰C электролит замерзает и становится ломким.
- Быстрый выход из строя при подаче напряжения свыше 15 В.
- Высокую цену.
Сравнение: какой АКБ лучше, гелевый или AGM?
Если с плюсами гелевых аккумуляторов все понятно, то что же можно сказать о свинцово-кислотных?
Они проверены временем и их положительные стороны давно известны:
- низкая стоимость;
- приемлемый срок службы около 5 лет;
- устойчивость к перезарядам;
- простота обслуживания и зарядки.
AGM-аккумуляторы отличаются наличием электролита не в жидком виде и не в гелевом — кислотный раствор наполняет стеклоткань, которая располагается между пластинами. Благодаря довольно компактному расположению материала, размеры agm-батарей позволяют существенно увеличить ёмкость источника питания.
Эти АКБ характеризуются низким внутренним сопротивлением, что позволяет говорить о максимально быстром заряде источника питания и быстром разряде за счёт возможности выдавать большие токи. AGM аккумуляторы выдерживают свыше 200 полных разрядов. Единственной рациональной причиной отказаться от гелевых АКБ в пользу AGM может стать необходимость высоких пусковых токов для завода машины в морозы. По остальным параметрам АГМ технологии существенно проигрывают гелевым.
Недостатки гелевого аккумулятора
К сожалению, при всех очевидных достоинствах гелевые аккумуляторы не лишены некоторых недостатков:
- высокая чувствительность к напряжению заряда;
- гелевые АКБ плохо переносят короткое замыкание в электрической цепи;
- стоимость.
Несмотря на то,что они отличаются высокой устойчивостью к морозам и некоторым механическим повреждениям, их нужно правильно заряжать. Для этого следует использовать только специально предназначенные для гелевых аккумуляторов приспособления. В противном случае не избежать порчи гелевого аккумулятора, а вопрос о том, как восстановить его, отпадет сам собой. Ибо восстанавливать будет нечего.
Напряжение при зарядке не должно превышать значения 14,2-14,4 В, в противном случае потеря работоспособности гарантирована. А вот по току ограничений нет, поскольку такие АКБ отличаются низким внутренним сопротивлением.
Могут ли современные гелевые аккумуляторы выйти из строя? Это вполне возможно. Если, к примеру, полностью разрядить батарею и оставить ее в таком состоянии на длительный период, то впоследствии при необходимости она вряд ли захочет заряжаться. Поэтому лучше своевременно заряжать АКБ. Также не стоит для зарядки использовать автомобильные устройства.
К счастью, недостатков у гелевого аккумулятора немного. Впрочем, в нашем мире еще пока нет такого предмета или устройства, которое было бы полностью лишено всех минусов и содержало бы одни только плюсы. Этакий идеал! Хотя, может быть, это просто вопрос времени?!
Как восстановить аккумулятор для скутера или мопеда
На вопрос о том, как восстановить гелевый аккумулятор для скутера или на мопед, ответ один. Гелевая батарея для таких средств передвижения ненадолго «возвращается к жизни» по тому же принципу, что и батарея типа AGM — с доливанием внутрь электролита. Часто такой метод не рекомендуется, но в случае, когда, например, финансовые средства не позволяют человеку в ближайшее время обзавестись новым аккумулятором, старый можно «раскачать» таким способом весьма эффективно и тем самым выручить владельца мопеда.
Вначале можно попытаться зарядить аккумулятор обычным способом, с использованием малых токов. Но если он не реагирует, тогда уже не остается ничего другого, кроме как «разбудить» его с помощью доливания электролита.
