Общественный транспорт
Сегмент частного электротранспорта только начинает развиваться в России. Но совершенно обратная ситуация в сфере общественного транспорта на электрической тяге. Почти в каждом крупном городе страны существуют сети трамваев, троллейбусов, метро или электричек.
Электропоезда: метро и электрички. Данный вид транспорта имеет много преимуществ, главные из которых — высокая грузоподъемность, надежность и скорость передвижения. Электрички можно встретить во многих регионах России — система пригородных поездов позволяет объехать страну от Владивостока до Москвы. А метро есть всего в 7 городах России: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Новосибирск.
Метро лучше всего развито в Москве и Санкт-Петербурге. Протяженность сетей в этих городах составляет 415 км и 124 км соответственно. По данным на 2019-й год, пассажиропоток в столице превысил 2,5 млрд человек за год. В расчет не идут пассажиры МЦД — сетей пригородных поездов объединенных с метро. А в Санкт-Петербурге этот показатель составил 762 млн человек.
В остальных городах пассажиропоток гораздо ниже: от 13 млн человек в Самаре до 85 млн человек в Новосибирске. А суммарное количество пассажиров в Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани и Новосибирске — 205 млн человек в год.
Троллейбус. Этот электротранспорт можно отнести к одному из самых распространенных в России. В стране находится примерно четверть мировых троллейбусных сетей. На октябрь 2021 года, они развиты в 76-ти городах страны, а в мире их около 280-ти.
Однако, в России существует тренд на отказ от троллейбусов — за последние 10 лет от них отказались 11 городов: Шахты, Архангельск, Тюмень, Сызрань, Владикавказ, Каменск-Уральский, Курган, Благовещенск, Липецк и Астрахань. Последней стала Москва — троллейбусная сеть в столице была ликвидирована в 2020-м году, а вместо них были запущены электробусы.
На октябрь 2021 года в России остался один завод, занимающийся производством троллейбусов. Это НАО «ЭЗЭТ» — «Энгельсский завод электрического транспорта».
Электробус. Это что-то среднее между троллейбусом и автобусом. Он передвигается на заряде батареи и практически не привязан к линиям электропередач. Исключение — когда необходимо зарядить аккумулятор. Станции для подзарядки установлены на конечных остановках. В режиме быстрой зарядки электробусу достаточно 20-30 минут, чтобы этого хватило на следующий рейс. Время полной зарядки занимает до 8 часов.
На октябрь 2021 года электробусы есть только в Москве. Их производят российские заводы КамАЗ и ЛиАЗ.
Трамвай. Данный вид электротранспорта менее распространен в России, чем троллейбусы. На октябрь 2021 года в стране есть 62 города с развитой трамвайной сетью.
Количество трамвайных сетей в России сокращается. С 2000 года их демонтировали 9 городов: Архангельск, Астрахань, Воронеж, Дзержинск, Иваново, Комсомольск-на-Амуре, Рязань, Тверь и Шахты.
На момент написания статьи, трамвай остается востребованным общественным транспортом в России. Однако, трамвайные сети в постсоветское время практически не развивались и в большинстве городов страны базировались на уже существующих. Но в сентябре 2021 года РЖД выступила с заявлением о запуске 4-х проектов трамвайной сети: два в Санкт-Петербурге, один — в Таганроге и еще один — в Верхней Пышме.
Трамваи собирают на территории России. Таких производств всего два: «УКВЗ» — «Усть-Катавский вагоностроительный завод» и «Уралтрансмаш» — «Уральский завод транспортного машиностроения».
Общественный электротранспорт в России — преимущественно наследие Советского Союза. Метрополитен, трамвайные и троллейбусные сети, электропоезда: все это было заложено еще в XX веке и сегодня расширяется достаточно редко.
