Сколько служит аккумулятор в машине. 3-4 года

Способы обслуживания и периодичность его проведения

Периодическое обслуживание можно разделить на 2 группы процедур, которые проводятся в отношении АКБ:

  • визуальная проверка, оценка состояния по внешним признакам;
  • диагностика;
  • обслуживание, сервисные операции.

В первом случае достаточно просто взглянуть на АКБ, убедиться в целостности корпуса, проверить на наличие трещин, признаков утечки, окисления контактов и пр.

Далее выполняются уже более серьёзные работы.

Правильная диагностика автомобильного аккумулятора предусматривает проведение таких мероприятий:

  • проверка напряжения в условиях размыкания цепи, то есть когда АКБ не соединена с авто;
  • оценка рабочих параметров при запуске двигателя;
  • проверка уровня и состояния электролита.

Все эти процедуры, включая визуальный контроль, обязательно проводятся с определённой периодичностью, не ожидая появления очевидных проблем с АКБ.

Опытные автомобилисты советуют совмещать диагностику АКБ с проверкой уровня масла, омывающей жидкости, давления в шинах и пр. То есть это должно стать привычкой для автовладельца.

Что же касается обслуживания или сервисных операций, то эти работы включают в себя:

  • периодическую внеплановую зарядку внешним устройством;
  • проверку и изменение плотности электролита;
  • тестирование с помощью нагрузочной вилки;
  • проверку утечки тока;
  • профилактику сульфатации.

Чтобы самостоятельно заниматься вопросами обслуживания, требуется обзавестись соответствующим набором инструментов и материалов.

Основными составляющими выступают:

  • мультиметр;
  • вилка нагрузки;
  • ареометр;
  • ЗУ;
  • электролит;
  • дистиллированная вода.

Помимо ареометра, для проверки плотности потребуются груша и прозрачная трубочка из стекла или пластика. Подобные приспособления можно купить в виде комплекта.

Обслуживание включает в себя достаточно большой список мероприятий. Каждое из них требует отдельного пояснения и некоторых рекомендаций.

Маленькие советы автомобилисту по обслуживанию аккумулятора

Любой процесс по обслуживанию того или иного приспособления (в том числе автомобильного аккумулятора) начинается с диагностических манипуляций, и продолжается (в зависимости от получаемых результатов) соответствующими действиями. О подобных действиях, а также о способах выявления проблемы мы подробнее опишем по порядку.

Визуальный осмотр аккумуляторной батареи

АКБ, как и любую другую составляющую автомобиля, необходимо держать в чистоте. Поэтому при осмотре следует обращать внимания на наличие повреждений разного уровня и характера. В процессе осмотра приучите себя к профилактической очистке батареи. Помимо удаления грязи и пыли, рекомендуется протирать поверхность смесью пищевой соды и воды (в расчёте 1 ч. ложка на 200 мл). Такой содовый раствор идеально справляется с процессами нейтрализации кислоты на корпусе аккумулятора.

О целостных нарушениях поверхности корпуса будут сигнализировать подтёки электролита, в виде токопроводящей пленки на самой поверхности аккумулятора. Подобные излияния также могут являются причиной быстрой саморазрядки АКБ, такая батарея требует ремонта или замены.

Обслуживание аккумулятора автомобиля должно быть регулярным

Проверка уровня заряда автомобильного аккумулятора

Как правило с этим пунктом у водителей трудностей не возникает. Простая методика проверки заключается в проверке уровня заряда специальными приспособлениями: вольтметром и мультиметром. Для этого, клеммы автомобиля отсоединяются от батареи, а вместо них накидывают щупы от приспособлений. Стандартом для значения напряжения принято считать 12.6 – 12.9 В. При более низких значениях необходимо установить такой аккумулятор на дозарядку от сети. При экспуатации подобной батареи есть высокий риск ускорить сульфатацию и снизить эксплуатационный срок.

Проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторе

Удобность этой проверки заключается в её возможности, не снимая при этом батарею с машины. После снятия крышки аккумулятора, вооружившись корпусом от обычной шариковой ручки (прозрачной), окунаете корпус до соприкосновения с электролитом, таким образом, чтобы один конец был закрыт. В норме, высота следа от электролита должна быть более 10 мм. Некоторые аккумуляторы размещают на корпусах информационные панели, показывающие состояние плотности.

Проверка плотности электролита осуществляется с помощью приспособления под названием денсиметр. Температура при этом должна быть не ниже 25 градусов тепла за Цельсием. Ничего тяжелого в измерении нет. Необходимо просто окунуть корпус денсиметра (наконечником вниз) в заливное отверстие

Важно чтобы ареометр при замерах не касался стенок батареи. Далее производиться предварительные замеры

За норму, в зависимости от климатической зоны принято брать значение в 0,15-0,16 (при полном заряде батареи).

Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее

Проверка тока утечки аккумулятора автомобиля

Манипуляция схожа с проверкой уровня заряда, однако имеет различия. Повторить всю операцию нужно при установленной батареи на авто, и со включенным двигателем. Совет: используйте все те мультимедийные операции, к которым вы обычно прибегаете во время езды (радио, кондиционер, дворники). Значения уровня напряжения должно соответствовать 13 — 14.4 В.

Зарядка аккумулятора сетевым зарядным устройством(ЗУ)

Специалисты рекомендуют прибегать к зарядке от сетевого устройства хотя бы 1 раз в 3 месяца. Для сохранения целостности электролитов лучше подзаряжать батарею используя переходимый генератор. Проводить зарядку можно в авто режиме, лучше всего при бесперебойном напряжении.

Десульфатация аккумулятора

Существуют несколько действенных методов, среди которых основными являются: химический и электрический способ десульфатации. В первом случае применяют раствор Трилона Б. Его заливают в батарею и оставляют на некоторое время. В основе электрического метода используют активное возбуждение электродов внутри АКБ импульсным током с высокой амлитудой, или же с помощью многоразовой зарядки.

В чем необходимость правильной зарядки АКБ?

Аккумулятор при исправном автомобиле может прослужить 2 или 3 года, что обычно составляет от 70 до 100 тыс. км пробега. Поддерживая АКБ в заряженном состоянии, можно повысить срок его службы. При этом заряжать батарею рекомендуется, когда она разряжена наполовину или более.

Стоит помнить, что аккумуляторная батарея сама по себе не вырабатывает электрическую энергию, а накапливает ее и впоследствии питает бортовую сеть автомобиля. Во время движения транспортного средства заряд восстанавливается, а источником для подзаряда АКБ служит генератор, приводимый во вращение коленчатым валом двигателя.

Слишком частые циклы разрядки и зарядки аккумулятора автомобиля отрицательным образом сказываются на его техническом состоянии. Не только понижается уровень заряда, но и АКБ постепенно разряжается. И с течением времени этой зарядки уже недостаточно для запуска двигателя. Тогда и возникает необходимость зарядки батареи, благодаря чему работоспособность источника питания восстанавливается. Для этого применяется зарядное устройство (ЗУ).

Однако перед тем, как перейти к ознакомлению со всеми тонкостями, стоит изучить, какие виды АКБ существуют, какие главные характеристики они имеют, в чем особенность и работа зарядных устройств. Также коснемся некоторых не менее важных моментов и того, чего делать не рекомендуется.

Профилактика сульфатации

Имеется в виду покрытие сульфатом свинца PbSO4 аккумуляторных пластин, сделанных из этого металла. Развитие процесса приводит к уменьшению ёмкости аккумулятора. По большому счёту, сульфатация – естественный и неминуемый ход событий. Однако правильный уход за автомобильным аккумулятором серьёзно замедлит процесс и увеличит эксплуатационный ресурс изделия. Точно определить степень сульфатации под силу только специальному оборудованию. Проводя обслуживание аккумуляторных батарей, можно увидеть испорченные пластины: они отличаются белым налётом. Данный процесс вызывается:

  1. Длительным неиспользованием аккумулятора (например, когда машина долго простаивает).
  2. Хранением разряженной АКБ.
  3. Короткими по времени и километражу поездками, связанными с частым пуском мотора (примером может служить постоянная эксплуатация авто в городе).
  4. Чрезмерно сильным разрядом батареи.