Делается это так:
батарея аккуратно разбирается
;
к ней все это время должен быть подсоединен вольтметр
для постоянного контроля напряжения;
внутрь каждой «банки» шприцем заливается вначале по 6 кубиков свежего электролита
плотностью 1,27-1,28 гр/см3;
обычно, как только процесс начинается, напряжение сразу начинает резко расти
— достаточно залить первые две «банки», и оно уже может подняться до 4 В и выше;
затем повторно еще заливается по 6 кубиков электролита в каждую банку
(следить за напряжением!);
как правило, 12 кубиков для каждого отсека бывает достаточно
;
теперь нужно немного подождать для того, чтобы пластины как следует пропитались электролитом — ждем около 15 минут
;
теперь приступаем к зарядке высоким вольтажем
— нужно поставить напряжение, как минимум, 20 В и довести аккумулятор до закипания;
все это время нужно соблюдать максимальную осторожность и бдительность
, постоянно контролируя весь процесс;
после закипания аккумулятора можно подержать его на зарядке еще минут 10
;
теперь отсоединяем аккумулятор от зарядного устройства и проверяем его работоспособность
с помощью автомобильной лампочки мощностью 55 Вт;
обычно напряжение при проверке слегка падает, а потом быстро возвращается до показателя 12,3 В. Это означает, что аккумулятор удалось «раскачать», и он прослужит еще некоторое время.. Срок службы гелевого аккумулятора для мотоцикла, скутера или мопеда после такого восстановления недолгий: от силы полтора месяца.
Но и это может помочь выиграть время до того момента, когда владелец обзаведется новым аккумулятором
Срок службы гелевого аккумулятора для мотоцикла, скутера или мопеда после такого восстановления недолгий: от силы полтора месяца.
Но и это может помочь выиграть время до того момента, когда владелец обзаведется новым аккумулятором.
Поскольку гелевые батареи, как выяснилось, являются необслуживаемыми только формально, опытные умельцы всегда найдут способы их восстановления и продления им жизни на некоторое время. Иногда это может реально помочь. Но если все способы, вплоть до большого вольтажа, уже испробованы, а результата нет — не остается ничего другого, как приобрести новый аккумулятор.
Читайте о восстановлении аккумулятора UPS в нашей статье →
Таблица уровня заряда аккумулятора автомобиля по напряжению
Как понять, что аккумулятор автомобиля пора менять
Как полностью разрядить аккумулятор шуруповерта
Может ли взорваться автомобильный аккумулятор и почему?
Как проверить гелевый аккумулятор?
Восстановление эксплуатируемых гелевых аккумуляторов – процедура, требующая определенных усилий. Поэтому необходимо точно знать, в каких случаях приступать к ней нецелесообразно.
- Вздутие банок. Возникает такой эффект из-за отслоения геля от свинцовых пластин. Такую батарею оживить или реанимировать невозможно. Определить недочет можно во время осмотра.
- Нарушение целостности пластин. Внутреннее содержимое банок разрушается под воздействием высоких температур, а также при подаче чрезмерного большого зарядного напряжения. Проверить аккумулятор можно, заглянув внутрь через предварительно сформированное отверстие. При полном или частичном разрушении пластин, стекловолокна проблема выявляется на слух. Если при тряске слышен шум, то гелевую АКБ необходимо утилизировать.
Если видимые дефекты не установлены, то нужно подготовить прибор для проверки. Для этих целей подходит вольтметр, дополненный нагрузочной вилкой. Для того чтобы получить точные значения, нужно:
- Установить значение напряжения на клеммах.
- Подключить нагрузку.
- В течение 3–4 секунд имитировать работу стартера.
- Оценить скорость восстановления напряжения.
Если ток падает достаточно быстро, то срок эксплуатации АКБ подходит к концу
Выявить неисправность можно, обратив внимание на скорость зарядки. К примеру, новый гелевый аккумулятор заряжается достаточно долго
Для зарядки старой АКБ требуется значительно меньше времени.
Своевременно выявить проблемы несложно. Для этого требуется качественное обслуживание гелевых аккумуляторов, выполнение рекомендаций производителей.
Как проводится восстановление аккумуляторной батареи?