Развитие электромобилей по всему миру
Американские электромобили
В 1996 году появился первенец второй волны электромобилей – EV1 от «Дженерал моторс», всего с 1996 по 2003 год было выпущено 1117 единиц этой марки. Это двухместное купе с обтекаемыми формами имело 137-сильный мотор и могло проехать без подзарядки до 225 км, разгоняясь до 130 км/ч. Когда вместо свинцово-кислотных аккумуляторов на нём стали использовать никель-металлогидридные, то это помогло увеличить пробег до 240 км.
После этой первой ласточки производство новых электромобилей уже не прекращалось. Сейчас подобные машины ездят почти повсюду, и стороннему человеку трудно бывает отличить их от обычных, поскольку внешне они выглядят точно так же. Помимо GM к производству авто на электрической тяге приступили и другие гиганты автомобилестроения: Ford, Honda, Toyota.
Европейские электромобили
Не отставало и большинство европейских производителей, которые примерно в то же время выпустили несколько удачных моделей. Так, у Volkswagen появились электрические версии малолитражек Jetta и Golf. С 1995 по 1998 год было выпущено порядка 200 подобных машин, названных City Stromer. В них стояли свинцово-кислотные аккумуляторы, которых хватало на 50-90 километров, а максимальный разгон был возможен до 100 км/ч.
Французский Peugeot («Пежо») разродился моделью Electrique, признанной самой экологичной в Европе (пробег 80 км, максимальная скорость 96 км/ч). Рено и Ситроен выпустили свои модели с похожими характеристиками.
Азиатские электромобили
Китайская промышленная революция ознаменовалась невероятным загрязнением воздуха над страной, поэтому правительство, стремясь ослабить эти негативные проявления, также хочет законодательно подтолкнуть китайских автопроизводителей к выпуску электрических моделей. Не менее серьёзно относятся к этой проблеме и в Индии. Например, индийская компания Reva Electric Car начала производство своих электромобилей даже раньше, чем GM – в 1994 году, доведя в 2009 году их ежегодный выпуск до 35 тысяч.
Более продвинутым выглядит японский концепт-кар Eliica, имеющий 8 колёс. Его конструкцию представили в 2003 году студенты: машина имела пробег до 200 км, а разгоняться могла до фантастической скорости – более 300 км/ч!
Советские электромобили
Попытки сделать первый советский электромобиль предпринимались на базе ВАЗа ещё в 1970-е годы. Но одной из непреодолимых проблем стала необходимость затраты массы электроэнергии на обогрев салона, необходимый в зимний период. Затем была ещё попытка продолжить это дело – производство под заказ на базе кузова «Оки» модели ВАЗ-1111Э.
Стоил такой автомобиль порядка 4000 долларов и имел следующие характеристики: максимальная скорость 90 км/ч, пробег в городском режиме до зарядки – 100 км, разгон до 60 км/ч за 14 секунд.
Последний показатель большого оптимизма не внушает. Были подобные, и также не слишком удачные попытки и на Украине – там старались сделать электромобиль на Запорожском автозаводе. Московское правительство в 2008 году также сотрясало воздух, намереваясь организовать в столице сборку электромобилей, но дальше разговоров дело не пошло.
Особенности электротранспорта
Давайте посмотрим на то, чем электротранспорт отличается от привычного в разрезе его потребительских качеств и сравним их по удобству использования.
Низкий шум и отсутствие выхлопа
Вот это однозначно плюс для окружающих. Особенно ночью отсутствие шума — большой плюс для тех, кто спит (очень раздражают имбецилы без глушителя). Минусом могут посчитать это только мотоциклисты, которые звуком предупреждают водителей, что едут между рядами. Тут да, тишина, конечно, так себе помощник. Но, опять же, и между рядами ездить — нехорошо.
Что же касается выхлопов, то надо быть очень особого склада человеком, чтобы любить дышать вредными выбросами. Я точно не из таких, а Вы?
Что такое электрокар
Практически единственное отличие электромобиля от других типов транспортных средств – вместо ДВС, двигателя внутреннего сгорания, на нем установлен электропривод. Питание осуществляется от перезаряжаемой аккумуляторной батареи высокой емкости. В остальном «все одинаково»: та же педаль газа для регулировки оборотов, тормоз, автоматическая коробка передач и остальной обвес (стеклоподъемники, система климат-контроля, акустика и пр.).
Особенности электромобилей:
- Оборотистость двигателя, до 12 тыс. об/мин. Это позволяет обойтись без многоступенчатого редуктора, хотя на электрокары все равно ставят АКПП для лучшей управляемости.
- Крутящий момент электродвигателя эффективно передается на колеса. Это существенно повышает проходимость автомобиля при низких оборотах.
- Электромотор меньше ДВС нуждается в техническом обслуживании. В основном благодаря минимальному количеству трущихся деталей.
Последнее лучше всего стимулирует распространение электромобилей в России. На них активно переходят коммерческие фирмы: погрузчики, штабелеры и прочая складская техника применяется почти повсеместно. В закрытых помещениях электропривод проявляет себя с лучшей стороны, нет неприятного запаха, ниже требования к вентиляции, защите персонала. Подзарядка доступна прямо на рабочем месте без необходимости поставки горючего, его хранения.
Принцип работы электромобиля
Вкратце рассмотрим типовое устройство и принцип работы электромобиля. Его механическая часть довольно простая. Есть аккумулятор, двигатель, который прокручивает колеса напрямую или через редуктор. Наиболее сложным элементом является электроника. Здесь изначально все управляется за счет команд бортового компьютера, от передачи сигнала нажатия на педаль газа до контроля тока при зарядке и прочего взаимодействия владельца с автомобилем.
Принцип работы:
- Нажатие на педаль газа включает подачу питания на двигатель.
- Возникающее на статоре магнитное поле воздействует на обмотку ротора.
- Создается вращающий момент, ротор начинает крутиться.
Скорость вращения зависит от подаваемого напряжения, точнее, от усилия нажатия на педаль газа (отчасти от уровня заряда батареи). Высокий крутящий момент создается буквально с нулевых оборотов, направление вращения любое, без сложных многоскоростных коробок передач. Простой и надежный редуктор, обычно в виде планетарной передачи, заменяет дорогостоящую трансмиссию и смежные узлы, характерные для автомобилей с ДВС.
Основные разновидности электрокаров
Первый момент, который следует учитывать покупателю, когда тот начнет изучать цены в России на электромобили и где купить их, это тип аккумулятора. Пока распространен только один вариант – Li-Ion, но они отличаются по емкости и по рабочему напряжению (от 350 до 800 вольт). Форму адаптируют под конкретную модель электромобиля, поэтому купить «любой» АКБ не получится. Стоит заранее уточнять доступность расходников на рынке.
Продаются следующие виды электрокаров:
- Легковые автомобили – седаны, паркетники, хэтчбеки и т.д.
- Грузовики – транспорт для перевозки грузов, чаще коммерческой.
- Служебные – спецтранспорт вроде погрузчиков, штабелеров.
Отдельная категория – общественный транспорт, это электробусы, электропоезда и пр. Отличие внутри перечисленных категорий касается внешнего вида и технических характеристик. Например, запасом хода на одном заряде аккумулятора, стоимость самого автомобиля, количеством обвесов в салоне, возможностью его эксплуатации во время передвижения
Важно учитывать, что питание на все устройства идет от одной батареи
Электротранспорт в Азии
Пока на лидирующую роль в регионе по электротранспорту безоговорочно претендует Китай. Еще с 2000 года в Китае на 1000 населения было 4 электромобиля. Через 10 лет это число увеличилось в 10 раз. К 2035 году ожидается уже 300 электромобилей на 1000 жителей.
Доступность электротранспорта правительство Китая планирует обеспечить за счет широкого распространения зарядных станций. Оно планирует выделить на это более $15 миллионов.
Южная Корея тоже не отстает: правительством было выделено $180 миллионов на улучшение инфраструктуры, приспособленной для электрокаров. Корейский электромонополист Korea Electric Power Corp. (KEPC) на эти деньги планирует построить 150 станций, оснащенных более чем 300 устройств супербыстрой зарядки не только легковых автомобилей, но и большегрузов. Или даже целых таксопарков.
Сейчас в одном только Сеуле находится 60 станций, оснащенных 240 такими аппаратами. Конечно, Сеул — это самая развитая часть страны, но и другие регионы развиваются в этом направлении. Также KEPC планирует постройку станций для технического обслуживания, автомастерских и точек, где любой желающий сможет арендовать автомобиль на день, несколько часов или месяц.
К развитию электротранспорта в Корее также подключились такие крупные компании, как Korea Hydro (водная энергетика) и Nuclear Power Co. (атомная энергетика). К 2023 году компании планируют выделить более $40 миллионов на стимуляцию внутреннего рынка электромобилей.
А вот Министерство энергетики Индии планирует перевести всю страну исключительно на электротранспорт уже к 2030 году. По оценкам правительства, это будет возможно даже без долговременной государственной помощи. Правительство ожидает, что рынок и инфраструктура будут развиваться самостоятельно, за счет спроса покупателей.
Ситуация с загрязнением воздуха в Индии одна из самых критических в мире — ежегодно из-за плохой экологии умирает более 2 миллионов человек. Сейчас у страны такие же проблемы, как и у европейских государств — плохая инфраструктура для электротранспорта и малое количество станций для зарядки. А ведь в Индии есть такие населенные пункты, которые и вовсе не имеют доступа к электричеству.
Личный автотранспорт
Выше мы уже приводили показатели автомобилизации населения России, поэтому повторяться не будем . В контексте развития транспортной инфраструктуры нас больше интересует вопрос обеспеченности гаражами, стоянками, парковками. В целом, приспособленность города к массовой автомобилизации предопределяется двумя основными факторами:
1 |
Отношение общей площади улично-дорожной сети к количеству машин. |
2 |
Отношение среднего значения жилищной обеспеченности горожан к так называемой «гаражной норме» или площади, достаточной для стоянки авто. |
Судя по пробкам и загруженности дворов машинами, в России оба этих показателя далеки от идеала. Как решают эту проблему за рубежом, мы уже, в общем и целом, знаем. Это собственно строительство дорог и транспортных развязок, в том числе в нескольких уровнях, что позволяет рационально использовать площадь городских территорий. Это меры по развитию общественного транспорта до уровня, когда общественный транспорт удобнее личного. Это строительство подземных паркингов, что тоже экономит пространство города, задействуя его в глубину.
Отметим, что различают такие основные типы парковки, как наземные, подземные, наземно-подземные. Подземный тип парковки является наиболее экономичным в плане использования территории города, но более затратным в плане обустройства. Для организации наземных парковок в крупных городах уже нет территориальных ресурсов, поэтому обустройство подземных паркингов может стать единственным достойным выходом.
Впрочем, есть и другие варианты борьбы с засильем автотранспорта. В Сингапуре искусственно ограничен ввоз в страну машин, а стоимость регистрации превышает цену авто в 1,4 раза . В Китае ограничено количество ежегодных регистраций свежеприобретенных авто, а еще по наиболее загруженным дорогам владельцам тех или иных номерных знаков разрешают передвигаться только в определенные дни. Допустим, в понедельник едут номера на 1 и 5, во вторник – на 2 и 6, и так до пятницы.
В Западной Европе в больших городах ограничивают или делают платным въезд в историческую часть. В Германии синхронизируют светофоры со скоростью автомобильного потока так, чтобы соблюдался принцип «зеленой волны» и у каждого автомобиля было минимум остановок на «красный», что тоже уменьшает количество заторов. А еще немцы практикуют порайонное перераспределение времени начала и окончания рабочего дня в расположенных там организациях, чтобы «час пик» перестал быть таковым повсеместно.
В Финляндии и, опять же, в Германии заторы принято отслеживать по сигналам мобильных телефонов и их избыточной концентрации в том или ином месте. При возникновении затора сведения передают в информационные системы онлайн- и офлайн-оповещения. В России тоже есть сервисы оповещения, например, «Яндекс.Пробки».
Но, конечно же, наименьшую нагрузку на транспортную сеть создают пешеходы. В идеале они могут вообще не мешать транспорту, если везде будут подземные либо расположенные выше уровня дороги пешеходные переходы. Чтобы ими могли комфортно пользоваться инвалиды, нужны подъемники, лифты и эскалаторы возле переходов, расположенных выше или ниже уровня дороги. Обычный съезд для коляски не решает проблему в полной мере, потому что воспользоваться им можно лишь с посторонней помощью.
Настоящее чудо индустриального пейзажа сотворили в Шанхае (Китай). По сути, это круглый пешеходный мост, а на переднем плане можно увидеть эскалатор:
А самым известным в мире можно считать Сибуйский диагональный пешеходный переход, именуемый так по названию железнодорожной станции, возле которой он расположен. Там можно переходить перекресток по диагонали, а не только по периметру:
Кроме того, в контексте развития транспортной инфраструктуры можно затронуть тему освещенности дорог, тротуаров и пешеходных переходов в темное время суток. Однако тема городского освещения сама по себе намного шире, чем освещение дорог и тротуаров, поэтому мы ее затронем в следующих уроках.
Итак, мы вкратце очертили основные варианты развития транспортной инфраструктуры города и узнали, как решаются транспортные инфраструктурные проблемы в различных городах мира. Теперь предлагаем пройти проверочный тест и перейти к следующему уроку.
История электротранспорта в России
Вопреки популярному мнению, что электромобили – это что-то новое, они существуют уже много лет. Так, первые электрокары появились в России еще в конце XIX века, когда инженер Ипполит Романов представил двухместный и четырехместный электромобили, а также омнибусы на 10 и 17 человек. Правда, они так и не были запущены в массовое производство.
Электромобиль Ипполита Романова
В СССР первые электромобили начали производить в 1947 году: это были небольшие почтовые фургоны. Среди самых известных электрокаров этого периода можно назвать УАЗ-450ЭМ, разработанный для обслуживания аэропортов, и микроавтобус РАФ-2910, предназначенный для перевозки судей во время Олимпиады-80 на соревнованиях по спортивной ходьбе и марафонскому бегу. У последнего также была модификация на солнечных батареях: так называемый “солнцемобиль” для южных регионов Союза.
Советский «солнцемобиль»
В постсоветское время эксперименты с электромобилями продолжились. Lada Эллада на базе Калины была выпущена в количестве 100 экземпляров, которые удалось распродать с большим трудом. Много шума наделал Ё-мобиль, в итоге оказавшийся удачным пиар-ходом Михаила Прохорова.
Ё-мобиль
В 2021 году Правительством РФ была принята программа развития электротранспорта в России, которая предусматривает, что к 2030 году каждый десятый российский автомобиль будет электрическим. Программа предполагает не только финансирование производства и инфраструктуры, но и выделение субсидий на покупку электромобилей.
Что такое транспортная инфраструктура?
На сегодняшний день существует несколько подходов к определению, что такое транспортная инфраструктура. Так, можно встретить определение транспортной инфраструктуры как совокупности отраслей и предприятий, задействованных в перевозках. В данном контексте понятие «транспортная инфраструктура» фактически тождественно понятию «транспортная система».
Можно встретить и другой подход, когда транспортную инфраструктуру определяют исключительно как комплекс структур и объектов, обеспечивающих техническую возможность и комфорт перевозок. В масштабах города вряд ли есть резон жестко разделять эти подходы.
Тем более что во многих городах за тот или иной транспорт и связанную с конкретным видом транспорта инфраструктуру отвечает одно предприятие. Например, оно осуществляет обслуживание троллейбусных маршрутов, ремонт подвижного состава и контактной сети для троллейбусов.
Единственное, чего точно не делает ни один перевозчик, это дороги. Любой автобус, троллейбус, такси движется по дороге, и эта дорога должна отвечать определенным требованиям. Для трамвая и метро нужны рельсы, и они тоже прокладываются с учетом утвержденных стандартов предприятиями, которые специализируются на данном виде работ.
Именно поэтому мы начнем говорить про транспортное развитие городов не собственно с транспорта, а с типов улиц и дорог, по которым движется городской транспорт.
Зависимость от батарей
Однозначно минус. У электротранспорта есть минус – он не заряжается быстро. Поэтому, когда у вас сядет аккумулятор вам придется либо вызывать эвакуатор (в случае с авто или мотиком), либо упарываться и катить его с помощью мускульной силы. Конечно, скорее всего, люди придумают способ подзарядить электротранспорт в пути, скорее всего с использованием солнечных батарей, но этот способ тоже не всем подойдет, особенно в регионах с коротким световым днем и морозной зимой.
Зависимость от окружающей среды
Традиционное топливо сохраняет свои свойства в любых условиях и работают хуже разве что в горах, где меньше кислорода для создания горючей смеси. Да и то, это справедливо только для моторов-атмосферников. Аккумуляторы плохо переносят и жару и мороз, разряжаются и деградируют со временем. Короче говоря, я бы не стал выдвигаться на электромобиле в арктическую экспедицию или другой длительный поход в отрыве от цивилизации.
Мобильность
Если забыть на секунду авто- и мото-тематику, то личный электротранспорт позволяет сделать человека значительно более мобильным, особенно это касается жизни в мегаполисе. Я всё чаще встречаю на улицаю людей на моноколесах и электросамокатах. Это действительно удобно, уже недорого и — главное! — позволяет не зависеть от пробок или общественного транспорта.
Экологичность
Это первое что приходит в голову и самый распространенный довод сторонников «зелёного» транспорта. Мол электродвигатель не производит вредных выбросов в атмосферу, а значит экология не страдает. Не страдает? Давайте разберемся с этим в комплексе. Совсем недавно наш президент очень точно заметил: электричество в розетке не берется из ниоткуда, его производят электростанции, которые с 50% долей вероятности — угольные, а они, разумеется далеко не самые экологически чистые. Да и остальные электростанции от них отстают совсем немного: газовые и угольные, помимо выбросов в атмосферу, требуют ресурсов из недр земли. Атомные – практически каждый год где-то да случается авария, а это в лучшем загрязнение атмосферы, воды и почвы на многие столетия вперед. Ветряные разрушают почву вибрацией. ГЭС – изменяют ландшафт и разрушают целые экосистемы, достаточно вспомнить сколько городов и деревень было затоплено только при строительстве Верхневолжского каскада, а сколько таких разрушений по стране? К чему в таких условиях приведет популяризация электротранспорта? Правильно, к повышению потребления электричества. Возможно, мы начнем быстрыми темпами строить геотермальные или солнечные электростанции, но что-то мне подсказывает, что все пойдет не совсем так.
Все чаще в электротранспорте используются литий-ионные и литий-полимерные батареи. У нас в стране их не утилизируют нормально. Совсем. Практически всегда их из специальных контейнеров забрасывают в общий мусоровоз и просто вывозят на свалки (сам видел неоднократно). Думаете это не проблема? Одна пальчиковая литиевая батарейка загрязняет 10 квадратных метров почвы на срок до 50 лет. Теперь представьте, как загрязнит почву аккумулятор электровелосипеда или автомобиля!
К сожалению, борцы за экологию рассматривают электромотор только с точки выбросов, а не в привязке к озвученной проблеме. Значит нормы по выбросам будут ужесточаться, а электромоторы понемногу вытеснять ДВС с рынка. Будем считать, что с экологией разобрались. Перейдем к следующему пункту.
Частный мелкогабаритный транспорт
За последний год количество компактного электротранспорта в России превысило 100 тыс. единиц. На улицах российских городов чаще встречаются владельцы электросамокатов, гироскутеров, сигвеев и моноколес. Мы разделили их на две группы по типу управления и рассказали, что происходит в этой сфере на российском рынке.
Электросамокаты. Это самый популярный вид электротранспорта среди российских потребителей. По данным газеты Ведомости, в первой половине 2021 года в Россию было завезено 320 тыс. самокатов для розничной торговли. В прошлом году этот показатель составлял 100 тыс.
Крупные компании, такие как Яндекс и Ситимобил, стремятся заполнить нишу кикшеринга — аренды самокатов. По оценке издателя «Трушеринг» Юрия Николаева, сумма привлеченных ими средств составляет не менее 1 млрд руб. Также он прогнозирует, что, совокупный объем рынка каршеринга по итогам 2021 года может достичь 10 млрд руб.
На российском рынке электросамокатов можно выделить несколько популярных брендов. Среди них: KUGOO S3, Xiaomi Mi Electric Scooter 1S, Neoline T26, Ninebot KickScooter Max G30P, HaltenRS-02 v.2.
Гироскутеры, моноколеса и сигвеи можно отнести к одной категории компактного электротранспорта. Их общая черта — отсутствие ручного управления. Скорость и направление, в зависимости от вида транспорта, задают движения ног или тела.
Моноколеса и сигвеи в равной степени популярны среди российского потребителя. Однако, они значительно уступают гироскутерам и электросамокатам по количеству поисковых запросов. Данную статистику можно изучить в сервисе Google Trends.
Статистика Google Trends по запросам с названием вида транспорта и словом «купить»
Мы изучили соотношение запросов по каждому из видов компактного электротранспорта с октября 2018 по октябрь 2021 года. Результат представлен в виде баллов популярности Google Trends, где минимальный балл — 0, а максимальный — 100.
- электросамокат — 31 балл,
- гироскутер — 15 баллов,
- сигвей — 3 балла,
- моноколесо — 2 балла.
В 2019-м году электросамокаты стали самым популярным запросом и сместили гироскутеры на вторую позицию. На третьем и четвертом местах сигвеи и моноколеса. У них есть аудитория, но она меньше, чем у гироскутеров или самокатов.
Прогнозы
В 2016 году, на одном из своих собраний, Организация стран — экспортеров нефти дала вдохновляющую оценку рынку электротранспорта. Аналитики прогнозировали появление 50 миллионов электромобилей к 2040 году. В этом году оценки экспертов выглядят еще более впечатляющими — за ближайшие 20 лет, скорее всего, мы увидим на улицах мира до 250 миллионов электромобилей. Это означает, что больше 10% всех автомобилей мира будут оснащены электродвигателями.
Эксперты Bloomberg полагают, что к 2040 году электромобили станут доступнее и даже обойдут по продажам обычные автомобили, а всего они будут составлять ровно одну треть всех автомобилей мира — до 500 миллионов машин.
Международное энергетическое агентство прогнозирует 60 миллионов электромобилей уже к 2030 году. А вот норвежская фирма Statoil — 500 миллионов электромобилей все к тому же 2030-му.
В целом большинство компаний считают, что электрическая эпоха уже не за горами. И всем производителям автомобилей стоит уже не просто задуматься, но начать выпускать транспортные средства с электрическим двигателем.
Например, автоконцерн Volvo планирует прекратить производство автомобилей с бензиновым двигателем уже к 2020 году. Лидером в производстве электромобилей, по оценкам экспертов Bloomberg, станет Китай. Это лидерство можно наблюдать и в 2017 году: китайская компания BYD сейчас опередила по продажам электрокаров даже знаменитую и многообещающую Tesla Motors.
В России Подкомитет по стратегическим инновациям считает, что 10% всех транспортных средств будут электрическими к 2020 году. О такой цифре они могут говорить на основании разработки стандарта электрических станций подзарядки. Если к 2020 году его введут, то пользоваться электротранспортом станет удобно и привычно. В целом в России ожидается выпуск 200 000 электромобилей к 2020 году. В то время как в США планируют выпустить 1 миллион, а во Франции — 100 000. Китай же пока находится на первом месте и здесь — к 2020 году планируется выпуск 5 миллионов электромобилей.
Также наблюдается тенденция снижения цен на электромобили как для частного, так и для корпоративного или даже государственного уровня. В среднем ожидается снижение цен на электротранспорт до 50% в ближайшие 15–20 лет. Такое снижение цен ожидается в связи с увеличением производства электротранспорта.
Инфраструктура, стоимость электромобилей, законодательство
Продажи электромобилей в мире постепенно возрастают. Главную скрипку здесь играют европейские страны. Здесь внедряются самые смелые государственные программы по поддержке электрического транспорта. Такие страны, как Нидерланды, Германия и Норвегия планируют постепенно на национальном уровне отказаться от транспортных средств с ДВС. В таких странах, как Китай и Япония наблюдается бурный рост продаж автомобилей и строительство зарядных станций.
Постепенно электромобили в западных странах превращаются из дорогой имиджевой игрушки в практичное транспортное средство. Во многом этому способствует маркетинговая стратегия и реклама в СМИ. Параллельно автопроизводители выпускают гиперкары на электрической тяге. Некоторые образцы не уступают по скорости и динамики суперкарам с ДВС. Это положительно отражается на популяризации электротранспорта. Таким образом, стремительно приближается эпоха электромобилей. Пропагандируется выгода для владельца при эксплуатации электромобиля по сравнению со стандартными транспортными средствами.
Следующим фактором, который тормозит расширение продаж электромобилей в России, является отсутствие инфраструктуры зарядных станций. Даже те, у кого имеются деньги для приобретения электромобиля, не спешат это делать, поскольку у них будут серьёзные проблемы при зарядке транспортного средства вдали от дома. Кроме того, процесс зарядки пока ещё остаётся довольно долгим. И может занять до 8 часов. Поэтому в большинстве случаев владельцы электромобилей ставят их на зарядку вечером, и к утру аккумуляторная батарея готова к работе.
Получается замкнутый круг. У населения России нет денег для приобретения высокотехнологичных электромобилей, а бизнесу нет смысла развивать сеть зарядных станций, поскольку пользователей электрических транспортных средств в стране практически нет. Согласно данным статистики за 2016 год в России было продано чуть больше 80 электромобилей. В развитых странах за тот же период суммарные продажи автомобилей выросли до 650 тысяч в год. По количеству купленных электромобилей лидируют США и Китай.
Из этого можно сделать только один вывод. Пока не будет нормальной покупательной способности населения для приобретения высокотехнологичных электромобилей, инфраструктура для электротранспорта в России развиваться не будет.
Заключение
Электротранспорт можно разделить на две категории — частный и общественный. А частный транспорт делится на компактный и крупногабаритный.
В сегменте частного компактного электротранспорта в России лидируют электросамокаты и гироскутеры. А моноколеса и сигвеи не имеют столь высокой популярности.
В последние годы появляется все больше частного крупногабаритного транспорта. В 2021-м году количество электромобилей превысило 10 тыс. единиц машин и это в тысячи раз меньше бензиновых или дизельных автомобилей, которых в России примерно 45 млн.
Электротранспорт только начинает появляться в быту россиян, но с государственной поддержкой и финансированием развивается быстрее. .Например, сеть общественного электротранспорта развита в большинстве городов России, активно модернизируется в Москве и других крупных городах.
Редактор:Дмитрий Егоров
Обложка и иллюстрации:Екатерина Ярмаркина