Если сульфатация всё же началась, есть несколько способов прервать процесс. Один из них заключается в изготовлении или приобретении электронного устройства, выдающего импульсные токи. Однако найти его в продаже достаточно проблематично, а самостоятельное изготовление по силам лишь человеку, подготовленному в плане электротехники. Поэтому стоит присмотреться к более простому способу восстановления работоспособности батареи. Как обслуживать аккумулятор в этом случае? Десульфатация заключается в многократной зарядке. Ход действий такой:

  1. Проверьте плотность электролита в каждой банке и запомните, чтобы потом произвести сравнение.
  2. На ЗУ установите зарядный ток в 0,04 от ёмкости АКБ. То есть, если ваш аккумулятор на 55 А/ч, будет 2,2 А при напряжении 14 В. Время процесса – 8 ч.
  3. Оставьте батарею в покое на 12–14 ч, чтобы компенсировать потенциал на свинцовых пластинах.
  4. Измерьте плотность: если она увеличилась, процесс пошёл и процедуру нужно повторить.

Как узнать уровень электролита

Проверка уровня электролита – очень важная операция по обслуживанию АКБ. Если уровень в какой-либо ячейке мал, то она сразу же теряет емкость, а это значит, что теряет емкость и вся батарея. Кроме того, ячейка с частично сухими пластинами проживет максимум пару месяцев, и аккумулятор придется выбросить.

Если батарея обслуживаемая, то провести эту операцию несложно. Для этого даже не надо снимать АКБ с автомобиля. Для работы нам понадобится так называемая пипетка Мора.

Конструкция такой пипетки, как видно из фото, довольно проста – обычная стеклянная трубочка. Ее несложно изготовить самому. Подойдет тонкая прозрачная трубочка для коктейлей или прозрачный корпус шариковой авторучки.


Вынимаем стержень, и пипетка Мора готова

Отворачиваем пробку, опускаем пипетку в ячейку, пока она не упрется в пластины, закрываем верхний конец трубки пальцем и вынимаем ее. Осталось измерить высоту столбика электролита в трубке – это и есть уровень над поверхностью пластин. Он должен быть в районе 15-20 мм. Операцию повторяем во всех ячейках. Если в какой-либо ячейке уровень мал, доливаем необходимое количество дистиллированной воды (не электролита!).

Если батарея необслуживаемая, но с жидким электролитом, то тут есть два варианта. Если корпус АКБ прозрачный или хотя бы полупрозрачный, определяем уровень на просвет. В большинстве современных моделей батарей это сделать вполне реально. Не забываем, что ячейки в АКБ разделены перегородками, а потому проверяем уровень в каждой. Если все в порядке, то хорошо. Если нужна доливка, придется все же воспользоваться вторым методом.

Второй метод подразумевает переделку необслуживаемого аккумулятора в обслуживаемый. Внимательно рассматриваем крышку АКБ и видим места (всего их 6), где находятся технологические отверстия для заводской заливки. Берем дрель и высверливаем в крышке отверстия

Сверлим очень осторожно и неглубоко, чтобы не повредить пластины

Осталось взять пипетку, замерить уровень электролита и при необходимости долить воду. А отверстия, которые мы сделали, несложно закрыть подходящими пробками от медицинских пузырьков.

Есть и третий способ, но он, скорее, похож на шутку производителя. Это так называемый «волшебный глазок» – встроенный ареометр. Его можно встретить как в обслуживаемых, так и в необслуживаемых аккумуляторах с жидким электролитом.

Прибор показывает три состояния батареи:

  • заряд в норме;
  • надо зарядить;
  • низкий уровень электролита.

Но, во-первых, ареометр встроен только в одну секцию. В остальных пяти может твориться все что угодно, а мы и знать не будем. Во-вторых, что толку от сообщения «Необходимо долить воды», если батарея необслуживаемая? Может, производитель догадался, что наши “кулибины” могут просверлить дырки в крышке и налить воды?

Уход за аккумуляторной батареей

Чтобы АКБ служила максимально долго, нужно выполнять ее обслуживание, а именно:

  • мыть корпус от грязи, при этом следует производить очистку со снятием-установкой аккумулятора;
  • проверять надежность крепления аккумуляторных проводов, при появлении окислов очищать клеммы от налета сульфата;
  • периодически выполнять проверку напряжения на клеммах на предмет утечки тока, это просто сделать с помощью мультиметра.

На рабочем аккумуляторе напряжение на клеммах АКБ должно быть в пределах 13,8-14,5 Вольт, проверка выполняется обычным вольтметром при работающем двигателе, а так с помощью нагрузочной вилки.

Если показатели меньше, необходима подзарядка батареи посредством специального зарядного устройства, при значениях напряжения выше нормы в первую очередь следует проверить реле-регулятор генератора, вероятно, что он неисправен.

Проверку излишнего потребления тока также выполнить несложно, для этого при незаведенном моторе амперметр подключают в разрыв клеммы и минусового вывода АКБ.

Допустимая утечка не должна превышать 0,07 Ампер, если она больше, нужно разобраться, что здесь является источником повышенного расхода энергии.

Протирать корпус АКБ лучше всего раствором соды, он отлично удаляет грязевой налет и нейтрализует серную кислоту.

Клеммные контакты можно очистить с помощью железной щетки, специального инструмента или наждачной бумаги, также они превосходно отмываются ветошью с обильным количеством воды.

На обслуживаемых батареях:

  • доливка воды в электролит выполняется при комнатной температуре;
  • попадание грязи и пыли в жидкость не допускается;
  • замена электролита не приводит к восстановлению аккумулятора;
  • подливать серный раствор в банки стоит лишь на сухозаряженных батареях, в других случаях делать этого не стоит (добавляют только дистиллированную воду).

Еще важно полностью не сажать АКБ: если мотор не запускается, не следует гонять его стартером долго, нужно делать перерывы. Когда аккумулятор новый, но из него течет электролит, замкнута банка или оборвана цепь, его обязан принять по гарантии продавец изделия (при отсутствии механических повреждений)

Когда аккумулятор новый, но из него течет электролит, замкнута банка или оборвана цепь, его обязан принять по гарантии продавец изделия (при отсутствии механических повреждений).

Если же соблюдать все вышеперечисленные рекомендации по уходу и эксплуатации, батарея без заводских дефектов должна отработать беспроблемно весь заявленный производителем срок службы, радуя автовладельца своей безотказностью.

Плотность и уровень электролита в автомобильном аккумуляторе

Контроль уровня электролита

От автомобилиста требуется проводить периодический контроль уровня электролита в АКБ. Как это делается? Вообще, на корпусе автомобильных аккумуляторов наносятся метки min и max, которые показывают минимальный и максимальный уровень, соответственно.

Метки min и max Но использовать их для контроля неудобно. Большинство корпусов выполнены из пластика чёрного цвета, и посмотреть уровень внутри аккумулятора нереально. Поэтому, чтобы проверить уровень, используйте трубочку из стекла или пластика. Можете просто взять прозрачный корпус шариковой ручки или трубочку от пакета с соком. Откройте банки аккумуляторной батареи. Обычно пробки сделаны в виде единой планки или закручиваются по отдельности.

Одна крышка на все пробки

Отдельные пробки на каждую банку Опускаете трубочку в каждую банку до касания с пластинами. После этого зажимаете верхний срез пальцем и вынимаете.

Измерение уровня электролита

В трубочке должно остаться 10─12 мм электролита. Это нормальный уровень. Если меньше, нужно долить электролит или дистиллированную воду. Если уровень больше, то откачать излишки. Слишком высокий уровень не так критичен, как низкий, но также нежелателен. В крайних банках, которые ближе к выводам, уровень опускается быстрее. В случае низкого уровня вам нужно понять, что доливать, электролит или дистиллированную воду. Чтобы это узнать, нужно измерить плотность. Об этом речь пойдёт ниже.

Стоит также сказать пару слов об измерении уровня электролита в необслуживаемых автомобильных аккумуляторах. В них нет доступа к банкам. Поэтому контроль уровня в них выполняется с помощью меток на корпусе или индикатора заряда АКБ. Его ещё называют гидрометр или «глазок».

Контроль плотности электролита

В таблице ниже можно посмотреть зависимость степени заряженности АКБ и плотности электролита, а также температуры его замерзания.

Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,11 11,7 8,4 -7
1,12 11,76 8,54 6 -8
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,14 11,88 8,84 19 -11
1,15 11,94 9 25 -13
1,16 12 9,14 31 -14
1,17 12,06 9,3 37,5 -16
1,18 12,12 9,46 44 -18
1,19 12,18 9,6 50 -24
1,2 12,24 9,74 56 -27
1,21 12,3 9,9 62,5 -32
1,22 12,36 10,06 69 -37
1,23 12,42 10,2 75 -42
1,24 12,48 10,34 81 -46
1,25 12,54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60

Ареометр Для того чтобы измерить плотность, опускаете ареометр в банку и с помощью груши набираете в колбу электролит. На шкале специального поплавка внутри будет показана плотность. Таким способом измеряете плотность во всех банках и вычисляете среднее значение. Оно должно быть примерно 1,29 гр/см3.Если уровень низкий и плотность выше нормы, то просто добавляете дистиллированной воды. Она также продаётся в автомобильных магазинах и стоит недорого. Если уровень в норме, а плотность высокая, то отбираете часть электролита из банок и заливаете воду. Эту операцию нужно делать для каждого аккумуляторного элемента, поскольку банки не сообщаются между собой.

Дистиллированная вода

Если плотность электролита на заряженной АКБ ниже 1,29 гр/см3, то привести её в норму будет сложнее. Нужно отбирать раствор из банок с помощью «груши» или ареометра. Вместо него заливайте свежий электролит требуемой плотности. Может потребоваться полная замена электролита в аккумуляторе автомобиля.

Ремонт своими руками — как восстановить АКБ правильно

Добравшись до электролита, необходимо проверить три параметра:

  1. Цвет. Электролит должен быть прозрачным, без посторонних включений. Разрушающиеся свинцовые пластины придают жидкости темную окраску.
  2. Уровень. При испарении воды уровень электролита падает, что снижает мощность. У каждой батареи свои параметры уровня жидкости, но у всех аккумуляторов пластины должны быть погружены в электролит.
  3. Плотность. Она проверяется специальным прибором — ареометром. Плотность электролита в заряженном аккумуляторе равна 1.27.

Порядок выполнения диагностики необслуживаемого АКБ таков:

  1. Проверяем напряжение АКБ и бортовой сети автомобиля. Это нужно, чтобы исключить хронический недозаряд батареи. При коротких частых поездок аккумулятор зарядиться не успевает, со снижением температуры емкость падает на 20 — 40 %. Многие владельцы обвиняют вполне рабочую технику, хотя ее нужно правильно эксплуатировать.
  2. Заряжаем аккумулятор. Для заряда желательно использовать зарядное заводского изготовления, желательно с контроллером. Использование электроники повысит точность заряда. Если зарядное простое — выставляем ток примерно 0.1 от емкости. Аккумулятор 60 А/ч нужно заряжать током в 5 — 6 Ампер. зарядка длится. пока показатели на амперметре не снизятся до 2-3 ампер. Сильно разряженный аккумулятор нужно заряжать током 1-2 ампера ( около 1/20 емкости) несколько суток. Напряжение не должно превышать 15 вольт, иначе банки будут «кипеть» и могут раздуться.
  3. Просверливаем отверстия в крышке аккумулятора. Проверяем уровень электролита при помощи импровизированного щупа.. Если корпус АКБ изготовлен из светлого пластика, то уровень можно проверить, просвечивая аккумулятор фонариком.
  4. Проверяем плотность ареометром.
  5. После проверки и доливки, аккумулятор нужно плотно закрыть.

Это интересно: Каково напряжение заряженного автомобильного аккумулятора и от чего зависит этот показатель

Как откорректировать состояние электролита

Возможны три варианта коррекции плотности электролита:

  • При нормальном уровне низкая плотность. Отбираем ареометром все содержимое банки, сливаем ее в стеклянную емкость. Добавляем концентрированную кислоту, доводим плотность до рекомендуемой. Заливаем электролит в банку до уровня.
  • При низком уровне электролита высокая плотность. Требуется долить дистилированную воду, размешивая электролит стеклянной палочкой. После работы измеряем плотность.
  • При нормальном уровне высокая плотность. Сливаем электролит, добавляем дистилированную воду, заливаем до уровня.

При проведении обслуживания аккумулятора можно слить весь электролит в стеклянную или эмалированную емкость, размешать и проверить плотность. Нормальный электролит разлить назад в банки, при нехватке долить свежим электролитом с соответствующей плотностью. Доливка должна производиться во все банки равномерно, чтобы количество свежей серной кислоты было во всех банках одинаковой.

Эксплуатация после обслуживания

После вскрытия необслуживаемый аккумулятор теряет свои герметичные свойства. Такой лучше не использовать, если конструкция переворачивается или стоит в салоне автомобиля.

Любое вмешательство в крышку-лабиринт приведет к потере свойств улавливания и конденсирования паров дистиллированной воды. Ремонт превращает необслуживаемую батарею в обслуживаемую. Заглядывать в аккумулятор придется почаще.

Завершить обслуживание аккумулятора нужно зарядкой. Его разряжают, подключив несколько энергопотребителей, а после заряжают. малыми токами. После двух-трех циклов зарядки батарею желательно проверить нагрузочной вилкой. Если емкость аккумулятора резко упала, следует принять решение о его замене.

Роль кислоты в аккумуляторной батарее автомобиля

В предыдущем разделе было описано, из чего состоит электролит автомобильного аккумулятора. Теперь поговорим о том, какую роль играет серная кислота в работе АКБ. Аккумулятор автомобиля состоит из пластикового корпуса, свинцовых пластин разной полярности и электролита, в который они погружены. Конструкция пластин предусматривает наличие токоотводящих свинцовых решёток. В зависимости от типа батареи в материале решёток могут присутствовать различные легирующие добавки. Электролит в корпусе залит до определённого уровня, о котором подробнее будет сказано ниже.

Конструкция автомобильного аккумулятора На решётках пластин с положительным зарядом нанесена обмазка диоксида свинца (PbO2). На пластинах с отрицательным зарядом нанесён свинцовый порошок (Pb). Серная кислота играет ключевую роль в электрохимических процессах, происходящих в АКБ. От величины плотности электролита напрямую зависят основные параметры аккумуляторной батареи. Ниже приведены реакции, которые протекают при заряде-разряде автомобильного аккумулятора. На аноде (положительный электрод) протекает обратимая реакция:

PbO2 + SO42− + 4H+ + 2e− ⇒ PbSO4 + 2H2O

На катоде (отрицательный электрод):

Pb + SO42− − 2e− ⇒ PbSO4

В прямом направлении идёт разряд, в обратном ─ заряд аккумулятора.

Степень заряженности батареи можно определить по величине плотности электролита. В полностью заряженной АКБ плотность по банкам колеблется от 1,127 до 1,300 гр/см3. Когда вышеописанные реакции идут в прямом направлении, кислота в аккумуляторе автомобиля расходуется, и плотность электролита уменьшается. Этот процесс идёт до того момента, пока через батарею проходит разрядный ток. Напряжение на выводах АКБ поддерживается за счёт процесса диффузии серной кислоты к электродам из раствора.

В реальных условиях эксплуатации разряд продолжается до снижения плотности до 1,15 гр/см3. На этом этапе выделяющийся сульфат свинца полностью забивает поверхность активной массы пластин, и процесс диффузии уменьшается. В этот момент резко падает напряжение аккумулятора автомобиля.

Плотность электролита может меняться и по другой причине. В жаркую погоду температура под капотом может подниматься выше 100 градусов по Цельсию. В результате нагрева уровень электролита в аккумуляторе падает.

Что лучше, обычный аккумулятор или необслуживаемый?

Если автомобиль отвечает перечисленным требованиям, то ответ однозначный, новый кальциевый аккумулятор гораздо лучше. Такие АКБ снимают с автолюбителя часть обязанностей, улучшается надежность запуска автомобиля.

Другое дело – автомобиль с устаревшей системой бортового питания. В старых отечественных и зарубежных моделях с релейной системой регулировки напряжения не обеспечивается необходимая стабилизация тока заряда на клеммах АКБ. В результате возникает или недозаряд или перезаряд со всеми вытекающими последствиями. Обслуживание новых аккумуляторов затруднено или невозможно. При этом батареи часто не отрабатывают даже гарантийный срок эксплуатации.

Что делает аккумуляторную батарею «необслуживаемой»?

История вопроса такова. Для улучшения литейных и механических свойств сплавов свинца, используемых в пластинах батарей, в них стали добавлять сурьму. Кроме благотворного действия на свойства материала она дает побочный эффект: в присутствии сурьмы электролит бурно кипит. А раз кипит, надо часто проверять уровень при обслуживание автомобильного аккумулятора и периодически доводить его до нормы. В обычных батареях с этим проблем не возникает. Пробки есть в каждой банке: лей – не хочу.

Между прочим, при обслуживании автомобильных аккумуляторов уже эта простая операция в значительной степени определяет срок их службы. Чтобы продлить или хотя бы не сократить его, надо точно знать, что вода не содержит примесей, ускоряющих саморазряд. Еще лучше – вообще никаких. Только Н2О. Это в равной степени относится и к ареометру. На нем тоже могут оказаться вещества, влияющие на продолжительность работы батареи. Поэтому прибор должен быть максимально чистым.

В свое время сотрудники аккумуляторной лаборатории ФГУП НИИАЭ взяли на обслуживание несколько автомобильных аккумуляторов. Владельцам запретили делать с ними что-либо. Все необходимые действия работники лаборатории взяли на себя. Столь трепетное отношение к аккумуляторам дало потрясающие результаты. Заведующий лабораторией Николай Курзуков рассказал, что в заботливых руках его сотрудников одна из батарей, попавших к ним на эксперимент, проработала 11 лет!

Для того, чтобы свести к минимуму обслуживание автомобильных аккумуляторов, конструкторам пришлось думать, как уменьшить содержание сурьмы в сплаве свинца. Вскоре намерение сделать новый сплав воплотилось в металле, и мир услышал о малосурьмяных автомобильных аккумуляторах, в которых интенсивность кипения электролита стала заметно меньше.

Еще через некоторое время появились гибридные батареи, с положительными электродами из малосурьмяных сплавов и отрицательными из свинцово-кальциевых. За ними закрепилось название «кальций плюс» (Calcium+), которое подчеркивает улучшение электротехнических и эксплуатационных свойств.

Наконец, конструкторы сделали последний шаг и представили миру батарею, в которой все электроды стали кальцийсодержащими. Именно это и отражено в названии технологии «Са/Са». Кроме вялого кипения электролита, которого можно вообще не дождаться, новые батареи порадовали владельцев минимальным саморазрядом при длительном хранении, что актуально для тех, кто предпочитает ездить только летом. После зимней стоянки автомобильный аккумулятор сохраняет достаточно заряда, чтобы без предварительной подготовки запустить мотор.

В заключение этого небольшого исторического экскурса скажу, что это все – дела давно минувших дней. Технологию «Са/Са» запатентовала и впервые применила на своих изделиях фирма Delphi тридцать лет назад. Тем не менее все названные технологии до сих пор актуальны, и если вы отправитесь в магазин, то сможете убедиться, что производители не считают их устаревшими.

Научная мысль на этом не остановилась. После технологии «Са/Са» ученые предложили еще два варианта для того, чтобы сделать обслуживание автомобильных аккумуляторов предельно простым. Первый – сделать электролит гелем – стал активно развиваться при освоении космоса. Гель получается при добавлении в серную кислоту двуокиси кремния и позволяет добиться полной герметичности батареи, так как образование газов происходит внутри пор в массе геля. Таким батареям нет равных по стойкости к глубоким разрядам, они намного долговечнее традиционных. Распространения у автомобилистов гелевые аккумуляторы не получили из-за высоких требований к бортовому электрооборудованию и резкого падения пускового тока на холоде.

Другая технология – АGM (Absorptive Glass Mat) – вновь вернулась к жидкому электролиту, но теперь его упаковали в поры сепаратора из ультратонких стеклянных волокон, что и отражено в названии. Конструкция позволяет не только герметизировать корпус, но и сохранить работоспособность батареи даже при повреждении внешней оболочки. АGM-батареи нечувствительны к колебаниям температуры, очень стойки к глубоким разрядам, долговечны, виброустойчивы, могут работать лежа на боку и не боятся перезаряда. По АGM-технологии делают батареи с плоскими и спиральными электродами. У последних лучше стартовые характеристики и меньше внутреннее сопротивление.

Но и они не получили широкого распространения в автомобильном мире. Произошло это исключительно по экономическим соображениям. Кроме того, одна беда у них точно осталась. Оставлять глубоко разряженную батарею на морозе нежелательно. Электролит внутри замерзнет, и аккумулятор прикажет долго жить…

Обслуживание сухозаряженного аккумулятора. Восстановление АКБ

В случае приобретения сухозаряженной АКБ её потребуется заправить электролитом с плотностью в 1,27 г/см3 до установленного уровня. Не ранее, чем через двадцать минут и не позднее, чем через два часа, проводится проверка ареометром.

Если падение плотности не превышает 0,03 г/см3, то аккумулятор можно устанавливать на автомобиль для эксплуатации. В противном случае необходимо ещё подключить зарядное устройство. Ток электрозаряда при этом не должен превышать 10-ти процентов от номинального значения. Процедура проводится вплоть до появления обильного выделения газов в банках. После этого повторно контролируется плотность и уровень, при необходимости в банки ещё доливается дистиллированной воды.

После чего вновь подключается зарядное устройство (на полчаса), для равномерного распределения электролита по всему объёму секций-банок. После этого автоаккумулятор уже точно готов к применению и может быть установлен на машину для длительной эксплуатации.

Восстановление автоаккумулятора осуществляется её зарядкой малым током в течение длительного времени. Если по прошествии долгого времени плотность электролита начинает увеличиваться, то это признак положительного результата восстановления. При продолжении заряда вполне возможно его повышение до необходимого для нормальной работы уровня.

В случаях, когда пластины АКБ находятся в рабочем состоянии, то можно произвести повышение плотности электролита добавлением серной кислоты с удельным показателем в 1,4 г/см3. Реанимировать полностью разряженную аккумулятроную батареи легко в специализированной мастерской. Для этого используют специальную методику зарядки в дистиллированной воде.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Раздольная энергия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: