Проверка автомобильного аккумулятора
Проверить заряд аккумуляторного устройства можно несколькими способами:
Проверка аккумулятора.
- С помощью индикатора на корпусе. Некоторые батареи оснащены гидрометрическим индикатором. Он позволяет оценить не только заряд, но и наполненность реактивом. При зеленом цвете индикатора заряд и уровень кислоты находятся в норме, при белом — устройство требует подзарядки, а при красном — заряд на минимуме и/или необходима доливка реактива.
- С помощью мультиметра. Диагностический прибор устанавливается в режим вольметра и подключается к клеммам батареи. Двигатель при этом должен быть заглушен: в противном случае водитель получит заряд генератора, а не АКБ. При отсутствии нагрузки напряжение при 100% заряда составляет 12,66 В, при 75% — 12,42 В, при 50% — 12,18 В, при 0% — 11,7-11,8 В. Учитывая небольшую разницу показателей, мультиметр должен обладать минимальной погрешностью измерений.
- С помощью нагрузочной катушки. Данное диагностическое устройство представляет собой элемент сопротивления (18-20 мОм), к которому параллельно присоединен вольтметр. Катушка подсоединяется к выходам аккумулятора на несколько секунд, а затем снимаются показатели с измерительного прибора. Нагрузочные тесты проводятся преимущественно в автосервисах или в точке продажи автомобильных АКБ.
Измерение уровня заряда проводится не раньше, чем через 8-9 часов после выключения двигателя или .
Опытные автомобилисты выделяют дополнительный метод проверки батареи: на слух. Если заряд находится на достаточном уровне, то стартер машины крутится в штатном режиме. При уменьшении заряда силовая система запускается с усилием, а стартер крутится медленнее и с ощутимым затуханием.
В сервисных центрах замер заряда нередко производится при запуске двигателя внутреннего сгорания (ДВС) или световых устройств (габаритов и дальнего света).
При пуске ДВС норма напряжения составляет 9,5 В и более. Если показания вольтметра оказались ниже данного значения, это свидетельствует о разрядке АКБ или неисправностях стартера. Для дифференциальной диагностики на автомобиль устанавливается гарантированно рабочий и полностью заряженный аккумулятор.
Как можно зарядить автомобильный аккумулятор в домашних условиях
Аккумулятор транспортного средства устроен таким образом, что до определенного момента он может получать питание непосредственно от автомобиля. Но всем водителям известно, что чем дольше эксплуатируется устройство, тем чаще оно нуждается в дополнительной подзарядке. Поскольку генератор выдает напряжение 14,1 В, а этих значений достаточно лишь для поддержания работоспособности аккумулятора, а для полной зарядки необходимо получить напряжение 14,4 В.
Существует множество вариантов сбора самодельных зарядок, которые способны вернуть автомобиль в строй. Одни из них подразумевают использование сложных механизмов, таких как импульсивные схемы с автоматическими выключателями, другие наоборот предельно просты, и не требует глубоких знаний в сфере радиотехники.
Дома практически всегда можно найти составные части электроприборов, которые используются для сбора зарядки. Так, можно использовать компьютерный блок питания, отключенный от устройства. Его достаточно подсоединить к АКБ с помощью двух метровых проводов, которые необходимо замкнуть между собой, формируя перемычку. В качестве источника напряжения можно также использовать ЗУ от других гаджетов, которое на выходе имеет напряжение 12 В.
Второй способ подразумевает использование выпрямительного диода с обратным напряжением более 1000 В и током более 3 А. Главное, соблюдать последовательность подключения деталей, чтобы устройство не замкнуло. Так плюсовый вывод диода должен подключаться к ограничительной нагрузке, в качестве которой можно использовать обычную лампочку на 220 Вт.
Вне зависимости от вида ЗУ, при его подключении к аккумулятору, важно соблюдать полярность. В противном случае АКБ будет терять свой заряд
Почему батарея не заряжается?
Для зарядки АКБ используют различные типы ЗУ. Они могут быть автоматическими, регулируемыми и нерегулируемыми. При правильном использовании их, процесс зарядки может продолжаться от 12 до 15 часов. Однако в некоторых случаях он может по разным причинам отсутствовать, рассмотрим эти причины.
Виновником могут выступать как зарядное устройство, так и аккумуляторная батарея. В первую очередь следует убедиться в работоспособности ЗУ. Такие приборы заводского изготовления имеют индикаторы подключения в электрическую сеть в виде лампочки или светодиода, а также предохранители на входе и выходе прибора. Если индикатор сети светится, а заряда нет, проверьте предохранители на выходе.
Иногда проблемы заключаются в неисправности вилки на сетевом проводе или в проводах, подключаемых к аккумулятору. Если после всех проверок оказалось, что зарядное устройство в порядке, следует провести обследование аккумуляторной батареи. Имеется целый ряд неисправностей, из-за которых будет отсутствовать заряд АКБ:
- Повышение саморазряда аккумулятора не позволяет получать полноценный заряд. Это может произойти из-за загрязнения поверхности батареи. Использование «плохой» дистиллированной воды также приводит к саморазряду батареи. Можно попробовать полностью разрядить её, а затем снова зарядить, перед этим следует полностью заменить электролит;
- Разрушение пластин батареи в большей части приводит к появлению короткого замыкания внутри прибора, это не позволит получить требуемый заряд;
- Сильное окисление клемм АКБ, его можно устранить очисткой их от окислов (см. статью «Чем смазать клеммы аккумулятора»);
- Перезаряд высоким напряжением приводит к перегреву аккумулятора, а вследствие этого происходит коробление пластин, поэтому заряд будет невозможен.
Может случиться и так, что внешних повреждений не замечено, а заряд отсутствует. Это может произойти когда срок службы АКБ подошёл к концу. Как видите причин не так много. Мы постарались рассказать, почему аккумулятор не заряжается от зарядного устройства. Тщательно соблюдайте все правила по эксплуатации и обслуживанию этого прибора, тогда такие проблемы обойдут вас стороной.
Многие автовладельцы наверняка не раз сталкивались с проблемами в работе АКБ. Батарея разряжается, затем владелец пытается ее зарядить в течение нескольких часов. Но аккумулятор не берет зарядку, а приборы показывают нулевой заряд. В данной ситуации не нужно выбрасывать АКБ на помойку. Эту проблему можно решить. А начать следует с поисков причины данной неприятности.
Зарядка аккумулятора ноутбука напрямую: ищем нужные контакты
При работе с аккумуляторным блоком важно соблюдать предельную аккуратность, чтобы не ошибиться в прямом подключении к вольтметру и зарядному устройству именно нужных контактов. На примере литий-ионного аккумуляторного блока от ноутбука Asus можно увидеть, что на разъеме имеется не два контакта «плюс» и «минус», как, например, на аккумуляторной батарее автомобиля, а целых 9 выходов
Кстати, нужно отметить — любая аккумуляторная батарея ноутбука, независимо от фирмы-производителя, состоит из следующих элементов:
- BMS-драйвер (он же плата);
- аккумуляторные «банки» (количество их может быть разным, от 6 шт и более);
- контакты , обеспечивающие как электрическую цепь и питание элементов, так и подключение к плате и программному обеспечению ноутбука — с целью контроля процесса «заряд-разряд», состояния АКБ и безопасной эксплуатации устройства.
Итак, на примере аккумуляторного блока от Asus видно, что центральная группа их трех дополнительных контактов подсоединена непосредственно к «банкам» (один проводок на две штуки). Они связаны через BMS-драйвер с диагностикой показателя напряжения внутри каждого батарейного отсека (своеобразный внутренний вольтметр).
На левом и правом краях платы имеются еще по два парных проводка: это тоже «закороченные» по плате сигналы. Как видно, функция этих проводков иная, и они не помогут «запустить» батарею для того, чтобы начать процесс ее зарядки, потому что сама плата попросту не даст этого сделать.
Для того, чтобы «запустить» процесс зарядки аккумулятора, нам понадобятся два проводка из девяти, не закороченные по плате. Если отсчитать по разъему слева направо, получаем проводки под номерами 3 и 7. Именно к этим двум контактам и поступает электрический сигнал через базу, а транзистор, к которому они подсоединены, отвечает за включение и выключение.
Все, что необходимо сделать — вычленить эти два контакта из девяти и замкнуть их между собой. Если цепь разомкнута именно в этом месте — как ни старайся, при «тыкании» в другие провода запустить батарею не получится.
Такой способ, в случае работы с аналогичной электросхемой, является опробованным и вполне рабочим. А сама зарядка батареи осуществляется обычным способом — например, с помощью зарядного устройства Imax B6 и мультиметра, контролирующего напряжение, поступающее к элементам.
Однако следует знать о том, что не все батареи ноутбуков построены именно по такой схеме — с наличием контактов разблокировки. В ином случае речь, скорее всего, будет идти о ноутбуке, не снабженном такой системой защиты. А это значит, нужные контакты придется искать самостоятельно, аккуратно отсоединив батарею от компьютера и соблюдая всю возможную технику безопасности.
Изготовление самодельного зарядного устройства
Для сборки самодельного зарядного устройства для АКБ потребуется:
- Трансформатор типа TH 61-22 с последовательным соединением обмоток. Характеристики типичных компонентов: общая сила тока на первичной обмотке– не более 6 Ампер, мощность 100-150 Вт, напряжение– не менее 20 Вольт, сила тока на вторичной обмотке – не менее 8 Ампер.
- Два конденсатора серии МБГЧ переменного напряжения с максимальными показателями в 350 Вольт.
- Два диода, рассчитанные на силу тока не менее 10 Ампер.
- Амперметр, либо мультиметр.
- Тумблер-переключатель на 200-300 Вт и внутренняя проводка.
Нужно понимать, что для зарядки АКБ ёмкостью в 60 А/ч нужна номинальная сила тока в 6 Ампер. Если значение будет больше, то электролит в батарее будет быстро закипать, в случае меньшего показателя силы тока будет недостаточно для полной ёмкости.
Схема самодельного ЗУ
Инструкция к сборке:
- Для размещения компонентов необходимо подобрать корпус, простую пластину и текстолитовую плату, на которых будут крепится детали ЗУ.
- Трансформатор закрепляют на алюминиевой пластине и прикручивают саморезами к корпусу.
- Устанавливают плату с подключенными по схеме компонентами.
- На корпус выводят клеммы и регулирующее устройство.
- Проводка на выводные клеммы АКБ должна быть сечением не менее 1 мм в диаметре.
- Все детали соединяют согласно электрической схеме.
- Охлаждающий мини-радиатор монтируют у оснований диодов (можно использовать кулер от компьютера или ноутбука в 12 В).
- В цепь устанавливают предохранитель на 10 ампер и оборудуют провод к розетке стандартной вилкой.
Компоненты самодельного ЗУ для АКБ.
Меры безопасности:
- перед испытанием устройства проверить полярность и подключить измерительные приборы (амперметр, либо мультиметр);
- подключать в бытовую сеть ЗУ следует только после того, как зажимные клеммы на АКБ будут закреплены;
- корпус с элементами должен быть закрытого типа;
- включать на полную мощность подачу тока не рекомендуется;
- первый процесс зарядки нужно постоянно контролировать– в случае перегрева или короткого замыкания ЗУ немедленно отключают от сети.
КПД такого самодельного зарядного устройство в сравнении с заводскими экземплярами небольшое: потребление энергии от сети в 10 КВт даст полную зарядку АКБ за 8-10 часов. Для регулировки оптимального соотношения сопротивления и мощности следят за средними показателями во время всего процесса: 150 Ом, 6 Вт.
Регулировка постоянного тока
Суть этого метода заключается в контроле значения тока, путем регулирования его в зависимости от текущего заряда аккумулятора. Для начинающих автомобилистов он сложен, так как изменения показателя зависят от фактического состояния АКБ. Рекомендуется применять, если есть возможность постоянного контроля процесса.
Лучше всего суть этого метода рассмотреть на примере АКБ, емкость которой составляет 60А*ч. Рекомендуемый порядок действий.
- Установить значение тока в 6А, из отношения 0,1 к номинальной емкости.
- После начала выделения газов электролита необходимо снизить показатель в два раза. При значении заряда аккумулятора 14,4 В сила тока должна составлять 3 А.
- Как только показатель заряда достигнет 15 В – ток снижается до 1,5 А.
Таким способом можно зарядить АКБ до уровня от 70% до 100%. В последнем случае необходимо контролировать значение уровня заряда аккумулятора и силы тока. Если первый останется неизменным в течение двух часов – это признак полной зарядки.
Способ 1: заряжаем аккумулятор без самого гаджета
Суть в отключении батареи от ПК и применения других инструментов, чтобы восполнить недостающий заряд энергии. В данном варианте стоит все же иметь под рукой адаптер от устройства. Подойдет и любой другой, отвечающий техническим характеристикам.
Один из вариантов зарядки через другой ноут. Это самый простой и надежный метод. Чтобы зарядить аккумулятор потребуется всего лишь установить его в устройство и подключить сетевое питание. У данного способа есть недостаток: возможность отказа при дальнейших зарядках аккумулятора.
Применение адаптера питания
Это радикальный метод как зарядить аккумулятор ноутбука без ноутбука, для которого потребуются специальные инструменты:
- Сам адаптер с напряжением выше напряжения аккумулятора;
- Мультиметр;
- медные проводки (несколько штук).
Потребуются и дополнительные детали: например, изолента или скотч, паяльник.
Пошаговая инструкция как зарядить батарею ноутбука без ноутбука:
- Берут аккумулятор и проводят осмотр контактов (количество клемм может превышать 7 штук, это нормально);
- Определяют полярность (в случае отсутствие нужной информации используют мультиметр);
- Клеммы соединяют с проводками, предварительно очистив концы последних, чтобы закрепить надежнее используют клейкую ленту.
Подготовительные мероприятия закончены и далее возможно действовать, используя обычный адаптер. Крепят проводки к контактам на разъеме для входа. Здесь всегда работает схема, по которой средний сегмент соответствует «плюсу», а крайний «минусу».
Это основной наиболее распространенный способ как зарядить аккумулятор ноутбука напрямую.
Подключают штекер от блока питания. Зарядка началась.
Как определить разрядилась АКБ или нет
Разряд батареи определяется прямыми и косвенными причинами. Но обычно первыми признаками являются тусклые фары и вялый стартер. Есть и другие симптомы:
- неадекватная работа сигнализации, открывание и закрывание авто с задержкой, актуаторы центрального замка работают через раз;
- при выключении двигателя магнитола также отключается;
- тускнеет свет фар, подсветка салона, при работе двигателя яркость света меняется;
- при запуске ДВС стартер изначально схватывает, потом перестает крутить, после крутится с нормальной скоростью;
- плавающие обороты при прогреве движка.
Норма заряда АКБ
Если аккумулятор быстро разряжается, нужно проверить ток утечки в автомобиле. Нормальное напряжение шестиэлементной батареи в состоянии заряда составляет от 12,6 до 12,9 вольт. Напряжение полностью заряженного элемента составляет от 2,1 до 2,15 вольт. Более низкое значение указывает на то, что батарея разряжена.
Но это не значит, что его нельзя использовать. В идеале, конечно, нужно поддерживать батарею полностью заряженной.
На практике такое можно осуществить, только если полностью зарядить механизм, а затем подавать на выводы ток, равный саморазряду. Так что АКБ редко находится в полностью заряженном состоянии.
Таблица зависимости напряжения и степени зарядки батареи.
Эксплуатация аккумулятора с низким зарядом
Не рекомендуется эксплуатировать агрегат с напряжением менее 12 вольт. Эксплуатация в таком состоянии способствует повышенной сульфатации пластин, приводит к снижению емкости аккумулятора. Критической нормой напряжения можно назвать 10,8 вольт. Напряжение не должно опускаться ниже этого значения.
Это называется глубоким разрядом, который особенно опасен для необслуживаемых кальциевых приборов. Для них 2-3 таких глубоких разряда приводят к выходу из строя. После такого перепада напряжения они безвозвратно теряют часть своей емкости.
Плотность электролита неразрывно связана со степенью заряда. Скорость заряда можно контролировать не только по напряжению на его клеммах, но и по плотности электролита. Полностью заряженный механизм должен иметь значение плотности 1,27 ÷ 1,29 г/см3. Плотность электролита измеряется специальным прибором – ареометром.
Величина, измеренная на клеммах прибора при разомкнутой цепи (не подключенной к автомобилю), называется ЭДС, измеряется в вольтах и представляет собой работу, необходимую для перемещения положительного заряда между клеммами батареи. Без электродвижущей силы на клеммах не будет напряжения. На клеммах источника питания есть напряжение и ЭДС даже при отсутствии тока в цепи.
Если заряд АКБ и ЭДС на его выводах составляет 12,6 вольта, то после установки в автомобиль и измерения напряжения значение будет 12,4-12,5 вольт. Это считается нормой.
Допустимо ли заряжать автомобильный аккумулятор при отрицательной температуре
Да, допустимо, но не во всех случаях. Во время зарядки аккумулятор нагревается, и через некоторое время температура электролита станет выше нуля. Вы же зимой ездите на автомобиле при отрицательной температуре воздуха, и генератор исправно подзаряжает аккумулятор даже при температуре минус 30˚С.
Заряжать аккумулятор недопустимо, в случае если он в сильно разряженном состоянии находился на морозе и электролит превратился в лед, который может образоваться уже при температуре минус 10˚С. Замерзший аккумулятор нужно перенести в теплое помещение и приступать к зарядке только после того, как лед растает.
Зарядное устройство из блока питания ноутбука
Напрямую сразу подключать блок питания ноутбука клеммам АКБ нельзя. Напряжение на выходе составляет около 19 В, а сила тока около 6 А. Силы тока для зарядки 60 А/ч аккумулятора достаточно, а что делать напряжением? Тут есть варианты.
Зарядное устройство из блока питания ноутбука может быть реализовано двумя абсолютно разными путями.
- Без переделки блока питания. Необходимо последовательно с автомобильным АКБ подключить мощную лампочку от фары. Такая лампочка в данном случае будет служить токоограничителем. Решение очень простое и доступное.
- С переделкой блока питания. Тут необходимо снизить напряжение блока питания ноутбука для нормальной зарядки до 14 — 14,5 В.
Мы пойдем более интересным путем и в вкратце расскажем, как легко можно понизить напряжение блока питания ноутбука. Подопытным блоком станет универсальная зарядка к ноутбуку под название Great Wall.
Первым делом разбираем корпус, стараемся сильно его не растрепать, нам еще им пользоваться.
Как видим, блок выдает напряжение — 19 В.
Плата построена на TEA1751+TEA1761.
Для лучшего понимания дела на одном из китайских сайтов была схема ну очень похожего блока.
Отличие лишь в номиналах некоторых деталей.
Для снижения напряжение на выходе ищем резистор, который соединяет шестую ножку TEA1761 и плюс с выхода блока питания (на фото отмечен красным).
На схеме этот резистор состоит из двух (они тоже обведены красной линией).
Для удобства приводим назначение и расположение ножек из datasheet TEA1761.
Выпаиваем этот резистор и измеряем его сопротивление – 18 кОм.
Достаем из закромов переменный или подстроечный резистор на 22 кОм и настраиваем его на 18 кОм. Впаиваем его на место предыдущего.
Постепенно снижая сопротивление добиваемся показания 14 — 14,5 В на выходе блока питания.
Получив необходимое напряжение можно его отпаять от платы и измерить текущее сопротивление – оно составило 12,37 кОм.
После всего нужно подобрать постоянный резистор, с как можно близким к этому значению номиналом. У нас это будет пара 10 кОм и 2,6 кОм. Увы, в SMD исполнение ничего подобного не нашлось, пришлось кончики резисторов посадить в термокембрик.
Паяем данные резисторы.
Тестируем работу блока – 14,25 В на выходе. Напряжение для зарядки автомобильного АКБ в самый раз.
Собираем блок питания и подключаем крокодилы на конце шнура. (Необходимо тщательно проверять полярность на выходе шнура, в некоторых блоках питания «-» — это центральный провод, а «+» — оплетка).
Зарядное устройство из блока питания ноутбука работает как положено, ток в середине процесса зарядки составляет около 2-3 А. При падении тока зарядки до 0,5-0.2 А, процесс зарядки можно считать оконченным.
Для удобства зарядное можно снабдить амперметром, прикрученным на корпус, или контрольным светодиодом, который будет сигнализировать об окончании заряда
Как дополнительную меру предосторожности можно посоветовать использовать хоть какую-то защиту от переполюсовок
Общие рекомендации по подготовке автомобильного аккумулятора к зарядке
Однако форма, в которую помещен электролитический состав батареи автомобиля, не является главным критерием того, каким образом следует правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Процесс зарядки АКБ обычно выстраивается по определенной схеме, стандартной для автомобильных аккумуляторов любой разновидности. Главное — знать точный алгоритм действий и соблюдать определенную технику безопасности в случае, если вы имеете дело с батареями и с наиболее подходящими для них зарядными устройствами.
Вынимаем батарею
Если возникает необходимость, допускается заряжать батарею без снятия ее с автомобиля. Но лучше всего поставить аккумулятор на зарядку, предварительно вынув его из машины. Заодно не будет лишним, если вы проведете «генеральную уборку» подкапотного пространства и проверите, нет ли утечки жидкости из батареи (если речь идет о свинцово-кислотной АКБ).
Перед тем как начать отсоединять аккумулятор от электроцепи вашей машины, отключите всю ее бортовую сеть и выньте ключ зажигания. Не лишним будет узнать, какую клемму снимать первой с аккумулятора.
Вынимая из машины аккумулятор, внутри которого находится опасная химическая жидкость, и проверяя подкапотное пространство, не забудьте надеть на руки резиновые перчатки во избежание попадания кислоты на открытые участки тела. Если это все же произойдет, обработайте кожу щелочным содовым раствором. Вспомните школьный курс химии: щелочь — это лучший антидот кислоты .
Обращаем внимание на клеммы
Также перед снятием батареи из машины проверьте и состояние клемм автомобиля, насколько сильное имеется окисление. Если на клеммах вы увидите налет белого цвета, это и есть окисление, бороться с которым на современном этапе можно уже не дедовскими способами, а с помощью применения специальных смазок.
Кстати, если вам кажется, что емкость аккумулятора падает, а видимых причин именно в батарее для этого нет, проверьте автомобильные клеммы. Скорее всего, вы обнаружите на них тот самый толстый слой белого налета, из-за которого контакт между аккумулятором и бортовым электрообеспечением автомобиля становится слабым. Часто именно окисленные клеммы мешают полноценной подаче тока. О том, почему окисляются клеммы аккумулятора, читайте здесь →
Техника безопасности
Перед тем как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством, позаботьтесь о его хорошей очистке. Не допускайте случайного попадания пылевых и грязевых частиц внутрь электролитической жидкости батареи
В помещении, где будет проводиться зарядка аккумулятора (неважно, гараж, жилая комната, либо иное место) не должно быть газовых плит и повышенной огнеопасности. Проветривание следует обеспечить наиболее оптимальное
Даже при условиях зарядки максимально безопасной гелевой батареи старайтесь соблюдать одни и те же правила и подстраховывайте себя лишний раз. Безусловно, гелевые батареи считаются вариантом с минимальным риском. Но если, например, в корпусе такой АКБ будет хотя бы небольшой дефект, незаметный простому глазу, «утечка» опасных химических веществ тоже возможна.