Несмотря на то, что гелевые АКБ относят к необслуживаемым изделиям, можно попробовать их оживить в домашних условиях. Для восстановления нужно подготовить такой перечень предметов:
- Дистиллированная вода. Ее лучше приобретать в аптеке. Ведь в магазинах нередко продают недостаточно хорошо очищенную жидкость.
- Пинцет.
- Шприц.
- Отвертки.
- Зарядное устройство.
Просмотрите видео про восстановление гелевого акб.
https://youtube.com/watch?v=L3uxzH1ljkY
Контроль количества электролита – первый этап
Хотя компании-производители и отмечают, что уровень геля в АКБ автомобиля остается неизменным даже через несколько лет, постепенно он высыхает. И чаще всего такой эффект наблюдается, если периодически подается чрезмерно большой ток зарядки.
Для восстановления уровня электролита аккуратно демонтируется крышка и колпачки. Для этих действий потребуется пинцет или отвертки. Заливать электролит необходимо постепенно
Важно следить за тем, чтобы пластины были полностью покрыты жидкостью
Дистиллированная вода впитывается в гель за 30-40 минут. Именно через такой временной промежуток и нужно проверять остаток, доливать жидкость. Всю лишнюю воду обязательно удаляют, а колпачки с крышкой устанавливают обратно. Для дополнительной фиксации используются клеевые составы, двусторонний скотч.
Следующий этап – зарядка гелевого аккумулятора
К зарядке гелевых аккумуляторов своими руками можно приступать через несколько часов после заливки дистиллированной воды. Перед данной процедурой на крышку батареи стоит расположить груз, чтобы она не слетела под действием избыточного давления. Основная причина его возникновения – образование определенного количества водорода внутри банок.
Изначально подается напряжение в 14–15В. Это действие выполняется до тех пор, пока гелевый акб начнет потреблять ток. На это требуется около 14 часов. Если по истечению этого периода аккумулятор не зарядился, то напряжение необходимо повысить до 20 В.
Как только напряжение увеличено, отходить от заряжающегося устройства нельзя. Как только пойдет ток, нужно постепенно снижать напряжение до 14В и заряжать до полного восстановления. В противном случае, можно не только испортить АКБ, но и спровоцировать пожар, задымление.
Обслуживание: как восстановить гелевый аккумулятор, замена электролита
Если вы обслуживаете источник питания согласно рекомендациям производителя, то скорее всего он беспроблемно отслужит свой срок эксплуатации и не потребует дополнительных действий. Если источник питания вздулся или разрушились пластины, то мы рекомендуем не заниматься его восстановлением, а приобрести новый. В каких случаях можно попытаться оживить гелевый АКБ?
Если вы заметили потерю ёмкости у вашего аккумулятора, то, возможно, произошло высыхание гелевого компонента. В таком случае необходимо восстановить водный баланс элемента с помощью дистиллированной воды. Далее мы поэтапно расскажем, как это сделать.
Снимите пластиковую крышку.
Удалите резиновые заглушки на банках.
- Возьмите шприц и наберите 1–2 кубика дистиллированной воды.
- Влейте воду в каждую банку.
- Оставьте батарею на несколько часов, чтобы гель пропитался водой.
- Если воды недостаточно — долейте; если есть излишки — удалите их шприцем.
- Проверьте уровень напряжения на клеммах.
- Верните заглушки на место и закройте аккумулятор крышкой.
- Поставьте батарею на зарядку.
Также оживление аккумулятора может понадобиться при сильной сульфации пластин, которая образовывается во время эксплуатации батареи. Есть два способа десульфации:
С помощью химического состава Трилон В. Его необходимо приобрести, развести в указанной пропорции и залить в предварительно осушенный аккумулятор
Обращаем ваше внимание, в гелевых аккумуляторах не всегда есть возможность удалить электролит в виде геля полностью. После десульфации с помощью Трилона В понадобится промыть внутренности дистиллированной водой, снова залить гелевый электролит в аккумулятор, предварительно приготовив раствор
Как видите, способ довольно хлопотный и требует знаний и навыков.
