Почему окисляются клеммы аккумулятора и что делать для устранения подобной проблемы?

Виды средств для смазки клемм

Перед применением различных продуктов важно знать, какими полезными свойствами они должны обладать:

  • защита от кислоты;
  • защита от влажной среды;
  • диэлектрические свойства;
  • более высокая вязкость; это свойство сохраняется при повышении температуры;
  • расширенный диапазон рабочих температур.

Многие автомобилисты задаются вопросом, как смазать клеммы аккумулятора, чтобы они не окислялись. Существует несколько типов смазочных материалов, которые защищают от окисления.

Силиконовые смазки

Характеризуется высокой влагостойкостью и широким диапазоном рабочих температур. Единственным недостатком, на который ссылаются производители, является высокая текучесть.

Тефлоновые средства

Они обладают высокой проникающей способностью при использовании на терминалах, но эту способность можно считать и недостатком. Они изготавливаются на основе силиконовых компонентов.

Масляные смазки

Эти смазочные материалы производятся как на синтетической, так и на минеральной основе. Использование специальных присадок обеспечивает повышенную защиту поверхности от окисления. К наиболее часто используемым продуктам относятся.

  • солидол;
  • вазелин;
  • LIQUI MOLY KUPFER-SPRAY.

Консистентные смазывающие средства

Характерной особенностью этого смазочного материала является использование в его составе специальных загустителей. За основу взяты минеральные масла.

Смазки с применением меди

Обеспечивает надежную защиту от агрессивных сред, высоких температур и динамических нагрузок. Обладает повышенной вязкостью.

Почему возникают окислы на клеммах аккумулятора?

При образовании на клеммах аккумулятора налета белого цвета, водитель транспортного средства должен незамедлительно предпринять меры по его удалению. Но прежде чем приступить к выполнению такого мероприятия, стоит определится с причинами появления подобного нарушения. Наиболее распространенными проблемами, которые могут спровоцировать появление окислительных процессов на клеммах могут быть:

  1. Невнимательность автомобилиста в процессе затяжки клемм;
  2. Утечка электролита из АКБ.

В большинстве случаев появлению белого налета на клеммах способствует плохое соединение клемм с выводами аккумулятора. При установке батареи на автомобиль нужно не просто накинуть клеммы, но и попробовать зафиксировать их в нужном положении болтами. Делать это не следует с применением чрезмерной силы, поскольку такие действия с большой вероятностью приведут к  деформации клемм и появлению на них трещин. Что же касается утечки электролита из аккумулятора, то эта проблема стала распространенной ввиду доступности батарей закрытого вида. В них электролит заливается непосредственно в герметичную емкость, за счет чего его расплескивание сводится к минимуму. В таких АКБ проблема может возникнуть только после длительной эксплуатации  и из-за наличия микротрещин в устройстве. Нередко испарение электролита может проявиться и при регулярном перегреве батареи или надломах на самом электроде.

Утечка между электродом и корпусом

Образование трещины между электродом и корпусом может возникать по двум причинам – это засорение вентиляционных отверстий, в следствие чего внутри батареи повышается давление или расшатывание в процессе эксплуатации. Такая утечка является наиболее распространенной.

Утечка через вентиляционные отверстия

Исходя из самой конструкции через вентиляционные отверстия, утечка происходить не должна, однако если плотность электролита превышена, то слишком бурное закипание электролита может стать причиной утечки. Нарушения в работе стабилизатора генератора и подача на аккумулятор повышенного напряжения также может стать причиной чрезмерного закипания и утечек. Часто утечки через вентиляционные отверстия вызваны замыканием пластин АКБ и, в этом случае, аккумулятор уже не подлежит ремонту.

Утечка через трещины

Пластиковый корпус аккумулятора невечный и в процессе эксплуатации нередко подвергается ударам. Появление микротрещин почти невозможно определить визуально. Протекание электролита в этом случае чаще происходит в моменты интенсивной работы аккумулятора (разрядки/зарядки). В эти моменты АКБ нагревается, а при нагревании материал корпуса расширяется и трещины увеличиваются.

Методы борьбы с окислением

Для начала требуется четко определить, имеет ли место пропуск электролита через электроды. В случае утвердительного ответа, необходимо исключить данный фактор.

Замена

Это наиболее кардинальный метод решения проблемы. Тем не менее, не все готовы сразу идти на приобретение новой аккумуляторной батареи. Однако данный способ единственный, если имеет место надлом крепления электрода. В этом случае пропуск электролита гарантирован.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Почему горит лампочка аккумулятора, как устранить эту проблему?
  • Как проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее?
  • Как правильно зарядить необслуживаемый автомобильный аккумулятор

Изоляция

Для этого можно воспользоваться как проверенным «дедовским» методом, так и современными решениями.

Видео: Окисление клемм аккумулятора

Многие автовладельцы знают, что если вооружиться колечком войлока и пропитать его моторным маслом, можно успешно решить проблему окисления. Как итог, происходит образование промасленного слоя, за счет которого и исключается испарение электролита, а на контактах не возникает налета. Исполнение сего метода предельно просто – необходимо одеть одно колечко пропитанного маслом войлока на электрод батареи, после этого зафиксировать клемму, а сверху надеть еще одно колечко. Но моторное масло – не единственный вариант. Вместо него допускается использование технического вазелина, солидола или иного изолирующего вещества.

Можно пойти более современным путем. Он подразумевает применение не простого моторного масла, а специальной пропитки – «электрожира». Подобное средство изначально разработано для защиты клемм аккумулятора.

Итог

Дабы продлить успешное и бесперебойное функционирование аккумуляторной батареи, необходимо не только бороться с окислением и образованием налета на клеммах, но и вовремя устранять причину подобного явления. Все это значительно облегчит запуск мотора в морозы.

В чём опасность окисления

Аккумулятор является расходным материалом. Да срок службы может быть хоть 3-4 года, а некоторые могут выполнять свои функции и все 6-8 лет. Но со временем срок службы батареи заканчивается по естественным причинам.

Значительное сокращение срока годности может быть связано с несколькими факторами:

  • терминальное окисление;
  • механическое повреждение;
  • разгерметизация и утечка электролита;
  • сульфатация;
  • более высокий саморазряд.

Окисление – это сплошная патология, и в большинстве случаев этому процессу подвержены именно недорогие и необслуживаемые аккумуляторы.

Окисление проявляется в виде белесого налета, появляющегося на клеммах.

Основная угроза заключается в нарушении контакта между проводами и клеммами. Последствия для аккумулятора могут быть разными. Сильно окисленные клеммы способствуют недозаряду, возникающему при работающем генераторе. Он пытается подать питание и зарядить аккумулятор, но аккумулятор не может его полностью принять.

Еще окислившиеся контакты приводят к тому, что даже при полной зарядке некоторые потребители могут не получить питание. Обычно это проявляется в виде снижения интенсивности яркости фар, поворотников и другой оптики автомобиля.

Если вы заметили, что коленвал крутится очень тяжело или двигатель заводится не так легко, как раньше, следует заглянуть под капот и проверить наличие ржавчины на клеммах.

Клемма окислилась — что делать?

Если клеммы аккумулятора именно окисляются, а не сульфатируются, то это полбеды. Если контакт между клеммой и зажимом хороший, кислород попадает туда с трудом, либо не проникает вообще. В таких случаях окисляется только открытая часть клемм, что не критично.

Бороться с этим практически бесполезно, да и бессмысленно. Сколько не убирай этот сероватый налёт путём очистки свинца до блеска — он всё равно появится. Но поскольку он на работу батареи не влияет, то лучше его не трогать. Если постоянно счищать оксид, то со временем клемму можно «сточить» до самого зажима, что тоже нехорошо.

Что касается оксидной плёнки непосредственно между клеммой и зажимом, то с ней бороться периодически надо, так как она плохо пропускает электрический ток. Но здесь есть несколько нюансов, вернее, ошибок, допускаемых автолюбителями после прочтения статей в Интернете, в которых сульфатацию путают с окислением.

Во-первых, не надо «шкурить» свинец крупнозернистыми наждачными бумагами. В результате такой обработки на клеммах образуются весьма глубоки борозды, по которым и будет позже просачиваться кислород даже с надетым и хорошо затянутым зажимом. Убирать оксидную плёнку если и можно наждачной бумагой, то только мелкозернистой. Чем меньше будет борозд, тем труднее кислороду будет добираться до свинца, дабы вступить с ним в реакцию, и окислить его.

