Причины окисления клемм аккумулятора
Проблемы, связанные с плохим контактом, являются наиболее частой причиной поломки любого электрооборудования. Появление окислов на контактах батареи вредит электрооборудованию автомобиля и может свидетельствовать о наличии проблем в аккумуляторной батарее.
Небольшой окисел на металлических поверхностях неизбежно появляется в результате взаимодействия их поверхности с кислородом воздуха и другими реагентами. Поэтому, даже очень качественный электрический контакт со временем ухудшается из-за природных процессов окисления. Кроме того, если контакты сделаны из разных металлов, между ними возникает гальваническая разность потенциалов, также приводящая к преждевременному окислению поверхности.
При появлении дополнительных агрессивных факторов или неправильной фиксации клемм, очень быстро могут возникать нарушения проводимости и окислы контактных площадок.
Чрезмерное окисление клемм автомобильных аккумуляторов, как правило, происходит по четырем причинам:
- агрессивное воздействие при утечках паров электролита из корпуса поврежденной батареи (электрохимическая коррозия) – такой окисел имеет белый цвет;
- плохой контакт в месте соединения клемм АКБ с проводниками автомобиля из-за слабой затяжки, повышенной влажности в моторном отсеке и попадания грязи в незафиксированный зазор, что приводит к искрению и подгоранию места контакта, приводящее к почернению;
- влажность в моторном отсеке окисляет медь, содержащуюся в клемме – из-за этого появляется зеленоватый налет и ржавчина;
- контакт АКБ сделан из свинца, а проводник электропроводки авто из другого металла (меди или латуни), что приводит к химической реакции между ними – цвет окисла может быть зеленоватым.
Окислы, появляющиеся по этим причинам, могут появляться на обоих электродах АКБ. Из-за небольших конструктивных отличий этих контактов, частота их появления на каждом электроде немного различается.
Почему окисляется плюсовая клемма на аккумуляторе
Положительная клемма у большинства автомобилей закрыта пластмассовой крышкой, что способствует накоплению под ней конденсата. При плохой герметичности аккумулятора от воздействия высоких температур во время работы двигателя, а также при его сильном перезаряде происходит утечка паров электролита. Частицы кислоты из этих паров со временем концентрируются под изоляционной крышкой в районе плюсовой клеммы и приводят к ее окислению.
В то же время, благодаря тому, что плюсовой электрод закрыт крышкой, в место соединения попадает меньше внешних загрязнений, что уменьшает вероятность появления плохого контакта, искрения и связанного с этим почернения.
Таким образом, на плюсовой вероятно появление белого окисла, связанного с утечкой паров электролита больше.
Почему окисляется минусовая клемма аккумулятора
Отрицательная клемма аккумулятора более подвержена внешним воздействиям, потому что она не имеет защитной крышки. Из-за этого на ней меньше конденсируются кислотные пары электролита, но попадает больше пыли и грязи. Все это приводит к более быстрому ухудшению электрического контакта катода АКБ с проводкой, возникновению небольших искровых разрядов при пусках двигателя, которые в конечном итоге приводят к выгоранию и почернению поверхности контакта.
Эти проблемы чаще всего появляются при соединении батареи с изначально загрязненными контактами и при слабой их затяжке.
Методы восстановления
Некоторые автомобилисты считают, что при деформации токосъёмных выводов единственным вариантом решения проблемы станет замена.
Но спешить с заменой не стоит. Порой клеммы ещё вполне можно восстановить.
Есть несколько вариантов, как своими руками можно восстановить клеммы на аккумуляторе.
- Расплавить свинец и олово. Металл клемм следует расплавить в заранее подготовленной ёмкости из металла. Подойдёт формочка, изготовленная на основе пальчиковой батарейки. Следует зачистить клеммы и зону около них. Растопить металл и залить его в форму. Зажав заготовку в пассатижах, излишки удаляются. Такой метод подойдёт, если клемма целиком обгорела.
- Если конструкция отвалилась от батареи, подойдёт второй метод восстановления. Для этого нужно сплавить клемму со свинцом, используя стержень солевой батарейки. Корпус будет использоваться в качестве формочки. Потребуется паяльник. Метод подойдёт в качестве срочного ремонта.
Но бывают и такие ситуации, когда о восстановлении речь не идёт. Тут единственным выходом из сложившейся ситуации действительно будет исключительно замена.
Подготовка к процессу отсоединения аккумулятора
Хотя процедура снятия и установки вполне знакомый процесс для всех автолюбителей, следует обратить внимание на правила безопасности, как правильно снимать клеммы с аккумулятора, в какой последовательности, как отключить аккумулятор, чтобы не навредить автомобилю
Необходимый инвентарь
Если знать, какой провод снимать с аккумулятора первым, отсоединение не является сложным процессом, при соблюдении определенных правил:
Техника безопасности
Отключать аккумуляторную батарею лучше в перчатках. Опытный водитель всегда должен знать при снятии аккумулятора, какую клемму снимать первой, как снимать клеммы с аккумулятора, чтобы соблюдать технику безопасности. Через вентиляционные отверстия выходит водород, который взрывоопасен. Незначительная искра от замыкания может привести к взрыву. Работу по снятию лучше проводить на воздухе или в проветриваемом помещении.
Какую снимаем и почему
Как известно наша батарея имеет всего два контакта, один плюс, другой минус. Если плюс подходит непосредственно к нужным потребителям, такие как — генератор, стартер, блоки питания, ЭБУ и т.д. То минусовая клемма «запитывается», что говорится «на массу». Что это значит? Кузов автомобиля это «металлическая» коробка, которая прекрасно проводит электрический ток. Так зачем тянуть еще и минусовые провода, если можно от минуса аккумулятора прикрутить провод к кузову, а затем у нужного потребителя от кузова запитать к минусу. То есть кузов в большинстве и есть минус автомобиля (точнее он через него идет). Если включить логику тут и так все уже понятно.
Конечно, можно снять и «плюс», это также вырубит сеть машины! Но это не совсем правильно, масса кузова, будет негативно влиять на минусовую клемму, саморазряд ускориться.
А если уточнить самый правильный способ – то это скинуть обе клеммы, тогда АКБ вообще будет изолирован от воздействия электрооборудования машины.
Сейчас небольшое видео, смотрим.
Вот такая вот статья получилась, думаю, была вам полезна. Читайте наш АВТОБЛОГ.
Что такое провод АКБ
Провод АКБ (аккумуляторный провод) — электротехническое изделие, провод большого сечения с клеммами для соединения аккумуляторной батареи (АКБ) с электростартером и электросистемой транспортного средства. Также к данному типу проводов относятся перемычки для соединения нескольких АКБ друг с другом и провода «массы».
Аккумуляторные провода часто называются пусковыми или стартерными, что отражает одну из их функций — подачу тока на стартер при запуске двигателя. Этим же термином зачастую обозначаются и провода для прикуривания, о чем следует учитывать при покупке этих электротехнических изделий.
Конструкция проводов АКБ
В общем случае провод АКБ устроен просто. Его основу составляет многожильный медный провод большого сечения (от 16 до 80 и более кв. мм), заключенный в одно- или многослойную изоляцию из ПВХ, материалов на основе резины или других полимеров. На каждом конце провода монтируются клеммы, одна для соединения с клеммой аккумулятора, другая для подключения к стартеру, «массе» или другим потребителям. В месте соединения провода с клеммой может использоваться дополнительная изоляция.
Со стороны подключения к АКБ клемма должна соответствовать одному из указанных выше стандартов. Наиболее часто используются накидные клеммы с зажимом, которые подходят для АКБ с конусными клеммами. С обратной стороны обычно используются силовые клеммы под болт в виде лопаток или сплющенных трубок. В перемычках обе клеммы соответствуют одному стандарту, однако, одна из них плюсовая, а вторая минусовая. Конструкция, размеры и конфигурация клемм зависит от модели транспортного средства, для которого предназначен данный конкретный провод.
Клеммы могут защищаться от грязи, попадания воды и других негативных воздействий накидными пластиковыми кожухами. На проводе также может располагаться дополнительная гофрированная изоляция.
Последствия
Плохой контакт на клеммах АКБ ведет к снижению эффективности работы всех электрических систем автомобиля.
Самая частая проблема – это быстрая разрядка аккумулятора при продолжительной стоянке. В какой-то момент автомобиль может просто не завестись. С плохим контактом так же связано и плохое срабатывание стартера при запуске.
Окисление контактной пары. Образование белого налета на клеммах и электродах аккумулятора – это последствия окисления, которое возникает от плохого контакта. Вследствие чего возникают проблемы с зарядкой аккумулятора на ходу и его быстрая разрядка на стоянке.
Увеличение нагрузки на высоковольтные провода. Это может привести к отгоранию провода или к пожару (многие зимой накрывают двигатель горючими тканями).
Вред для электрооборудования автомобиля. Во время пуска двигателя возникают скачки напряжения, которые негативно сказываются на приборах и могут вывести их из строя.
Профилактика предотвращающая «разгерметизацию»
Первое. После ослабления болта на зажиме клеммы, не пытайтесь снять зажим с клеммы путем его раскачивания из стороны в сторону. Например: влево – в право, или вверх – вниз
Лучше всего открутите гайку крепления зажима чуть больше обычного, после чего широкой отверткой разогните зажим.
После этого зажим легко снимается. Затем, тоже самое проделайте с плюсовой клеммой.
Второе. Когда будете ставить зажим обратно, замените на нем штатный болт с четырехгранной головкой на обычный с шестигранной. Будет удобней, если под головку нового болта вы подложите пару узких шайб.
Это необходимо, чтобы можно было беспрепятственно удерживать головку болта ключом….
При таком способе затягивания зажима, сама клемма аккумулятора остается неподвижной. Даже в момент финальной затяжки вся нагрузка распределяется между двумя ключами и не передается на клемму и она не расшатывается. Вот и весь фокус….
Теперь вы знаете о двух основных ошибках, совершая которые мы, сами того не подозревая, сокращаем срок службы своего аккумулятора:
Первая ошибка – расшатывание зажимов при снятии их с клеммы аккумулятора.
Вторая ошибка – раскачивание клеммы при затягивании одним ключом.
Если исключить данные ошибки, то это позволит вам избежать разгерметизации корпуса аккумулятора в области вывода клемм или токоотводов, как их еще называют. И предотвратит в дальнейшем выделение серной кислоты на поверхность аккумулятора.
Последствия
Плохой контакт на клеммах АКБ ведет к снижению эффективности работы всех электрических систем автомобиля.
Самая частая проблема – это быстрая разрядка аккумулятора
при продолжительной стоянке. В какой-то момент автомобиль может просто не завестись. С плохим контактом так же связано и плохое срабатывание стартера при запуске.
Окисление контактной пары
. Образование белого налета на клеммах и электродах аккумулятора – это последствия окисления, которое возникает от плохого контакта. Вследствие чего возникают проблемы с зарядкой аккумулятора на ходу и его быстрая разрядка на стоянке.
Увеличение нагрузки на высоковольтные провода
. Это может привести к отгоранию провода или к пожару (многие зимой накрывают двигатель горючими тканями).
Вред для электрооборудования автомобиля
. Во время пуска двигателя возникают скачки напряжения, которые негативно сказываются на приборах и могут вывести их из строя.
Что делать в нестандартных ситуациях
Не всегда все идет гладко и по инструкции. Металлы имеют свойство корродировать и разрушаться. Батареи стареют, теряют ресурс. Если даже делать все по инструкции, не факт, что при установке аккумулятора не будет проблем.
Заржавевшее крепление
Крепления могут заржаветь, и ослабить (затянуть) винты сразу может не получиться. Эта проблема, скорее всего, даст о себе знать еще при снятии аккумулятора, но не всегда. Если между демонтажом и монтажом прошло достаточно много времени, то столкнуться с затруднением можно и при установке АКБ. Излишнее усилие здесь прикладывать не надо – можно «слизать» грани застрявшей гайки, тогда проблема только усугубится. Лучше всего воспользоваться химическими методами.
Очистка клемм аккумулятора на автомобиле
В автомобильных магазинах продаются средства различных брендов под общим названием «Жидкий ключ». Можно купить такой аэрозоль и применить его согласно инструкции. В большинстве случаев резьбовые соединения легко открутятся или затянутся.
Средство «Жидкий ключ».
Менее эффективно, но вполне приемлемо действует широко распространенный состав WD-40, представляющий собой, в основном, раствор легких масел в керосине. За счет этого средство имеет высокую проникающую способность, хорошо приникает в резьбу. Но потребуется некоторое время после нанесения, иногда довольно длительное.
WD-40.
Если специальных составов под рукой нет, можно воспользоваться и другими веществами:
- керосином;
- тормозной жидкостью;
- кислотой;
- другими составами или веществами.
Кислоту лучше применять не самую активную (лимонную, фосфорную и т.п.), но в гараже зачастую проще найти серную – ее раствор служит электролитом
В этом случае важно не передержать ржавую резьбу в кислоте, чтобы не начал разъедаться металл
Прогревать резьбу, чтобы открутить гайку, не стоит – паяльником сложно прогреть довольно массивную металлическую конструкцию, а горелкой трудно получить локальный прогрев. Можно расплавить материал корпуса аккумулятора.
Поврежденные клеммы
Клеммы аккумулятора выполняют из мягкого свинцового сплава. Их можно повредить даже не очень большим физическим воздействием. Кроме этого, они могут подвергаться коррозии, а после зачистки может оказаться, что образовавшиеся раковины на поверхности очень велики и снижают площадь контакта с зажимами бортсети, или вообще невозможно зажать терминал провода.
Поврежденная клемма батареи.
В такой ситуации раковины можно попытаться запаять, залив их припоем с высоким содержанием свинца (ПОС-30 или подобным). Понадобится паяльник помощнее (80, а лучше 100 или больше ватт) и флюс на основе канифоли. Покрытую флюсом клемму прогревают и заливают раковины припоем. Потом терминал надо обработать напильником для придания первоначальной формы.
Наплавка вывода аккумулятора.
Если повреждение серьезнее или вывод при демонтаже обломился полностью, то придется сделать оправку по форме исправной клеммы. Оправку надо надеть на остаток вывода батареи, наполнить кусочками припоя и твердого флюса и прогреть с помощью мощного паяльника или горелки. После расплавления и последующего затвердевания припоя оправка снимается, клемме придается нужная форма.
Почему автомобиль не заводится
Если автомобиль заведомо исправен, а после подключения батареи не заводится, в первую очередь надо проверить правильность полюсности подключения. Ее несложно перепутать, если при покупке выбран аккумулятор с неверной полярностью
А лучше обратить на это внимание еще перед установкой, так как попытка запуска при неверном подключении может вывести из строя устройства бортовой электроники, оплавить изоляцию проводов и т.п
Если все в порядке, надо проверить состояние клемм втягивающего реле и стартерного электродвигателя. Они должны быть в идеальном порядке, так как токи в этих цепях достигают сотен ампер. Если они окислены или покрыты налетом, их надо очистить точно так же, как и клеммы аккумулятора.
Если проблема кроется не здесь, надо замерить напряжение на клеммах батареи. Если оно меньше 12,6 вольт, значит, были пропущены какие-то операции из раздела подготовки аккумулятора к установке (зарядка, контроль электролита, зарядка, проведение КТЦ). Надо снова снять батарею и вернуться к сервисным процедурам, по итогам которых принимается решение о пригодности батареи к дальнейшей эксплуатации.
Ну и не стоит пренебрегать проверкой тривиальной ситуации – автомобиль не заправлен топливом. Это встречается не так редко, как кажется.
А в остальном в установке и подключении батареи нет ничего сложного. Изложенный материал поможет выполнить процесс легко и без проблем.
Подсоединение аккумулятора
При установке АКБ нужно проверить состояние ведущих к нему проводов, очистить зажимы от коррозии и смазать стяжные винты. Чтобы правильно подсоединить аккумулятор в автомобиле, сначала нужно убедиться, что в салоне никого нет, так как при подключении могут активироваться подушки безопасности. Все действия нужно производить в порядке, обратном тому, что был при снятии. Последовательность подключения клемм аккумулятора должна быть следующая:
- Первым надо надеть красный провод на клемму «плюс» батареи.
- Следующим присоединить отрицательный чёрный провод.
- Затянуть гайки ключом на 10 мм.
- Закрепить аккумулятор, накинуть прижимную пластину, прикрутить болты.
При первом включении зажигания после установки батареи надо находиться вне машины. После установки АКБ следует проверить работу осветительных устройств. Для этого требуется, не запуская двигателя, проверить включение ближнего и дальнего света фар, работу стеклоочистителей ветрового стекла, аварийную сигнализацию. Если правильно подключать аккумулятор, то в машине всё должно работать исправно. Для настройки бортового компьютера после подключения питания нужно сделать следующие шаги:
- Прогреть двигатель на холостых оборотах.
- Увеличить обороты до 2−2,5 тыс. и держать две — три минуты.
- Совершить тестовую поездку, применяя резкий разгон, езду на малой и высокой скорости.
Чтобы правильно подключить аккумулятор к автомобилю VOLVO, требуется соблюдать некоторые правила:
- Зажигание должно быть выключено не меньше, чем за 5 минут перед отключением АКБ, чтобы не потерять информацию модулей управления.
- Подключать АКБ нужно во втором положении ключа зажигания, потому что это позволит избежать ошибок при включении модулей.
Инструкция по замене
Заниматься заменой клемм от аккумулятора лучше в отапливаемом и проветриваемом помещении. На морозе слой изоляции проводов будет жёстким, и повысится его хрупкость. Это усложнит работу.
Мастеру потребуется взять набор ключей или головок, плоскую отвёртку, плоскогубцы. Также не помещает наждачная бумага и острый канцелярский нож.
В теории можно задействовать дистанционную втулку, которая вытачивается из меди. Актуально как временная мера при вытянутой клемме. Но будет лучше поменять клеммы полностью на своём автомобильном аккумуляторе.
Последовательность операций выглядит примерно так.
- Начинать лучше с плюсовой клеммы, поскольку её замена на корпусе аккумулятора более безопасная. Хотя особых отличий от минусовой специалисты не видят.
- Сначала обесточьте автомобиль. Выключите зажигание, отключите всех потребителей. Если нужно, в аудиосистеме запишите коды доступа. Учтите, что некоторые настройки, включая часы на приборной панели, наверняка собьются.
- Чтобы заменить клемму на своём аккумуляторе, лучше его снять с машины. Для этого ослабляются специальные крепления, и АКБ убирается с полки.
- Теперь нужно демонтировать с проводки изношенные контактные клеммы. Держатся они обычно на зажимах или болтах. Зависит от модели авто.
- Не рекомендуется отрезать кусок кабеля. Длины оставшегося провода может не хватить для соединения с уже новым контактом. Крепление снимается с помощью гаечного ключа или отвёртки. Если не поддаётся, обработайте WD40 и подождите несколько минут. Зажимы обычно отгибаются плоским жалом отвёртки.
- Изучите состояние оголённой части провода. Если нужно, зачистите от остатков изоляции контакты. Здесь потребуется канцелярский нож, либо специальное приспособление для таких задач.
- Металлические жилы следует обработать мелкозернистой наждачкой. Это позволит убрать окислы и защитный лак. Если наждачка не помогает, тогда возьмите преобразователь ржавчины. Он размягчит налёт.
- Теперь возьмите новую клемму, вставьте в неё очищенный конец провода и затяните прижимную планку. Либо используйте зажимные кромки. Тут вам помогут плоскогубцы или пассатижи.
- На самом аккумуляторе зачистите аккуратно контактные штыри. Дополнительно протрите сухой ветошью весь корпус батареи. На ней могла появиться пыль, а также следы электролита.
- После замены поставьте аккумулятор на место, и выполните соединение с клеммами плюс и минус.
- Чтобы защитить металлические контакты, нанесите небольшой слой специальной смазки.
Важно убедиться, что с проводами, идущими на аккумулятор и от него нет никаких проблем. Их следует визуально осмотреть
При наличии повреждений оптимально полностью поменять проводку, но это сложно и дорого. Поэтому воспользуйтесь изолентой и диэлектрическими трубками.
Учтите, что на некоторых автомобилях устанавливают литые клеммы. Они соединяются с высоковольтным проводом ещё на заводе. То есть отдельно снять контактный элемент и заменить его не получится. Придётся отрезать часть кабеля вместе с деталью соединения с аккумулятором.
Проблема ещё и в том, что не всегда автопроизводители оставляют запас по длине провода. И его приходится наращивать. Тут уже появляются сомнения касательно того, стоит ли такие работы проводить своими руками.
Приходилось ли вам менять клеммы? Из-за чего они сломались или износились? Как устраняли проблему? Всё ли получилось сделать правильно? Какие советы дадите новичкам?
Подписывайтесь, оставляйте отзывы и задавайте вопросы!
Что делать если машина не завелась
Если двигатель не запускается из-за плохого стартера, проверьте качество контактов на клеммах аккумулятора, снова зачистите их и снова подсоедините. Если это не помогло, проверьте подключение минусовой клеммы к кузову, станине двигателя. Контакты на этих соединениях могли ослабнуть во время демонтажа или установки.
Это может произойти, если в автомобиле установлен аккумулятор с меньшей емкостью или большим сроком службы. Замените батарею на новую.
Невозможность запуска двигателя может быть вызвана программными сбоями в электронике автомобиля из-за разряженного или отключенного аккумулятора. В этом случае можно попробовать отсоединить отрицательную клемму аккумулятора на 15-20 минут, а затем снова подсоединить ее.
Если замена батареи вызвана длительной стоянкой или разрядкой батареи из-за оставления зажигания включенным, система иммобилайзера может выйти из строя. В такой ситуации запуск двигателя без помощи специалиста крайне затруднителен.
Невозможность запуска может быть связана с неправильной работой автомобильной сигнализации. Вы можете попробовать перезапустить его в соответствии с инструкциями.
Чем грозит ошибка при подключении клемм
Важность правильной последовательности подключения проводов во время демонтажа и установки аккумуляторной батареи многими автовладельцами недооценивается. И совершенно зря: подобные ошибки чреваты выходом из строя некоторых электрических приборов транспортного средства вследствие короткого замыкания или всплеска напряжения, а при наиболее негативном сценарии возможно возгорание электропроводки вследствие оплавления изоляции
Именно поэтому все производители окрашивают провода в разные цвета, что исключает возможность ошибки, если знать, какой цвет какой полярности соответствует.
Нужно также знать, как определить плюсовую клемму, но и здесь есть явная подсказка: положительный вывод обозначается знаком «+», наносимым на самом электроде или возле него. Нужно просто хорошенько запомнить ассоциацию: красный – плюс, чёрный – минус. Но многие автопроизводители не полагаются даже на такие обозначения, оснащая свои машины системами, предотвращающими негативные последствия вследствие неправильного подключения батареи.
Впрочем, никто не застрахован от ошибок, и даже сверхнадёжные системы иногда дают сбой, так что лучше всегда полагаться на себя и несколько раз перепроверить, правильно ли вы всё делаете.