С помощью импульсных токов различной амплитуды. Во время данной операции импульсные токи разрушают сульфат свинца. Стоит отметить, что гелевые аккумуляторы, как говорилось выше, крайне отрицательно воспринимают резкие перепады напряжения и повышенные токи. Пользователи, опробовавшие этот метод, говорят о том, что не всегда получается достичь поставленной цели. Объясняется это тем, что кроме сульфата свинца разрушаются и сами пластины, а это влечёт потерю ёмкости.
Как видите, способы восстановления аккумуляторов существуют, однако, они не очень подходят для гелевых источников питания. Мы рекомендуем не пытаться реанимировать гелевый АКБ, а приобрести новый.
Можно ли в гелевый аккумулятор залить электролит или воду?
В рамках обслуживания гелевых аккумуляторов в них можно доливать дистиллированную воду тем способом, который мы описали выше. Обычную воду из-под крана в источники питания наливать не рекомендовано – в ней слишком много примесей, которые будут мешать протеканию правильно реакции.
Гелевые аккумуляторы для автомобилей довольно популярны благодаря отсутствию необходимости их обслуживания. Как видите, эксплуатация этих источников питания крайне проста. Однако многих отпугивает их высокая стоимость. При должном обслуживании — своевременном подзаряде, соблюдении условий хранения — эта батарея прослужит долго, а восстановление ёмкости не займёт много времени и сил. Как вы ухаживаете за гелевым АКБ? Приходилось ли сталкиваться с проблемами во время зарядки или восстановления? Поделитесь своим опытом с нашими читателями.
Гелевые аккумуляторы на сегодняшний день уже довольно широко распространены в бытовой технике. Чаще всего их можно встретить в источниках бесперебойного питания (ИБП), скутерах, радиоприёмниках, различных портативных устройствах. Этот тип аккумуляторов служит 3–4 года, а затем начинаются проблемы с их эксплуатацией из-за сильной потери ёмкости. Гелевые аккумуляторы долго находятся в режиме заряд-ожидание и по этой причине их номинальная ёмкость уменьшается. Ещё одной проблемой является выкипание воды из электролита. Несмотря на то что в них нет электролита в жидком виде, стекловолокно на свинцовых пластинах должно находиться в увлажнённом состоянии. Гелевые АКБ в большинстве своём выполняются необслуживаемыми, но подобраться к банкам реально и не так уж и сложно. Поэтому, если с аккумулятором начались проблемы, то можно попробовать провести его восстановление.
Проверка устройства
Ремонт гелевого аккумулятора — кропотливый, длительный и сложный процесс, к которому нужно подходить со всей ответственностью
Важно понимать, что восстановление устройства требуется лишь в особо сложных случаях — во всех остальных это не совсем целесообразно. Итак, причины обязательного ремонта бывают следующими:
- Если банки вздулись. В большинстве случаев неприятность происходит при отслоении геля от свинцовых пластин. Подобные элементы не подлежат восстановлению, при этом определить проблему можно при первом визуальном осмотре, без применения дополнительных приборов.
- Нарушение целостности пластин. Очень часто внутреннее содержимое банок начинает разрушаться под воздействием высокой температуры или подаче слишком высокого напряжения при зарядке. Для проверки АКБ достаточно посмотреть внутрь через специальное отверстие. Если пластины и стекловолокно частично или полностью разрушились, это будет подтверждаться характерным звуком. Необходимо слегка потрясти устройство — если слышен какой-то странный шум, нужно выполнить срочную утилизацию системы.
Рекомендуем: Как устроен гелевый аккумулятор, его преимущества и недостатки
Если при визуальном осмотре не удалось найти видимые дефекты, остается подготовить механизм к более тщательной проверке с применением специального оборудования. В этом случае необходимо применить вольтметр, который оборудован дополнительной нагрузочной вилкой. Для получения точных значений требуется:
- Выровнять напряжение на клеммах.
- Задействовать дополнительную нагрузку и на протяжении нескольких секунд создавать имитацию работы стартера.
- Определить скорость восстановления напряжения.
Если падение тока происходит слишком быстро, значит, эксплуатационный срок аккумулятора подходит к концу. Для определения дефекта достаточно оценить текущую скорость процесса зарядки. Возможно, новое устройство слишком долго восстанавливает утраченный заряд.
Что такое гелевый АКБ, его конструкция, характеристики, срок службы
Гелевый аккумулятор – это свинцово-кислотный источник питания, в котором электролит между пластинами находится в абсорбированном, гелевом состоянии. Gel-технология подразумевает полную герметизированность и необслуживаемость этого источника питания, принцип работы которого ничем не отличается от остальных видов аккумуляторов.
Конструкция гелевых АКБ
В привычных свинцово-кислотных аккумуляторах электролит представлен в виде смеси дистиллированной воды и серной кислоты. Gel-технология отличается тем, что кислотный раствор в АКБ находится в виде геля. Такая структура электролита достигается путём добавления в состав силиконового наполнителя, сгущающего смесь.
Несколько высокопрочных пластмассовых цилиндрических блоков, соединённых между собой, образовывают корпус гелевого источника питания.
Основные элементы источника питания:
- положительные и отрицательные электроды;
- пористые пластины-сепараторы;
- электролит;
- клапаны;
- клеммы;
- корпус.
Принцип работы гелевого источника питания аналогичен этому процессу в обычных свинцово-кислотных АКБ — заряженный источник отдает заряд. Во время этого процесса напряжение падает, а плотность электролита уменьшается.
Характеристики Gel-аккумуляторов
Выбирая новый гелевый источник питания, необходимо обратить внимание на следующие параметры:
- Ёмкость — измеряется в ампер/часах. Показывает, в течение какого времени источник питания может отдавать энергию силы тока в 1А.
- Максимальный ток заряда — максимально допустимое значение тока при зарядке АКБ.
- Максимальный ток разряда, он же пусковой ток, показывает значение максимальной силы тока, которую АКБ может обеспечить на протяжении 30 секунд.
- Рабочее напряжение на клеммах — 12В.
- Вес источника питания зависит от его ёмкости и варьируется от 8,2 кг (26 Ач) до 52 кг (260 Ач).
Маркировка гелевых АКБ
Немаловажным параметром выбора нового источника питания является дата его производства. Формат обозначения этой информации зависит от производителя. Разберём основные примеры:
- Optima: на пластике выдавлены цифры: первая — год, следующие — день выпуска. Например: 3118 означает 2013 год, 118 день. На некоторых моделях дату производства можно найти на наклейке: верхний ряд — месяц, нижний — год.
- Delta: на наклейке с набором цифр и букв нас интересуют первые четыре знака. Первый (буква) — год начиная с 2011 (А).
Второй (буква) — месяц начиная с января (А).
Третий и четвёртый (цифры) — день месяца
- Varta: в производственном коде четвёртая цифра — год выпуска, пятая и шестая — месяц (17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь).
Срок службы гелевых аккумуляторов
Срок службы гелевого аккумулятора, который сообщают производители — около 10 лет. Однако стоит понимать, что он может меняться в зависимости от условий эксплуатации.
На уменьшение срока службы Gel-аккумулятора влияют слишком низкие (менее −30 °C) и слишком высокие (более +50 °C) температуры. Это связано с тем, что в таких условиях электрохимическая активность источника питания то падает, то возрастает. Стоит отметить, что повышение температуры влечёт за собой ускорение коррозийности пластин. Постоянный недозаряд АКБ также ведёт к уменьшению срока годности батареи. Вместе с тем чрезмерные заряды отрицательно сказываются на продолжительности эксплуатации.
Для того чтобы пользоваться гелевым источником питания максимально долго, рекомендовано не допускать глубоких разрядов и хранить АКБ непродолжительное время в сухих помещениях с температурным режимом от −35 °C до +50 °C.