Крупнозернистой наждачкой окислившиеся клеммы АКБ — не драть!Лучше так: зубная щётка + вода с содойПотом насухо протереть микрофиброй. Аналогично чистится весь аккумулятор

Во-вторых, не стоит наносить на место соединения клеммы с зажимом различные технические смазки – моторные масла, солидол, литол, жир, вазелин и прочее. Эти все составы – абсолютные диэлектрики. Они защищают металл от кислорода и влаги, немного замедляют коррозию. Но ток они проводят только тогда, когда клеммы зачищаются крупнозернистой наждачной бумагой. После затяжки зажима излишки такой смазки выдавливаются, и только по тем самым бороздам да бугоркам и течёт ток. Большая же часть пятна контакта — изолируется.

Это не реклама — средство покупайте любое — они все плюс минус эффективные

Если уж и пользоваться всеми вышеперечисленными смазками, то исключительно после того, как зажим надет на клемму и хорошенечко затянут. А так, для подобного рода защиты в магазинах сегодня продаются специальные составы, которые и металл от окисления защищают, и протеканию тока не препятствуют.

Как и чем очистить клеммы АКБ

Белый налет на клеммах аккумуляторной батареи представляет собой окислившийся свинец, который для взаимодействия электрода и контакта нужно стереть. Поскольку эти элементы цепи являются металлическими поверхностями, их интенсивно зачищают, не боясь повредить и не соблюдая особые правила.

Существует много способов, как очистить клеммы аккумулятора. Быстро и эффективно убрать белый налет можно как химическими реактивами, имеющимися в торговой сети, так и подручными средствами. Наиболее эффективными и доступными являются следующие методы:

  • Наждачная бумага. Перед зачисткой клемм и электрода следует выключить двигатель и убрать ключ из замка зажигания. Чтобы данный процесс не занимал много времени, для этих целей лучше применять наждачную бумагу с самым крупным размером зерна. Этот способ достаточно простой, а наждачная бумага отлично стирает следы окисления и есть практически у каждого. Необходимо зачистить электрод и клемму до блестящего состояния.
  • Чтобы удалить с клемм остатки въевшейся кислоты можно использовать содовый раствор. Если кислота контактировала с металлом, в процессе обработки клемм появятся небольшие пузырьки. Соотношение соды и воды: 1 ст. ложка на стакан. После промывки таким раствором нужно удалить с клемм остатки соды, для этого их достаточно протереть влажной салфеткой.
  • Бензин. Менее удобный метод зачистки электрода и клемм от окисления. Бензин хорошо и быстро разъедает окислы, однако существует вероятность его попадания на резиновые или пластмассовые компоненты, что может негативно сказаться на их прочности. В случае если вы решили таким способом зачищать клеммы, необходимо смочите бензином тряпку и аккуратно натирать клеммы до полного удаления следов окислений.

Важно! Для очистки клемм и электрических контактов крайне нежелательно применять WD-средства. Помимо масла, они содержат агрессивные токопроводящие чистящие средства неизвестного для покупателя состава

Также нельзя использовать ацетон, поскольку он разъедает даже металлы.

Что делать, если окислились клеммы

Определив причину, приступают к устранению налета. Токовыводы и клеммы батареи допускается очищать надфилем и наждачной бумагой.

Зачистив контакты и соединения, их понадобится уберечь от влаги, воздуха и агрессивной кислоты. С этим поможет смазка, обладающая диэлектрическими свойствами

Обратите внимание – клеммы обрабатывают только после затяжки, чтобы смазка не попала на контактирующие зоны

Если причина образования окислов – выплескавшийся электролит, то все соединения и саму АКБ обрабатывают 10%-раствором пищевой соды.

Образовавшуюся микротрещину можно заделать «шайбой» из войлока, предварительно вымочив ее в масле или литоле.

Разновидности средств для смазки клемм

Среди автомобилистов популярны такие растворы:

Как правильно смазывать клеммы?

  • водный раствор пищевой соды. Достаточно нанести готовую смесь на соединения и потереть щеткой, затем промыть водой и вытереть насухо;
  • средства на основе силикона. Хороши за счет влагоотталкивающих свойств, но характерны высокой текучестью;
  • тефлоновые средства. Особенность – высокая проникаемость, и это свойство расценивается как преимущество и недостаток;
  • масляные смазки, например, солидол, вазелин;
  • консистентные смазки с загустителями;
  • восковые средства. Такие растворы защищают от и предотвращают образование блуждающих токов.

Механическая очистка

Клеммы снимаются с АКБ машины. Последовательность отсоединения — сначала минусовая, потом плюсовая. Подключение в обратном порядке, сначала плюсовое, потом минусовое. Щёткой очищается наружная поверхность клемм и выводов. Зачистка внутренней поверхности зажимов от соли выполняется ветошью на конусе либо наждачной бумагой. Остатки порошка вытираются ветошью.

Сухие поверхности выводов и внутренняя поверхность металлических планок зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой равномерно со всех сторон, чтобы убрать мелкие раковины, увеличить площадь надёжного контакта. Поскольку выводы изготовлены из мягкого свинца, то не стоит переусердствовать. Крупные раковины всё равно не удастся удалить. Перед установкой раковины нужно заполнить электропроводящей густой смазкой. Очень крупные раковины можно запаять тем же свинцом или оловом, а потом зачистить наждачкой.

Очищенные от окиси элементы окончательно обтираются сухой ветошью, теперь аккумулятор устанавливается на автомобиль.

Устранение протечек

Слабое место любого аккумулятора – его токовые выводы. Чаще всего трещины, через которые просачивается электролит, появляются именно в этих местах. Причины просты:

  • механические повреждения – выводы банально расшатываются во время подсоединения к сети автомобиля. Особенно страдают от этого черные Тюмени – минусовая клемма аккумулятора разбалтывается на них очень быстро;
  • низкое качество корпуса батареи.

Итак, если окисляются клеммы аккумулятора – что делать? Во-первых, нужно почистить сами клеммы. Для этого лучше всего использовать среднюю или мелкую наждачную бумагу. Если налет сильный – основную массу легче всего счистить щеткой по металлу. Почищенные поверхности должны стать гладкими и блестящими.

Теперь нужно устранить причины окисления. Если возле контактов есть откровенные трещины – их лучше всего заделать эпоксидным клеем. А уже потом ставить прокладку.

Как ее сделать:

  • самый простой метод – использовать войлок. Для этого берется кусок материала, в нем прорезается круглое отверстие под выводы из батареи, после чего он пропитывается машинным маслом. Отверстие делается с таким расчетом, чтобы прокладка надевалась плотно;
  • фетровые шайбы – то же самое, только уже готовое. Точно также пропитываются маслом и подкладываются под клеммы.

Кстати, не забудьте проверить уровень электролита. Скорее всего, потребуется его поднимать.

Как правильно смазывать

Чтобы контакты на АКБ перестали окисляться, на них нужно нанести защитную смазку. Кстати, многие автомобилисты не знают, чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы они не окислялись, поэтому мажут их чем угодно.

Можно воспользоваться несколькими методами:

  • 1710 смазка для клемм аккумулятора – специальный состав, для защиты электрических контактов;
  • обработать автожиром – специальные аэрозоли для защиты от окисления;
  • смазывать литолом – лучше не стоит. Во-первых, на него налипает грязь. А во-вторых, на открытом воздухе, литол быстро высыхает и теряет свои свойства.

Скажу сразу – любая смазка это диэлектрик, поэтому нельзя допускать ее попадания между контактами. Клеммы нужно одеть, затянуть, а потом уже наносить мс 1710, автожир или другое средство.

К чему может привести окисление клемм

Со временем сопротивление в месте окисленных контактов становиться настолько большим, что на нем теряется большая часть тока аккумуляторной батареи, а стартер не может крутиться. В связи с этим будет невозможно осуществить запуск двигателя автомобиля.

Металл окисленных клемм становиться выщербленным, площадь контактной поверхности уменьшиться, что ухудшит проводимость даже после их очистки и будет способствовать более быстрому появлению окислов при дальнейшей эксплуатации. Поэтому нужно регулярно проводить визуальный осмотр клемм аккумулятора и осуществлять профилактические мероприятия, связанные с устранением плохих контактов и налета путем их очистки, а также смазкой клемм для их защиты от окисления.

Если белесый кислотный налет появляется вследствие нарушения целостности корпуса АКБ, то необходимо провести ее замену. Это связано с тем, что трещины в корпусе батареи от вибраций и толчков при эксплуатации автомобиля со временем будут только увеличиваться, что приведет к попаданию кислотного электролита в моторный отсек с вытекающими отсюда плачевными последствиями.

Появление зеленого налета на контактах может свидетельствовать о повышенной влажности в месте стоянки авто, что может привести к коррозии других его металлических частей.

Ошибки автовладельцев

Обслуживание АКБ: проверка плотности электролита
Проверка плотности электролита ареометром

Иногда неисправности появляются из-за
элементарных ошибок. Типичный пример: водитель заменил старые силовые провода
на кабели с тонким сечением. Миниатюрные жилы не способны выдерживать бортовое
напряжение и силу тока. Если до них дотронуться при заведенном моторе, можно
почувствовать высокую температуру на изоляторе. Если симптомы совпадают и
произошло окисление старых клемм аккумулятора, стоит заменить провода на новые.
Сечение — не меньше 16 кв. мм. Есть и другие ошибки:

  • нет регулярной проверки объема и
    плотности электролита;
  • к бортовой сети подключили
    дополнительные потребители.

Стоит хотя бы раз в месяц брать в руки
ареометр, измерять плотность электролита. Нормальный показатель для средней
полосы — 1,28±0,01 г/см³. Если больше, надо долить дистиллированную воду. Если
меньше — добавить в банки концентрированный раствор. Когда показатель плотности
постоянно скачет, это говорит о том, что батарея скоро придет в негодность. На
внутренних электродах осел диэлектрический налет.

При добавлении электрических приборов, не
предусмотренных конструкцией авто, электричества не хватает. Генератор работает
на полную мощность, но батарея заряжается не до конца. Это легко проверить
мультиметром. Достаточно переключить прибор в режим измерения постоянного тока
и приложить щупы к электродам. Если на дисплее цифра меньше, чем 12,6 В, значит
есть недозаряд. В результате АКБ медленно выходит из строя.

Можно ли литолом смазывать клеммы аккумулятора

Владельцы, которые бережно относятся к своим авто, иногда смазывают контакты АКБ и хомуты проводов литолом, солидолом или другими современными смазками такой же консистенции. Категорически нельзя смазывать сами токопроводящие поверхности – клеммы аккумулятора и внутренние поверхности хомутов. Такие смазки плохо проводят электричество и могут стать изоляторами, что недопустимо.

Не повредит смазка внешних поверхностей хомутов и верхней части клемм аккумулятора, если нанести её после установки хомутов на клеммы и затяжки болтов.

При разгерметизации клемм АКБ, когда начинают активно образовываться солевые хлопья, АКБ меняют. Как временная мера помогает установка самодельных прокладок диаметром 4-5 см. Их вырезают из войлока или другого мягкого пористого материала. В середине прорезают отверстия по диаметру клемм. Прокладки смазывают моторным маслом и одевают на клеммы АКБ. После этого одевают и затягивают хомуты проводов. Такие прокладки не дают попадать на клеммы испарениям и электролиту, в итоге обильные соляные хлопья не образуются.

Методы удаления окислов с поверхности клемм

Для того, чтобы электрод и контакт смогли вновь между собой взаимодействовать, образовавшийся белый налет на клеммах необходимо удалять. Многие автомобилисты прибегают в этом вопросе к довольно банальному и простому способу реанимирования клемм – зачистке твердой поверхности. Так как оба элемента цепи являются твердыми металлическими поверхностями, сделать это вполне возможно. Для выполнения подобной операции водителю пригодятся такие расходные материалы:

  • Наждачная бумага;
  • Бензин.

С помощью наждачной бумаги можно стереть практически все образования на клеммах

Перед выполнением этой манипуляции важно, чтобы АКБ была выключена и из замка зажигания был вытащен ключ. Лучше всего поверхность клемм очищается крупнозернистой бумагой

Такая работа затягивается на 10 минут, а итог превосходит любые ожидания. Если же в качестве очистителя был взят бензин, то здесь дело будет обстоять немного сложнее. Данный растворитель хорошо разъедает окисли, но он может также попасть и на поверхность из пластмасс и резиновые компоненты системы.

Способы защиты клемм от окислительных процессов

Даже, если дефекты с клеммами были устранены никогда не помешает позаботиться о их состоянии и предотвратить повторное появление белого налета на их поверхности. Чтобы окислы вновь не появились на аккумуляторе можно выполнить изоляцию клемм от мест возможного испарения или расплескивания электролита. Сделать это можно с помощью фетровых колец, пропитанных маслом. Если же подобных материалов под рукой не оказалось, можно обратиться в ближайший магазин и приобрести там специальную смазку.

Все об окислении клемм и способах их восстановления будет рассказано в этом видео:

Опубликовано:
15 мая 2018

Почему происходит окисление клемм аккумулятора

Плохое соединение наконечника провода и вывода источника питания приводит к перебоям в работе бортового оборудования и проблемам при запуске двигателя автомобиля. Появление пленки оксидов на выводах указывает на неисправность в источнике питания. Даже хороший контакт с течением времени окисляется, в результате взаимодействия металлических поверхностей с кислородом, а также причиной может стать применение различных металлов в контактной группе.

Если клемма батареи окислилась значит тому должны быть причины. Рассмотрим распространенные из них:

  1. Пары испаряющегося электролита пагубно влияют на состояние поверхности клемм аккумулятора. При взаимодействии с кислородом пары кислоты приобретают белый цвет.
  2. Плохая коммутация контактов во влажной среде может привести к появлению окисления в микрозазорах между наконечником на проводе и выводом источника питания. В результате проскакивания искр клемма покрывается черным нагаром.
  3. В процессе эксплуатации аккумуляторной батареи при условии повышенной влажности медь, которая содержится в составе клеммы покрывается зеленоватым налетом и следами коррозии.
  4. При использовании в коммутации различных металлов происходит химическое взаимодействие этих материалов и наконечники батареи могут покрываться пленкой с зеленым оттенком.

Из-за чего окисляется плюсовая клемма на аккумуляторе

В большинстве случаев положительный вывод батареи закрыт крышкой, в результате чего под ней может образовываться конденсат. При нарушении целостности корпуса и утечке паров электролита под воздействием повышенных температур, под крышкой клеммы происходит накопление частиц кислоты, что приводит к окислению.

Тем не менее закрытие положительных клемм крышками уберегает от попадания грязи и появления искрения на контактах, в результате чего может произойти короткое замыкание и источник питания выйдет из строя. На таких наконечниках в большинстве случаев наблюдают белый налет.

Почему окисляется минусовая клемма аккумулятора

Защита клемм аккумулятора с отрицательным зарядом не производится, благодаря этому накопление паров при утечке и конденсирование влаги не происходит. Однако повышается вероятность попадания грязи и мусора на поверхность металлического контакта. С течением времени при пусках могут проскакивать искры, что приводит к щерблению клеммы и ее последующем почернении.

Контакт теряется, внутренняя емкость источника питания постепенно снижается и в итоге приводит к выходу из строя батареи.

Какие инструменты и материалы понадобятся

Для отсоединения проводов от аккумулятора понадобится гаечный ключ на 10. Отвёртка с плоским жалом шириной 4–7 мм для расширения щели в клемме, отделения её от поверхности вывода. Если АКБ будет сниматься с авто, потребуется ключ для снятия удерживающего батарею кронштейна или хомута.

Для очистки соединительных деталей в продаже есть целые наборы инструментов. Ими можно легко очистить любые контакты. Но мы рассмотрим способы с применением подручных средств.

Чтобы убрать окисление солей с контактов, могут понадобиться:

  • щетка с жёстким ворсом из лески или металлической проволоки либо войлок для первоначальной очистки;
  • ёрш с металлическим ворсом для очистки внутренней поверхности клеммы;
  • старая зубная щётка для нанесения щелочного раствора — нейтрализатора кислотной соли;
  • пищевая сода или кусочек хозяйственного мыла, или специализированный спрей для нейтрализации кислотной соли;
  • наждачная бумага с абразивом № 80–150;
  • вода для промывки от нейтрализующего раствора;
  • ветошь, для промывки и обтирки;
  • прорезиненные перчатки для защиты рук.

Можно обойтись минимальным набором или только ветошью, но наличие указанных инструментов и материалов позволит качественно очистить соединительные элементы и обеспечить надёжный контакт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Раздольная энергия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: